Информирование налоговой инспекции о невозможности удержания НДФЛ

530

Вопрос

два вопроса по поводу неудержанного НДФЛ налоговым агентом.1. Если налоговым агентом в 2014 году не был удержан НДФЛ, то необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию до 1 февраля? Если просрочен срок подачи такого уведомления, какая ответственность предусмотрена?2. В связи с неудержанным НДФЛ у учреждения на конец 2014 - начало 2015 года имеется кредиторская задолженность по счету 303.01. После подачи уведомления в налоговую о невозможности удержания она должна быть списана? Какими проводками это правильно оформить? И, соответственно, в расчетном листке сотрудника имеется задолженность за ним по НДФЛ, ее мы имеем право списать?

Ответ

сообщаем следующее: 1. О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Это нужно сделать в течение месяца после окончания налогового периода, в котором такие доходы были выплачены (т. е. до 1 февраля следующего года). Несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Размеры штрафа приведены ниже.

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

2. В данном случае учреждение обязано перечислить НДФЛ. Оснований списывать нет. За возвратом переплаты следует обраться к физическому лицу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация:Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно

Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.

Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал нерезидентом (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов). Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем. Об этом сказано вписьме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74. Такая же ситуация возникает, если доход в натуральной форме получил человек, не являющийся сотрудником организации (например, покупатель).

Если после выплаты доходов, с которых налог не удерживался, сотрудник получает другие доходы в денежной форме, у налогового агента появляется возможность удержать НДФЛ, не удержанный ранее. В таком случае он обязан произвести удержание налога со всей суммы доходов, в том числе и с доходов, выплаченных ранее (письма Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337 и от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258ФНС России от 1 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18519). При этом налоговый агент должен учитывать, что удерживать НДФЛ в размере более 50 процентов от суммы выплаты он не вправе (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выплаты премии в натуральной форме (НДФЛ удержать невозможно)*

В декабре 2014 года организация выдала экономисту А.С. Кондратьеву премию по итогам работы за год. Премия выдана на основании приказа руководителя организации. В качестве премии сотруднику передан автомобиль.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

За декабрь сотруднику начислено 430 000 руб., из них:

  • 30 000 руб. оплата по окладу;
  • 400 000 руб. премия, выданная в натуральной форме.

НДФЛ, рассчитанный с дохода сотрудника за декабрь, составил:
430 000 руб. × 13% = 55 900 руб.

Начисления сотруднику в денежной форме составили 30 000 руб. Бухгалтер организации рассчитал максимальную сумму НДФЛ, которую можно удержать с дохода сотрудника:
30 000 руб. × 50% = 15 000 руб.

Неудержанная сумма налога составила 40 900 руб. (55 900 руб. – 15 000 руб.). 30 января 2015 года организация направила в налоговую инспекцию сообщение о невозможности удержать с Кондратьева налог в сумме 40 900 руб. и уведомила об этом самого Кондратьева. В этот же день бухгалтер организации сделал в учете сторнировочную запись по начислению НДФЛ на сумму 40 900 руб. (55 900 руб. – 15 000 руб.).

Внимание: за неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога налоговые агенты несут ответственность по статье 123 Налогового кодекса РФ. В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 199.1 УК РФ).*

Налоговая ответственность предусмотрена в виде следующих санкций:

  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 и 7ст. 75 НК РФ);
  • штраф в размере 20 процентов от суммы неудержанного (не полностью удержанного) или неперечисленного (не полностью перечисленного) налога (ст. 123 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени = Не уплаченный в срок налог × Количество календарных дней просрочки × 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки рассчитывают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России и финансовом органе) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

Штрафа по НДФЛ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом арбитражные суды подтверждают, что налоговый агент не обязан за счет собственных средств перечислять в бюджет налог, удержать который он не имел возможности (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. № 4047/06определение ВАС РФ от 4 февраля 2008 г. № 385/08, постановления ФАС Центрального округа от 20 сентября 2007 г. № А23-3907/05А-5-385, Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2008 г. № А33-10850/07-Ф02-1418/08от 18 июля 2006 г. № А33-5710/05-Ф02-3461/06-С1Северо-Западного округа от 26 июня 2007 г. № А42-8832/2006Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2007 г. № Ф08-403/07-177А). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Уголовная ответственность может наступить за недоимку по НДФЛ в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

К уголовной ответственности могут привлечь человека, на которого фактически возложены обязанности по расчету, удержанию или перечислению налога. Им может быть:

  • руководитель (сотрудник, выполняющий его функции);
  • главный бухгалтер (сотрудник, выполняющий его функции);
  • другой сотрудник, на которого возложены обязанности по расчету, удержанию и перечислению налога.

Обязательным условием уголовной ответственности является наличие личных интересов в неисполнении обязанностей налогового агента (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64). Например, если сотрудники организации присвоили суммы удержанного налога. Личный интерес может быть и неимущественным (например, семейственность или желание приукрасить реальное состояние дел).

Об этом говорится в пункте 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Меры налоговой ответственности за совершение преступлений налоговыми агентами приведены в таблице «Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства».

Дополнительным наказанием может быть лишение руководителя, главного бухгалтера или другого сотрудника организации права занимать определенные должности (ст. 199.1 УК РФ).

Информирование налоговой инспекции

О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Это нужно сделать в течение месяца после окончания налогового периода, в котором такие доходы были выплачены (т. е. до 1 февраля следующего года).

Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.*

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337.

Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа составит:*

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль