Отказ в приеме УПД

1440

Вопрос

Мы - казенное учреждение (не плательщики НДС), заключили договор на оказание услуг. Исполнитель услуги (плательщик НДС) предъявил к оплате вместо обычного счета-фактуры и акта выполненных работ универсальный передаточный документ. Орган казначейства отказывается принять УПД к оплате, ссылаясь на то, что они никогда не видели такой формы. На какие нормативные акты я могу сослаться для объяснения, что я не имею права отказать в приеме УПД и что УПД является таким же документом- основание к оплате, как и акт выполненных работ?Более того, в текущий момент у меня работает проверка финнадзора, и когда я обратилась к ним с данным вопросом, они сказали, что скорее всего они бы также не приняли УПД в оплату и составили бы акт о нарушении. Спасибо.

Ответ

сообщаем следующее: В соответствии с положениями подпункта 16 пункта 5 приказа Минфина России от 01.09.2008 № 87н органы Федерального казначейства при санкционировании оплаты обязательств получателя бюджетных средств по государственным контрактам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляют контроль на наличие реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура), выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации (далее - документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств). Универсальный передаточный документ разработан Федеральной налоговой службой и содержит все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и для счетов-фактур, и для первичных учетных документов. Форма документа доведена письмом ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@, согласованным с Министерством Финансов Российской Федерации (письмом от 07.10.2013 N 03-07-15/41644). В этой связи, указанный документ может быть предоставлен получателем бюджетных средств вместе с платежным документом в подтверждение возникновения денежных обязательств по государственному контракту.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как применять универсальный передаточный (корректировочный) документ (УПД и УКД)

При отгрузке товаров или передаче работ, услуг, имущественных прав организациям вовсе не обязательно оформлять отдельно и счет-фактуру, и передаточный документ (товарную накладную, акт и т. д.). В настоящее время такие документы можно объединять в один универсальный передаточный документ (УПД). А в случае изменения стоимости товаров (работ, услуг) после отгрузки – универсальный корректировочный документ (УКД). Такое изменение может быть вызвано увеличением или снижением либо цены, либо количества (объема) поставленных ресурсов.

Однако организации госсектора в отличие от коммерческих по-прежнему обязаны применять формы, установленные бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Эти формы приведены в приложениях к приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н, в частности, это:

  • накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007);
  • акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).

Поэтому учреждения могут оформлять УПД и УКД чаще всего при оказании услуг и выполнении работ. При отгрузке материальных ценностей оформление этих документов не совсем оправданно, так как в любом случае нужно формировать первичку с учетом требований бюджетного законодательства.

Также бухгалтер госучреждения может столкнуться в работе с УПД и УКД при получении таких документов от продавца при покупке товаров (работ, услуг).

Рекомендуемые формы универсального передаточного документа (УПД) и универсального корректировочного документа (УКД) отвечают требованиям бухгалтерского и налогового законодательства. Разъяснения по составлению и использованию УПД приведены в письме ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96. Аналогичные разъяснения в отношении УКД содержатся в письме ФНС России от 17 октября 2014 г. № ММВ-20-15/86. Оба письма размещены на официальном сайте налоговой службы (www.nalog.ru) в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».*

Поскольку форма УПД носит рекомендательный, а не обязательный характер, в нее можно добавлять столбцы или вносить дополнительную информацию (письмо ФНС России от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121). Аналогичные выводы можно сделать и в отношении УКД.

По своему статусу УПД и УКД приравниваются к первичным учетным документам. Поэтому эти формы (если учреждение примет решение их применять) должны быть утверждены руководителем учреждения и закреплены в учетной политике. Подробнее об этом см. Как организовать документооборот в бухгалтерии.

Отказ от составления счетов-фактур и переход на применение универсальных документов тоже целесообразно отразить в учетной политике. Если учреждение переходит на оформление универсальных документов в середине года, дополнения к учетной политике следует внести до начала очередного налогового периода по НДС.*

Назначение универсальных документов

Назначение универсальных документов зависит от присвоенных им статусов: 1 или 2. Документы составляет продавец (исполнитель), следовательно, он же указывает и соответствующий статус.

Статус 1 означает, что УПД (УКД) можно использовать и как первичный документ для оформления хозяйственных операций, и как основание для изменения налоговой базы или вычета НДС, то есть как счет-фактуру (корректировочный счет-фактуру).

Статус 2 означает, что УПД (УКД) применяется только как первичный документ для оформления хозяйственных операций. Например, как накладная или как соглашение об изменении стоимости отгруженных товаров. В этих случаях продавцу придется составить отдельный счет-фактуру или корректировочный счет-фактуру.

Впрочем, сам по себе статус документа носит сугубо информационный характер. На самом же деле нужно смотреть, какие реквизиты в универсальных документах заполнены. Если, к примеру, в нем пустует графа «Налоговая ставка» (графа 7), то покупатель не сможет предъявить к вычету НДС по такому УПД (УКД). Даже если в документе будет значиться статус 1. Дело в том, что налоговая ставка является обязательным реквизитом и первичного, и корректировочного счета-фактуры (п. 55.2 ст. 169 НК РФ). Без него счета-фактуры считаются заполненными неправильно, и возмещать НДС на основании таких универсальных документов нельзя.

Если же все обязательные реквизиты счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) в универсальном документе заполнены правильно, сумму НДС, предъявленную продавцом, покупатель вправе принять к вычету. То, что формы универсальных документов не упоминаются ни в Налоговом кодексе РФ, ни в постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, для вычета значения не имеет (письмо Минфина России от 16 июня 2014 г. № 03-07-09/28664).

Кто может использовать универсальные документы

Формы УПД и УКД могут использовать любые организации, в том числе и те, которые не платят НДС. Например, учреждения, перешедшие на спецрежимы или использующие освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, могут применять УПД и УКД в качестве первичных учетных документов для подтверждения расходов (письмо ФНС России от 5 марта 2014 г. № ГД-4-3/3987). При этом им не нужно заполнять:

  • графу 7 «Налоговая ставка»;
  • графу 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю».*

Заполнение универсальных документов

УПД

Если учреждение решило заменить формой УПД и счет-фактуру, и первичный документ, то универсальному передаточному документу нужно присвоить статус 1. В этом случае необходимо заполнить все реквизиты. Ведь в УПД собраны обязательные реквизиты для всех первичных документов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ) и для счета-фактуры (п. 5 ст. 169 НК РФ).

Если же используете форму УПД только как первичный документ, то есть помечаете в нем статус 2, заполнять все реквизиты не обязательно. Можно оставить пустыми строки, которые обязательны исключительно для счета-фактуры:

  • строку 7 «К платежно-расчетному документу»;
  • графу 6 «В том числе сумма акциза»;
  • графу 7 «Налоговая ставка»;
  • графу 10 «Цифровой код страны происхождения товара»;
  • графу 10а «Краткое наименование страны происхождения товара»;
  • графу 11 «Номер таможенной декларации».

Ту часть УПД, которая полностью дублирует счет-фактуру, заполняйте по правилам, установленным для оформления счетов-фактур. То есть в соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ и приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Следует отметить, что форма УПД в отличие от счета-фактуры имеет реквизит «М.П.». Однако он не является обязательным. Поэтому, если на документе не будет печати, покупатель (заказчик) все равно сможет принять УПД в качестве основания для вычета НДС и подтверждения расходов по налогу на прибыль. В то же время, поставив печать, продавец (исполнитель) сможет не заполнять строку 14 «Наименование экономического субъекта – составителя документа (в т. ч. комиссионера/агента)», а покупатель (заказчик) – строку 19 «Наименование экономического субъекта – составителя документа». Это при том условии, что в оттиске есть информация о полном наименовании организации, составившей документ.

Подробные рекомендации по заполнению отдельных реквизитов УПД приведены в приложениях 3 и 4 к письму ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96.

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.09.2008 № 87Н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (с изменениями на 27 декабря 2013 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года)

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 1 сентября 2008 года № 87н

ПОРЯДОК
санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета*

(с изменениями на 27 декабря 2013 года)

1. Настоящий Порядок разработан на основании статей 219 и 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок санкционирования Федеральным казначейством и территориальными органами Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) оплаты за счет средств федерального бюджета денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе или органе Федерального казначейства.

2. Для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Заявку на кассовый расход (код по ведомственному классификатору форм документов (далее - код по КФД) 0531801), Заявку на кассовый расход (сокращенную) (код формы по КФД 0531851), Заявку на получение наличных денег (код по КФД 0531802), Заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (код формы по КФД 0531844) (далее - Заявка) в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.Заявка при наличии электронного документооборота между получателем средств федерального бюджета, администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета и Федеральным казначейством или органом Федерального казначейства представляется в электронном виде с применением электронной подписи (далее - в электронном виде). При отсутствии электронного документооборота с применением электронной подписи Заявка представляется на бумажном носителе с одновременным представлением на машинном носителе (далее - на бумажном носителе). Заявка подписывается руководителем и главным бухгалтером (иными уполномоченными руководителем лицами) получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета).

3. Уполномоченный руководителем Федерального казначейства (органа Федерального казначейства) работник не позднее рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) Заявки в Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства), проверяет Заявку на соответствие установленной форме, наличие в ней реквизитов и показателей, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, наличие документов, предусмотренных пунктами 79 настоящего Порядка и соответствующим требованиям, установленным пунктами 10-13 настоящего Порядка.

4. Уполномоченный руководителем Федерального казначейства (органа Федерального казначейства) работник не позднее срока, установленного пунктом 3 настоящего Порядка, проверяет Заявку на соответствие установленной форме, соответствие подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) в порядке, установленном для открытия соответствующего лицевого счета.

5. Заявка проверяется с учетом положений пункта 6 настоящего Порядка на наличие в ней следующих реквизитов и показателей:*

16) реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура), выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации (далее - документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств)»*

04.02.2015г.

С уважением,

Екатерина Самодурова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль