Предпринимательская деятельность

281

Вопрос

Подскажите, пожалуйста. Бюджетное учреждение в дополнение к деятельности по выполнению госзадания ведет предпринимательскую деятельность. В предпринимательской деятельности заняты штатные сотрудники, которые поучают заработную плату в рамках субсидии по выполнению госзадания. Правомерно ли брать в расчет платных услуг заработную плату, которая начисляется в рамках выполнения госзадания? Как правильно оплачивать труд персонала (штатного и внештатного), связанного с деятельностью по выполнению госзадания и предоставлению платных услуг параллельно?Спасибо.

Ответ

сообщаем следующее: Заработную плату, которая начисляется в рамках выполнения госзадания, учитывать при расчете платных услуг не нужно.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель.

Нужно учитывать, что плата за оказание основных услуг не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания.

Основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет средств бюджетной системы.

Труд персонала (штатного и внештатного), связанного с деятельностью по выполнению госзадания нужно оплачивать отдельно.

В учреждении целесообразно оформить два Положения об оплате труда.

Отдельное Положение для сотрудников, занятых в приносящей доход деятельности, отдельное для занятных в госзадании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как проверить деятельность, приносящую доход

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

  • услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;
  • иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель* (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Связано это с тем, что законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, согласно которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно* (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

От казенных учреждений законодательство не требует при определении цен делить платные услуги на основные и неосновные. Специальная норма для них в законодательстве отсутствует. Поэтому формально казенные учреждения имеют право определять стоимость любых платных услуг самостоятельно. Однако, как правило, в положениях об органах власти закреплены полномочия на определение порядка стоимости платных услуг подведомственных казенных учреждений. В связи с этим в случае отсутствия сведений о порядке расчета стоимости конкретных услуг казенному учреждению лучше предварительно обратиться за информацией к ГРБС.

Бюджетным и автономным учреждениям нужно учитывать, что плата за оказание основных услуг не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания.* Занижение стоимости будет свидетельствовать:*

  • либо о завышении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет субсидии.

За счет субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания могут финансироваться только расходы на его выполнение* (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет средств бюджетной системы* (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. Следовательно, занижение стоимости платных услуг по сравнению с финансовым обеспечением таких же услуг в рамках государственного задания влечет за собой нарушение данных положений законодательства* (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Стоит отметить, что наличие убытка по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным услугам) само по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о злоупотреблении учреждения своим правом и нарушении условий ведения приносящей доход деятельности, установленных законодательством (постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 15756/07). Такую деятельность, если нет иных веских оснований для ее продолжения, нужно прекращать.

Порядок использования выручки*

Не менее важным направлением проверки приносящей доход деятельности учреждений является контроль использования полученных доходов. Различным типам учреждений законодательство предоставляет разные права на самостоятельное использование выручки.

Автономное учреждение ограничено в своих действиях лишь одним требованием: оно может использовать собственные доходы только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (ч. 8 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Для учета поступлений и расходования средств от деятельности, приносящей доход, автономные учреждения вправе использовать как расчетные счета в кредитных организациях, так и лицевые счета в органах Казначейства России (либо в региональных или муниципальных финансовых органах) (письмо Минфина России от 18 апреля 2012 г. № 02-13-06/1377). Не запрещено использовать на собственные нужды и выручку, поступившую в кассу автономного учреждения.

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от приносящей доход деятельности, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано* (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Бюджетные учреждения счетов в банках не имеют и средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах субъекта РФ, муниципального образования либо в органах Казначейства России (ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Минуя лицевые счета, бюджетные учреждения могут использовать только выручку, которая поступает в кассу учреждения.

Кроме того, учреждения не вправе:

Казенные учреждения свою выручку использовать не вправе. Вся выручка от их платной деятельности должна полностью поступать в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому покупатели, как правило, перечисляют плату за услуги напрямую в бюджет. Если же плата была внесена наличными в кассу, то полученные средства учреждение обязано перечислить в доход бюджета самостоятельно, путем внесения на лицевой счет администратора доходов в Казначействе России (письмо от 2 июня 2011 г. Минфина России № 02-03-06/2530 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-366).

Расходы по контрактам, связанным с ведением приносящей доход деятельности, казенное учреждение оплачивает за счет бюджетных средств в общем порядке. Заключение контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств недопустимо (абз. 3 ст. 162, п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

Вопросы контроля

Бюджетное учреждение в силу своей специфики проверяет:*

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Рекомендация:Как оформить Положение об оплате труда

Положение об оплате труда учреждение разрабатывает самостоятельно* (ст. 8, ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Оно должно содержать:*

  • условия оплаты труда, которые свойственны только сотрудникам учреждения;
  • фиксированные размеры окладов (ставок зарплаты) по всем имеющимся в штате должностям, которые применяются к соответствующим профессиональным квалификационным группам (ПКГ) и их уровням. Не указывайте в положении минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок зарплаты, предусмотренные примерными положениями об оплате труда, утвержденными органами госвласти (местного самоуправления). Такие минимальные размеры используйте только в качестве ориентиров;
  • нормы времени (труда) за определенную ставку (оклад) – календарный месяц, норма часов педагогической работы в неделю (год) и т. п.

Об этом сказано в пункте 12, подпункте «а» пункта 35 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г. № 11.

Кроме того, в положении отразите, в частности, размеры:

  • повышающих коэффициентов к окладу за выслугу лет;
  • персональных повышающих коэффициентов;
  • повышающих коэффициентов за квалификационную категорию;
  • иных выплат компенсационного и стимулирующего характера (например: премий, доплат за ненормированный рабочий день, сложность труда).

Такой вывод следует из статей 8 и 129 Трудового кодекса РФ.

С Положением об оплате труда следует ознакомить под подпись каждого вновь принятого на работу сотрудника (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

В учете бюджетных учреждений:*

Федеральные бюджетные учреждения при разработке положения могут учитывать примерные положения об оплате труда, которые утверждает учредитель (по согласованию с Минтрудом России). Об этом сказано в пункте 2(1) положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Перечень действующих в настоящее время примерных положений об оплате труда для бюджетных учреждений приведен в таблице.

Примерные положения об оплате труда, установленные для федеральных учреждений, не обязательны для использования на уровне регионов (субъекта РФ) или муниципальных образований. В регионах (муниципальных образованиях) вышестоящие организации могут принимать собственные нормативные акты по этому вопросу. Такой вывод следует из пунктов 3 и 4 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ, статьи 144 Трудового кодекса РФ.

Ситуация: должно ли бюджетное учреждение формировать два положения об оплате труда. Учреждение получает субсидии на выполнение госзадания, а также ведет приносящую доход деятельность*

Ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Однако специалисты профильного ведомства в частных разъяснениях придерживаются мнения, что учреждение должно формировать отдельные положения об оплате труда для сотрудников, занятых в разных видах деятельности учреждения. Например, отдельное положение для сотрудников, занятых в приносящей доход деятельности, отдельное для занятных в госзадании,* отдельное для ВМП и так далее.

При этом учреждение вправе сделать одно положение с общими нормами для всех сотрудников, а в дополнительных положениях конкретизировать особенности выплат для отдельных категорий сотрудников (например, занятых в деятельности, приносящей доход, госзадании,

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль