Освобождение от уплаты НДС

105

Вопрос

Бюджетное учреждение получает субсидию на выполнение госзадания, целевую субсидию и доход от платных услуг. По ст.145 НК получено освобождение от НДС на период с 01.04.2014 по 01.04.2015. Но в феврале 2015 года заметили, что доход за месяцы август+сентябрь+октябрь превысил 2 млн.руб. В ст.145 НК не указано, как поступить в данной ситуации, позвонили в налоговую, как в данном случае поступить, рекомендаций не получили.1) С какой суммы (налогооблагоемой базы) доплачивать НДС - с той, что выставили или же НДС должен быть внутри выставленных счетов? Будет ли дебиторская задолженность контрагентов на сумму НДС за период с 01 октября 2014г. по 31 января 2015г?2) Нужно перевыставлять все счета в 01 октября 2014г.? Если да, то как - корректировочным счетом-фактурой и дата его будет февраль 2015г. или же использовать те номера с/фактур, что были в октябре 2014? Как быть с актами оказанных услуг (годовой отчет сдан, корректировка 2014г. невозможна) - какой датой их перевыставлять - текущей?3) Декларация НДС за 4 кв. 2014г. сдана - нужна ли корректировка декларации?

Ответ

сообщаем следующее: В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 145 НК РФ при утрате права на освобождение от уплаты НДС учреждение должно начислить этот налог на стоимость всех товаров (работ, услуг), реализованных с 1-го числа месяца, в котором право на освобождение было утрачено. При этом не важно, что счета-фактуры были выставлены покупателям без НДС. Со стоимости реализованных товаров (работ, услуг) налог начислите по ставке 10 или 18 процентов. Расчетные ставки налога 10/110 и 18/118 не используйте, так как их применяют лишь в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 НК РФ. ТО есть НДС начислите на ту сумму, которую выставили покупателям в счетах-фактурах. Счета-фактуры и акты оказанных услуг, покупателям на сумму НДС не перевыставляйте, поэтому и задолженности за контрагентами на сумму НДС не образуется. В итоге получится, что начисленные суммы налога учреждение заплатит за счет собственных средств. Так же учреждению в данной ситуации необходимо сдать корректирующую декларацию по НДС за 4 квартал 2014 года.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация:Как получить освобождение от уплаты НДС

Условия для освобождения

Государственное (муниципальное) учреждение имеет право получить освобождение от уплаты НДС. По общему правилу воспользоваться освобождением можно, если выручка без НДС от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).*

Если учреждение реализует подакцизные и неподакцизные товары, оно тоже вправе получить освобождение от уплаты НДС. Однако это освобождение будет распространяться только на операции по реализации неподакцизных товаров. Поэтому при оценке объема выручки за три последовательных календарных месяца выручку от реализации подакцизных и неподакцизных товаров нужно учитывать раздельно. Выручка от реализации неподакцизных товаров не должна превышать лимит в 2 000 000 руб. Если же учреждение получило льготу, реализовывая только неподакцизные товары, а затем начало продавать и подакцизные, то право на льготу оно не теряет. Главное условие – обеспечить ведение раздельного учета тех и других товаров.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ, определения Конституционного суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 313-О и письма МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15.

Утрата права на освобождение

Утратив право на освобождение, учреждение должно начислить НДС на все облагаемые операции, совершенные с 1-го числа месяца, в котором право на освобождение было утрачено (абз. 1 п. 5 ст. 145 НК РФ).*

При использовании освобождения от уплаты НДС налог, предъявленный продавцами, учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если учреждение утратило право на освобождение от уплаты НДС, суммы налога исключите из стоимости товаров (работ, услуг) и поставьте к вычету. Это правило можно применять, если товары (работы, услуги) были приобретены до момента утраты права на освобождение, а использованы после. Также должны быть соблюдены другие требования принятия НДС к вычету.

Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

В отношении основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период использования освобождения от уплаты НДС, положения абзаца 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ не применяются. То есть после утраты права на освобождение НДС, ранее включенный в стоимость основных средств и нематериальных активов, к вычету не принимается. Такой вывод следует из письма Минфина России от 6 сентября 2011 г. № 03-07-11/240.

При утрате права на освобождение от уплаты НДС учреждение может начать пользоваться им вновь только по истечении срока, на который оно ранее было предоставлено. То есть по истечении 12 месяцев после начала использования освобождения от уплаты НДС, которое впоследствии было утрачено. Например, если учреждение начало использовать освобождение с мая 2015 года и утратило его в сентябре 2015 года, то вновь воспользоваться освобождением от уплаты НДС учреждение сможет только с мая 2016 года. Это следует из пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если учреждение продолжало использовать освобождение от уплаты НДС после утраты права на него, то при проверке налоговая инспекция доначислит налог (абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ). Кроме этого, учреждению предъявят к уплате штрафы и пени за каждый день просрочки уплаты налога (ст. 122п. 3 ст. 75 НК РФ).

Ситуация: как начислить НДС по товарам (работам, услугам), реализованным (выполненным, оказанным) с начала месяца, в котором право на освобождение от НДС было утрачено, если счета-фактуры покупателям были выставлены без НДС

При утрате права на освобождение от уплаты НДС учреждение должно начислить этот налог на стоимость всех товаров (работ, услуг), реализованных с 1-го числа месяца, в котором право на освобождение было утрачено. При этом не важно, что счета-фактуры были выставлены покупателям без НДС. Это следует из абзаца 2 пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Со стоимости реализованных товаров (работ, услуг) налог начислите по ставке 10 или 18 процентов. Расчетные ставки налога 10/110 и 18/118 не используйте, так как их применяют лишь в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Применив в данном случае расчетную ставку, учреждение занизит сумму НДС к уплате. На сумму занижения налоговая инспекция может начислить учреждению штрафные санкции (ст. 122 НК РФ). В итоге получится, что начисленные суммы налога учреждение заплатит за счет собственных средств.

Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 6 мая 2010 г. № 03-07-14/32.*

Главбух советует: есть аргументы, которые при утрате права на освобождение от НДС позволяют начислять этот налог не по прямой ставке, а по расчетной. Они заключаются в следующем.

По мнению некоторых судов, применение прямых налоговых ставок при восстановлении НДС после утраты права на освобождение неправомерно. Из содержания статей 146 и 167Налогового кодекса РФ следует, что НДС является косвенным налогом. То есть налогом, который продавец взимает с покупателя в составе цены товара. В период освобождения продавца от уплаты НДС суммы этого налога покупателям не предъявлялись. Поэтому сумму восстановленного налога нужно определять по расчетным ставкам 18/118 или 10/110. Применение прямых ставок означало бы начисление налога сверх отпускной цены и его уплату за счет собственных средств продавца. Такой подход противоречит экономической сущности НДС как косвенного налога, поэтому использовать этот вариант расчета нельзя. Аналогичной точки зрения придерживаются некоторые арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 30 января 2009 г. № ВАС-11150/08от 20 сентября 2007 г. № 11798/07, постановления ФАС Уральского округа от 4 июня 2008 г. № Ф09-3975/08-С2от 6 июня 2007 г. № Ф09-4287/07-С2).

Вместе с тем, в арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают позицию Минфина России (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2007 г. № А82-234/2006-28 и от 4 марта 2003 г. № А43-4845/02-16-114).

Поскольку арбитражная практика неоднородна, во избежание споров и финансовых потерь учреждению по возможности следует пересмотреть заключенные договоры и увеличить цену реализации на сумму НДС. В таком случае учреждение заплатит НДС за счет денежных средств, полученных от покупателей. При этом отрицательных налоговых последствий у покупателей, применяющих общую систему налогообложения, увеличение цены реализации за счет НДС не вызовет. Предъявленную сумму налога они смогут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация: В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

Занижение налоговой базы

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен.* Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки. Об этом сказано в пункте 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Например, уточненный налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены.

Ситуация: по каким налогам можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде обнаружены ошибки, допущенные в прошлых периодах и повлекшие переплату

Возможность применения норм этих статей существует только в отношении налога на прибыль, транспортного налога, НДПИ и единого налога при упрощенке.

Это объясняется следующим.

Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.

Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.

В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненную налоговую декларацию.

Кроме того, положения абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не применяются, если излишняя уплата налога произошла из-за несвоевременного применения вычета по НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 166 НК РФ). Применение налоговых вычетов к определению этой суммы прямого отношения не имеет. Поэтому, если причиной переплаты стало занижение налогового вычета, организация должна подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена. Воспользоваться правом пересчета налога в текущем периоде организация не может. Такой вывод следует из письма Минфина России от 1 марта 2010 г. № 03-07-11/41 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2014 г. № А55-15154/2013).*

При оценке возможности применения положений 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль