Распределение общехозяйственных расходов

228

Вопрос

В рамках гос.задания учреждение предоставляет несколько услуг (7), в предпринимательской деятельности 4 платные услуги. Как правильно распределить общехозяйственные расходы (эл.энергия, теплоэнергия) в рамках гос.задания между услугами?

Ответ

сообщаем следующее: Себестоимость предоставляемых учреждением работ, услуг как в рамках выполнения госзадания (муниципального задания), так и при ведении приносящей доход деятельности, формируется на счетах, открываемых к счету 109 00 000. Бухгалтерский учет следует вести в разрезе каждого вида работ (услуг). Способ калькулирования затрат по каждой услуге(работе) учреждение определяет самостоятельно. Это следует из п. 134 инструкции № 157н от 01.12.2010г.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием производства и управлением учреждением в целом. К ним обычно относят административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг. Способ распределения расходов устанавливает само учреждение.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Статья: Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от1 декабря 2010г. №157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:*

  • прямые затраты;
  • накладные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • издержки обращения.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг прежде всего делятся на прямые и накладные ( п. 134 Инструкции №157н). Однако здесь не приведено разъяснение того, что относится к прямым, а что к накладным расходам.

По мнению автора, можно использовать следующие определения.*

Прямые расходы* – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят *расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве,* расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве, и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием производства и управлением

учреждением в целом. К ним обычно относят* административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения,* арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладными общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.*

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года. При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц),распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года. При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.

При применении Инструкции № 157н необходимо будет распределить рядобщехозяйственных расходов прежде всего между затратами на выполнение государственного (муниципального) задания и предпринимательской деятельностью (источниками доходов), а уже затем между видами услуг (в рамках приносящей доход деятельности). Рассмотрим это на примере.

ПРИМЕР*

Бюджетное учреждение выполняет государственное (муниципальное) задание и оказывает два вида платных услуг. В состав общехозяйственных расходов отнесена оплата электроэнергии. Общехозяйственные расходы распределяются между источниками получения доходов и по видам оказываемых услуг пропорционально выручке (на основании учетной политики).*

За текущий месяц получено:

– финансовое обеспечение на выполнение государственного (муниципального) задания на сумму 1 480 000 руб. (НДС не облагаются);

– доходы от оказания платных услуг в размере 520 000 руб. (без учета НДС).

При этом для упрощения расчетов доходы от каждого вида услуг составили по 260 000 руб.

За месяц расходы на электроэнергию составили 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Задолженность по оплате электроэнергии начислена за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В конце месяца необходимо сделать следующее.

1. Определить удельный вес доходов от приносящей доход деятельности за месяц. Он составил 26 процентов (520 000 руб. / (520 000 руб. + 1 480 000 руб.)).

2. Отнести расходы по электроэнергии на предпринимательскую деятельность:

118 000 руб. × 26% = 30 680 руб.

На эту же сумму должны быть восстановлены кассовые расходы по государственному (муниципальному) заданию.

3. Отнести расходы (стоимость электроэнергии) по видам платных услуг для формирования их себестоимости:

– на первую услугу – 15 340 руб. (30 680 руб. × 50%);

– на вторую услугу – 15 340 руб.

Выбор показателя распределения

Итак, способ распределения расходов устанавливает само учреждение. Выбор показателя, на основании которого распределяются общехозяйственные расходы, имеет существенное значение. Базу распределения следует выбирать с учетом следующих критериев.*

1. Экономическая обоснованность. Выбранный показатель для распределения расходовдолжен реально отражать долю расходов, приходящуюся на конкретный вид деятельности.

2. Простота. База, используемая в расчетах, должна легко определяться.

3. Учет требований налогового законодательства. Особую значимость это требование приобретает при осуществлении бюджетным учреждением в рамках предпринимательской деятельности операций, подлежащих обложению НДС, а также освобожденных от налогообложения.

А.Л. Опальская, эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 2, февраль 2014

Дополнительно по данному вопросу:

Учет и распределение коммунальных расходов

16.02.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль