Порядок уплаты налога за негативное воздействие на окружающую среду

1444

Вопрос

Разъясните  порядок уплаты  налога за негативное воздействие на окружающую среду, в части оплаты за размещение отходов.
          Санаторий имеет Проект «Нормативов образования отходов  и лимитов на их размещения (ПНООПР)» и Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение № 001719 со сроком действия с 19.10.2009 по 17.10.2014г.
В связи с выходом Приказа Минприроды России от 25.02.2010г. №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» п.3 действия настоящего порядка не распространяется на вопросы обращения отходов лечебно-профилактических учреждений.
         Был сделан официальный запрос в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу номер исх. письма № 713 от 02.07.2014г. и получен ответ номер вх.письма № 08-29/3267 от 18.07.2014г., согласно которого нам отказывают  в получении документации «Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение», а следовательно при отсутствии такого документа плата за размещение отходов взимается с применением пятикратного повышающего коэффициента.
        Вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются на законодательном уровне только Санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.7.2790-10.
Требования федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не распространяются на медицинские отходы.
Постановлением Правительства РФ  от 12.06.2003 №344 не установлены нормативы платы за размещение медицинских отходов. Если ЛПУ не могут разрабатывать проекты на норматив отходов, то как тогда платить за размещение отходов?

Ответ

В случае отсутствия у ЛПУ утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, плата взимается  с применением к ним пятикратного повышающего коэффициента.

 

Согласно статье 16 Закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, медицинские отходы (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) включены в реестр отходов под кодом 7 47 800 00 00 0. Таким образом, отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) классифицируются как отходы и, следовательно, оказывают негативное воздействие на окружающую среду при их размещении. К иным видам негативного воздействия размещение отходов ЛПУ не относится.

Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее предельных размеров устанавливает Правительство Российской Федерации. Плата взимается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 по нормативам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Минприроды России в письме от 26.01.2012 г. № 12-47/896 разъясняет общие требования в отношении платы за негативное воздействие, которая представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов. По сути, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду.
В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
В отношении отходов лечебно-профилактических учреждений плата за негативное воздействие при размещении отходов на законодательном уровне не урегулирована .

Вы может обратиться с официальным запросом в Минприроды России.

1. Письмо Минприроды России от 16.12.2011 № 12-46/18775 «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами»

«Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение о регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами и сообщает.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 (зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2010 г., регистрационный номер № 16796), действие данного Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.

В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. № 163 (зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011 г., регистрационный номер № 19871).

Вопросы обращения с биологическими отходами регулируются Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469  (зарегистрирован в Минюсте России 5 января 1996 г., регистрационный номер № 1005).

Вместе с тем, отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (согласно пункту 2 статьи 101 данного Федерального закона статья 49 вступает в силу с 1 января 2012 года) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.

На основании вышеизложенного Минприроды России сообщает, что действие норм Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяются на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов в целом), а также на биологические отходы, и, как следствие, выдача разрешительной документации в области обращения с отходами на вышеуказанные отходы неправомерна».

2. Письмо Росприроднадзора от 16.12.2011 № 17-22/20927 "О порядке рассмотрения ПНООЛР для ЛПУ"

«В связи с многочисленными обращениями лечебно-профилактических учреждений в адрес Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу по вопросу согласования проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЛПУ и порядка взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду просим довести до сведения указанных учреждений следующую информацию.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 № 50, действие данного Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.

В письме Росприроднадзора от 12.07.2011 исх. № СМ-08-03-31/8780 даны разъяснения, что на настоящий момент нормативно-правовые акты, определяющие порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов лечебно-профилактических учреждений и лимитов на их размещение, отсутствуют.*

В части взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду сообщаем, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". На основании п. 6 указанного Порядка, в случае отсутствия у природопользователей разрешительных документов, плата взимается по нормативам в пределах установленных лимитов с применением к ним пятикратного повышающего коэффициента.

Таким образом, в случае отсутствия у ЛПУ утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, плата взимается по нормативам платы за размещение отходов производства и потребления, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", с применением к ним пятикратного повышающего коэффициента».*

3.Письмо Минприроды России от 26.01.2012 № 12-47/896 «О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩЕЮ СРЕДУ»

«Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. По сути, платежи за негативное воздействие на окружающую носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами* (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Что же касается порядка определения платы и ее предельных размеров, то федеральный законодатель предоставил право его установления Правительству Российской Федерации.

Необходимо разделять содержание понятия «размещение отходов как вид негативного воздействия на окружающую среду» (статьи 1, 16 Федерального закона от 10 января 2010 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) и понятия «размещение (хранение и захоронение) отходов как вид производственно-хозяйственной деятельности» (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В первом случае размещение отходов является следствием производственно-хозяйственной и иной деятельности, аналогичным выбросу и сбросу загрязняющих веществ, соответственно, в атмосферный воздух и водные объекты, и плата взимается на основании статьи 16 Федерального закона об охране окружающей среды как за вид негативного воздействия.

Во втором случае размещение отходов служит предметом такой деятельности, которая включает хранение и захоронение отходов и осуществление которой требует определенных эксплуатационных затрат, связанных с деятельностью по обращению с отходами. Указанные затраты выступают в форме оплаты услуг тарифов специализированных организаций, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, в том числе обеспечивают их хранение и захоронение в объектах размещения отходов.

Кроме того, Закон об охране окружающей среды предусматривает взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду и устанавливает основные существенные признаки этой платы: объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду, в том числе размещение отходов производства и потребления (статья 16); субъекты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 15); в общей форме облагаемая база - выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны (статьи 22 - 28

 

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль