НДС с аренды

59

Вопрос

Учреждение сдает в аренду имущество. В договоре на аренду указана сумма НДС отдельно и указано, что данную сумму арендатор сам должен уплатить в ИФНС. Это правомерно или нет? наше учреждение освобожд. от уплаты НДС по ст.145 НК РФ.

Ответ

сообщаем следующее: Если арендатор арендует имущество у органов государственной власти (местного самоуправления), то он должен исполнять обязанности налогового агента.

При оказании бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного в оперативное управление, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта арендодатель имущества. В этой связи организация арендатор не признается налоговым агентом и у него отсутствует обязанность по перечислению НДС в бюджет.

В случае применения льготы по выручке у арендодателя доход от аренды НДС не облагается, выставляется счет-фактура «Без НДС».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Должно ли учреждение (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если оно арендует госимущество у госорганов. Арендную плату в текущем налоговом периоде оно не перечисляло

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Учреждение должно исполнять обязанности налогового агента по НДС, если оно арендует государственное (муниципальное) имущество непосредственно:

  • у органов государственной власти;
  • у органов местного самоуправления.

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.*

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы госимущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде учреждение-арендатор не перечисляло арендную плату (например, из-за отсутствия средств на лицевом счете), обязанностей налогового агента у него не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402*.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет учреждение-арендатор должно по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166, ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение учреждение должно принять самостоятельно.

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2013 № 03-07-07/12128 «О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в аренду государственного недвижимого имущества, переданного в оперативное управление, оказанных бюджетным учреждением, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость»

<…>

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в аренду государственного недвижимого имущества, переданного в оперативное управление, оказанных бюджетным учреждением, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Пунктом 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. В соответствии с данным порядком исчислять и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость обязаны арендаторы такого имущества.
В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного организации в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость главой 21 Кодекса не предусмотрено. Поэтому при оказании организацией, в том числе бюджетным учреждением, услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного ей в оперативное управление, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация - арендодатель имущества.*
В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса налогоплательщики налога на добавленную стоимость имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой этого налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная этими налогоплательщиками, без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Таким образом, операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе услуг по предоставлению в аренду государственного недвижимого имущества, осуществляемые налогоплательщиком - бюджетным учреждением, использующим в установленном порядке право на вышеуказанное освобождение, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.*

<…>

26.01.2015г.

С уважением,

Наталья Ковалева, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль