О расчетах за оказанные услуги через кассу

208

Вопрос

Помогите разобраться в данной ситуации. Учреждение оказывает платные услуги по подготовке детей к обучению в школе, родительскую плату за данную услуги родители оплачивали через банк по квитанциям, учреждение в кассу наличные денежные средства не принимает. Учреждение не имеет в штате бухгалтера - кассира, не имеет кассового аппарата, не имеет отдельного кассового помещения. Федеральное казначейство в котором обслуживается данное учреждение обязывает принимать денежные средства за обучение детей в школе наличными в кассу, а в конце рабочего дня эти денежные средства сдавать в банк на расчетный счет. Какие необходимо соблюдать требования при работе с денежной наличностью ив каких случаях учреждение имеет право принимать денежную наличность в кассу учреждения.

Ответ

сообщаем следующее: По общему правилу учреждение при оказании услуг юридическим или физическим лицам вправе учитывать полученный доход как на лицевых счетах, открытых в финоргане, так и в кассе учреждения (в пределах установленного лимита).

Следует сказать, что с мая 2014 года были внесены поправки в Закон Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым если выручка учреждения за предыдущий год превышает 60 млн руб., оно обязано предоставить покупателям возможность выбора способа оплаты товаров наличными или с помощью национальных платежных инструментов (например, банковской картой). Причем за несоблюдение данного требования с 1 января 2015 года действуют штрафные санкции.

«Закон о защите прав потребителей» в полной мере распространяется и на государственные (муниципальные) учреждения. Это следует из преамбулы к данному закону. Никаких оговорок для них статья 16.1 Закона о защите прав потребителей не содержит. Таким образом, вновь введенное правило распространяется на бюджетные учреждения, которые реализуют товары, выполняют работы или оказывают услуги гражданам.

Порядок ведения кассовых операций, наличных расчетов регламентирован Указаниями Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, Указаниями Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

При расчетах с населением за наличный расчет следует руководствоваться нормами Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению учесть денежные средства, полученные от деятельности, приносящей доход

Бюджетные и автономные учреждения субъектов РФ (муниципальные учреждения) средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах субъекта РФ, муниципального образования. Порядок отражения операций на лицевых счетах устанавливает соответствующий финансовый орган (например, департамент финансов). Это следует из положений части 3 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.У автономных учреждений также есть право учитывать эти средства на счетах в кредитных организациях (п. 3 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

В федеральных бюджетных и автономных учреждениях порядок проведения операций со средствами от платной деятельности зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетные учреждения кассовые операции со средствами от платной деятельности проводят в Порядке, утвержденном приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н.*

О том, может ли бюджетное учреждение использовать выручку от платной деятельности, поступившую в кассу, минуя лицевой счет в Казначействе России, см. Вправе ли учреждение использовать выручку от платной деятельности, поступившую в кассу.

Бухучет

Денежные средства, полученные от платной деятельности, нужно отражать на счете 0.201.00.000 «Денежные средства учреждения». В частности, на нем учитываются средства:

Об этом сказано в пункте 155 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

К счетам учета операций в обязательном порядке формируйте забалансовые счета 17 и 18, в том числе и в части операций, проведенных через кассу учреждения.

Аналитический учет по этим счетам ведите в многографной карточке (ф. 0504054).

Такой порядок установлен пунктами 365–368 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Бухучет средств на счетах

Деньги, поступившие учреждению на счета в банке или Казначействе России (финоргане), отражайте на бухгалтерских счетах:

  • 0.201.11.000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;*
  • 0.201.21.000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации».

Это следует из пункта 155 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктов 7176 Инструкции № 183н,пункта 71 Инструкции № 174н.

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с движением денежных средств от платной деятельности на счетах учреждений, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Поступление и выбытие денег на счетах оформите следующим образом:

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.31.660 (2.206.26.660, 2.303.06.730…)
– отражено поступление денег на счет учреждения;

Дебет 2.302.22.830 (2.206.26.560, 2.303.06.830…) Кредит 2.201.11.610
– отражено выбытие денег со счета учреждения.

Такой порядок установлен пунктами 72–73 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 201.01).

Пример отражения в бухучете денег, поступивших на счет учреждения

Бюджетное учреждение «Альфа» в рамках платной деятельности проводит подготовительные курсы.* Стоимость обучения на курсах – 10 000 руб. 15 сентября поступила оплата за обучение от слушателя курсов.

15 сентября в учете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.31.660
– 10 000 руб. – поступила предварительная оплата за подготовительные курсы;

Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130)
– 10 000 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

Бухучет средств в кассе*

Для учета денежных средств от платной деятельности в кассе учреждения используйте счет 0.201.34.000 «Касса». На этом счете денежные средства учитывайте как в рублях, так и в иностранной валюте (п. 166 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Учет операций по счету ведите в журнале операций «Касса» (ф. 0504071) на основании документов, прилагаемых к отчету кассира (п. 168 Инструкции к Единому плану счетов № 157нМетодические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н).

Прием денежных средств в кассу учреждения оформите квитанцией (ф. 0504510) и приходным кассовым ордером (ф. 0310001).

При выбытии денежных средств из кассы учреждения оформите:

  • расходный кассовый ордер (ф. 0310002);
  • ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501).

Учет кассовых операций ведите в кассовой книге. О том, какую форму кассовой книги должны применять бюджетные и автономные учреждения, см. Какую форму кассовой книги должны применять бюджетные и автономные учреждения.*

Такой порядок установлен пунктом 167 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с движением денежных средств от платной деятельности в кассе учреждения, зависит от типа учреждения.

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2.Статья: Когда к оплате придется принимать банковские карты

Продавцов обязали предоставить покупателям право выбора оплаты товаров (работ, услуг) наличными или с помощью национальных платежных инструментов (например, банковской картой).* Причем за несоблюдение данного требования с 1 января 2015 года будут действовать штрафные санкции*.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 112ФЗ.

Национальная система платежных карт

Законом № 112-ФЗ в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» введена новая глава 4.1 «Национальная система платежных карт». Система платежных карт должна обеспечить бесперебойность, эффективность и доступность оказания услуг по переводу денежных средств. Переход к новой системе обусловил ряд сопутствующих законодательных новелл, о которых пойдет речь далее.

Поправки в Закон о защите прав потребителей

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» с 5 мая 2014 года пополнился статьей 16.1. Согласно пункту 1 этой статьи, продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Национальные платежные инструменты – это платежные карты и иные электронные средства платежа (ст. 30.1 Закона № 161ФЗ). Например, к таковым относятся банковские карты, электронные кошельки, платежные терминалы.

Закон о защите прав потребителей в полной мере распространяется и на государственные (муниципальные) учреждения. Это следует из преамбулы к данному закону. Никаких оговорок для них статья 16.1 Закона о защите прав потребителей не содержит. Таким образом, вновь введенное правило распространяется на бюджетные учреждения, которые реализуют товары, выполняют работы или оказывают услуги гражданам.

Правда, в пункте 1 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей есть общее исключение. Вариант способа оплаты покупателям (потребителям) могут не предоставлять те продавцы (исполнители), которых можно отнести к микропредприятиям по объему выручки. То есть если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета НДС не превысила 60 млн руб. Этот показатель определен постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101.

И тут возникает вопрос: какие доходы следует учитывать учреждению при определении выручки, чтобы установить, не превышает ли она предельного размера? Логично, что речь может идти о доходах, полученных от предпринимательской деятельности,* поскольку выполнение работ (оказание услуг) учреждением в рамках государственного (муниципального) задания совершается за счет субсидии из бюджета.

Ответственность за нарушение новых правил

Во-первых, продавец (исполнитель) несет ответственность за убытки потребителя, которые у него возникли в связи с тем, что он не смог рассчитаться желаемым способом. Это установлено пунктом 5 статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей.

Во-вторых, с 2015 года будет действовать часть 4 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (п. 3 ст. 5ч. 3 ст. 8 Закона № 112-ФЗ). Она предусматривает штрафы за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов по выбору потребителя.* Для должностных лиц размер штрафа составит от 15 тыс. до 30 тыс. руб., а для учреждений – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. › |

› | С 2015 года на основании части 4 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях также могут оштрафовать за нарушение иных установленных законом прав потребителей, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

Важно запомнить
Если выручка учреждения за предыдущий год превышает 60 млн руб., оно обязано предоставить покупателям возможность выбора способа оплаты товаров.* При этом нельзя устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты (п. 4 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей).

А.И. Ильина, юрист

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 7, ИЮЛЬ 2014

3. Статья: Какие компании обязаны принимать к оплате карты и что будет, если этого не сделать

Недавно вышел Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 112-ФЗ. Он внес много изменений, мы разберем одно из них – поправку в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1. Теперь организации и предприниматели, которые реализуют товары или работы населению, должны принимать к оплате банковские карты. А уже с 2015 года за невыполнение этого требования компании будут штрафовать. Тем, кто пока работает только с наличкой, важно вовремя разобраться в системе карточной оплаты. Начнем с того, кто может избежать этой участи.

Кому разрешили не принимать банковские карты у населения

Не принимать банковские карты чиновники разрешили только определенной группе организаций и предпринимателей. А именно тем, у кого выручка или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов за прошлый год не превышает предельных значений для микропредприятий.

Обратите внимание, принадлежность к микропредприятиям ограничивается и другими показателями, которые прописаны в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Например, численность компании не должна превышать 15 человек. Но в данном случае эти ограничения не имеют значения. Ориентироваться надо только на выручку от реализации (без НДС) и балансовую стоимость активов.*

Причем, Правительство РФ постановлением от 9 февраля 2013 г. № 101 установило только один показатель – предельное значение выручки от реализации товаров, работ и услуг в размере 60 млн руб. Но по логике Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 112-ФЗ этот максимальный показатель следует применять и к остаточной стоимости ОС и НМА.

Так что если за 2013 год выручка компании составила 60 млн руб. и меньше и при этом остаточная стоимость основных средств и НМА также не превысила это же значение, то в 2014 году обязанности принимать к оплате банковские карты у компании нет. Это следует из статьи 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 и постановления Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101*

Данные по выручке и стоимости активов нужно брать, понятное дело, из бухгалтерской отчетности за предыдущий год.

Александр Погребс, эксперт СКБ Контур

Журнал «Семинар для бухгалтера», № 9, сентябрь 2014

4.Рекомендация: Как соблюдать лимит расчетов наличными

Все организации, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, обязаны соблюдать лимит наличных в кассе. Такое требование прямо прописано в пункте 6 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У. И если его нарушить, то учреждению грозит штраф.*

Для того чтобы не нарушать закон, нужно четко понимать, каков предельный размер расчетов наличными, когда его превышать нельзя и для каких платежей он не действует. Обо всем этом подробнее читайте в этой рекомендации.

Расчет лимита, и когда он действует

Максимальный размер расчетов наличными составляет 100 000 руб. Это ограничение действует для платежей по одному договору. А значит, если заключить несколько договоров с одним и тем же контрагентом, то сумма всех наличных расчетов с ним может быть больше лимита. Главное – соблюсти ограничение для каждого отдельного соглашения.

Лимит действует без временных ограничений. То есть сколько бы времени ни прошло с момента, когда договор заключен, лимит по нему учитывайте при расчетах наличными.

Лимит установлен для расчетов между:

  • учреждением с другими организациями;
  • учреждением и индивидуальными предпринимателями.

На расчеты с гражданами ограничения не влияют.

Из всего этого следует, что учреждение не может оплатить наличными всю сумму по договору (в т. ч. долгосрочному), если цена, указанная в нем, превышает 100 000 руб. Периодичность платежей значения не имеет.* Рассмотрим на примере. Допустим, цена договора – 200 000 руб., тогда расплатиться наличными по нему можно только в сумме 100 000 руб. И если первый взнос в кассу контрагента по такому договору вы сделали в сумме 55 000 руб., то размер следующего наличного платежа по тому же соглашению будет максимум 45 000 руб. Сверхлимитный же остаток по договору придется перечислять в безналичном порядке на счет контрагента.

Все это следует из пунктов 5 и 6 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Максимальный размер расчетов наличными действует на все обязательства, которые предусмотрены договором. То есть не только на цену договора, но и на штрафы, пени и любые другие предусмотренные санкции, а также возмещение убытков. Причем даже когда их исполняют и после окончания действия соглашения. Это следует из абз. 2 п. 6 указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У.

Для примера, учреждение вовремя не рассчиталось по договору, цена которого 80 000 руб. Теперь оно обязано доплатить еще и 30 тыс. штрафа. В этом случае долг погасить наличными можно только в пределах 100 тыс. Остальные 10 тыс. нужно будет уплатить только по безналу.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

5.Рекомендация: Как соблюдать лимит остатка денежных средств в кассе

Наличные деньги учреждения могут хранить в кассе только в пределах установленного лимита. То есть ежедневно в кассе может оставаться не больше определенной суммы. Размер такого лимита определяет руководитель учреждения своим приказом (распоряжением). И именно с этой величиной надо сравнивать остаток наличных в кассе, выведенный по кассовой книге на конец рабочего дня. Такой порядок установлен 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль