Списание капвложений

2850

Вопрос

Казенным учреждением, выполняющим функции государственного заказчика, по распоряжению Правительства в градостроительных целях был произведен снос ветхого и аварийного жилья по адресам, указанным в программе: «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда РЦП «Жилище». Лимиты на финансирование по данной программе доводились отдельно. Затраты на снос оплачены и приняты на счет 106.11 (по КОСГУ 310 - по формам КС-2,КС-3 – на общестроительные работы (методом обрушения) по сносу домов и гаражей; по КОСГУ 226 - на прочие затраты (объявление о проведении тендера, получение техпаспортов); по КОСГУ 290 - выплата компенсации физ.лицу за выкуп имущества.Для списания затрат со счета 106.11 в учреждении была создана комиссия, которой было принято решение о списании данных работ в связи с фактическим исполнением обязательств по указанной программе, был подготовлен и подписан акт, утвержденный вышестоящей организацией о том, что все адреса снесены и площадки выровнены.Вопрос: Какой КОСГУ использовать казенному учреждению при списании вышеуказанных затрат? Отражение списания в бухучете производится проводкой Дебет 401.20 КОСГУ???-Кредит 106.11 КОСГУ 410.

Ответ

сообщаем следующее: Суммы, накопленные на счете 0 106 11 000 "Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения", в установленном порядке могут списываться

в дебет счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" – при списании произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы, по решению уполномоченного органа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Бюджетные инвестиции в капитальное строительство

Бюджетное законодательство, регулирующее передачу полномочий по реализации бюджетных инвестиций учреждениям, претерпело изменения*. Рассмотрим подробнее инвестиции в капстроительство.

* Совместное письмо Минфина России и Минстроя России от 17 декабря 2014 г. № 02-02-05/65137, 26484-ЮР/08.

Что собой представляют бюджетные инвестиции

Что следует понимать под термином «бюджетные инвестиции», сказано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. Это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Наиболее распространенным видом бюджетных инвестиций являются вложения в объекты капитального строительства.

Как правило, финансы направляются на создание объектов основных средств или на их восстановление, которое увеличивает первоначальную стоимость таких объектов (реконструкция, дооборудование, модернизация и т. д.).

Общие правила выделения и использования бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности установлены нормами статьи 79 Бюджетного кодекса РФ.

Передача полномочий

Обычно объекты капитального строительства, созданные за счет бюджетных инвестиций, и объекты недвижимости, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность за счет таких средств, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления за государственными (муниципальными) учреждениями либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны (п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ).

Участниками договора строительного подряда, как правило, являются:

инвестор (в роли которого в данном случае выступают соответствующие публично-правовые образования);

заказчик-застройщик (орган государственной власти, организация, учреждение, которые ведут бухгалтерский учет капитальных вложений, осуществляют контроль за ходом строительства и выполняют другие обязанности в соответствии с действующим законодательством);

подрядчик (специализированные строительные и монтажные организации, непосредственно выполняющие работы, связанные с осуществлением капитальных вложений).

В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления предоставлено право передать безвозмездно свои полномочия заказчика бюджетным и автономным учреждениям, учредителями которых они являются, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых они осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.*

Особенности оформления таких полномочий, оформления разрешительной документации, строительного контроля, ведения кадастрового учета законченных строительством объектов и регистрации прав на объекты подробно разъяснены совместным письмом Минфина России и Минстроя России от 17 декабря 2014 г. № 02-02-05/65137, № 26484-ЮР/08.

Из норм пункта 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ и разъяснений, приведенных в письме № 02-02-05/65137, № 26484-ЮР/08, следует, что полномочия заказчика, как правило, не передаются казенным учреждениям. Но в некоторых случаях такая передача полномочий возможна.*

Сложность бухгалтерского учета

Необходимость организации и ведения бухгалтерского учета бюджетных инвестиций и капитальных вложений в казенном учреждении возникает, если оно выполняет функции по бухгалтерскому учету операций, производимых публично-правовым образованием.

Так как передача полномочий застройщика казенному учреждению не предусмотрена, прочие функции заказчика-застройщика должны осуществляться соответствующими службами публично-правового образования. › |

› | На практике публично-правовые образования предпочитают передавать полномочия застройщика бюджетным или автономным учреждениями либо унитарным предприятиям, имеющим необходимые трудовые и организационные ресурсы.

Случаи, когда капитальные вложения осуществляет само публично-правовое образование (и при этом возникает необходимость отражения в учете соответствующего казенного учреждения затрат, формирующих первоначальную стоимость строящихся объектов), встречаются крайне редко.

Вероятно, в силу этого обстоятельства в Инструкции № 162н отсутствуют нормы, регулирующие учет капвложений при строительстве объектов основных средств (есть только нормы, по которым формируется первоначальная стоимость приобретенных объектов, объектов, полученных безвозмездно, и объектов, созданных за счет собственных ресурсов, в том числе и построенных хозяйственным способом).*

Обратимся к общим правилам учета инструкций № 162н и № 157н.

Итак, операции, связанные с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, должны отражаться на счете 106 01 «Вложения в основные средства».

Характеристика счета 106 00 в Инструкции № 162н (пункт 31) не содержит норм, регулирующих учет вложений в основные средства при капстроительстве. Однако нормы, позволяющие относить некоторые расходы, связанные с созданием объектов основных средств, есть в других ее пунктах. В частности, такие правила установлены пунктами 29 и101 Инструкции № 162н.

В общем случае расходы, включаемые в первоначальную стоимость строящегося объекта, принято разделять на четыре группы:

расходы на содержание заказчика-застройщика;

оплата строительно-монтажных работ;

оплата материалов поставки заказчика;

прочие расходы.*

Так как все полномочия заказчика казенному учреждению не передаются, первой группы расходов, скорее всего, не будет: эти суммы будут учтены как текущие расходы соответствующих служб и подразделений публично-правового образования.

А вот что касается третьей группы, то под материалами поставки заказчика в рассматриваемом случае следует понимать строительные конструкции и оборудование к установке, которые могут приобретаться через казенное учреждение, храниться на складах учреждения.

По мере передачи таких активов в монтаж суммы расходов на них списываются на увеличение капитальных вложений.

Учитывая вышесказанное, схема бухгалтерских проводок в учреждении может быть такой:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены вложения в размере стоимости выполненных подрядчиком СМР 1 106 11 310 «Увеличение вложений в основные средства – недвижимое имущество учреждения» 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»
Приняты к учету строительные материалы 1 105 34 340 «Увеличение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения» 1 302 34 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Отражены вложения на сумму строительных материалов, переданных в монтаж 1 106 11 310 «Увеличение вложений в основные средства – недвижимое имущество учреждения» 1 105 34 440 «Уменьшение стоимости строительных материалов – иного движимого имущества учреждения»

После завершения строительства суммы накопленных капитальных вложений (фактически – первоначальная стоимость законченного строительством объекта без учета некоторых дополнительных расходов, связанных с доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях) списываются в зависимости от того, для каких целей объект был создан.*

Если публично-правовым образованием предполагается последующая передача объекта другим учреждениям (бюджетным или автономным) или унитарным предприятиям, проводки, которые сделает бухгалтер, будут выглядеть следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит
Переданы активы на сумму первоначальной стоимости объекта (отражение в учете передающей стороны) 1 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» 1 108 00 410 «Уменьшение стоимости нефинансовых активов имущества казны»
Приняты к учету нефинансовые и финансовые активы по передаточному акту (отражение в учете принимающей стороны) 0 108 00 310 «Увеличение стоимости нефинансовых активов имущества казны» 0 401 10 180 «Прочие доходы»

Не исключено, что актив строился для дальнейшего использования учреждением или соответствующим публично-правовым образованием (с ведением учета расходов на содержание и эксплуатацию объекта в учреждении). Тогда после приемки объект вводится в эксплуатацию.

Соответствующие проводки оформляются после государственной регистрации права на объект в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В процессе регистрации права и фактического ввода в эксплуатацию могут возникнуть дополнительные расходы, которые должны быть включены в состав капитальных вложений (до их списания на счет учета основных средств).

Напомним, что учет объектов недвижимого имущества, введенных в эксплуатацию, отражается на счете 1 101 00 000 «Основные средства».

Важно запомнить
Учет капитальных вложений в казенных учреждениях не предусмотрен Инструкцией по бюджетному учету. Поэтому соответствующие проводки нужно согласовать с учредителем и прописать их в учетной политике.

В.Р. Захарьин,

эксперт по бюджетному учету, к. э. н.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2015

2. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств

Ситуация: как отразить в бухучете ликвидацию объекта незавершенного строительства

Стоимость капитальных вложений спишите на финансовый результат.

Оформлять ликвидацию основного средства и отражать ее в учете не нужно, ведь имущество еще не было учтено на счете 0 101 00 000 «Основные средства». Поэтому создавать комиссию, оформлять акт о списании основного средства и вносить записи в инвентарную карточку не потребуется.

Затраты на строительство объекта учитывают на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Именно с этого счета все затраты следует списать на финансовый результат деятельности учреждения.

Порядок отражения в бухучете ликвидации объекта незавершенного строительства зависит от типа учреждения.*

В учете казенных учреждений:

Независимо от причины ликвидации объекта незавершенного строительства списание капвложений отразите проводкой:

№  Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Списана фактическая стоимость незавершенного строительства* КРБ.1.401.20.273 КРБ.1.106.11.410

Такой порядок следует из пункта 34 Инструкции № 162н.

Все операции подтвердите оправдательными документами (п. 7 Инструкции к Единому плану счетов,ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Специальных унифицированных форм по списанию объектов незавершенного строительства нет. Поэтому акт составьте в произвольной форме с учетом требований, установленных пунктом 7Инструкции к Единому плану счетов, частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. За основу можно взять формы, используемые при ликвидациипродаже и безвозмездной передаче основного средства.*

Станислав Бычков,

заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Статья:Нюансы отражения затрат на незавершенное строительство

Учет объектов незавершенного строительства имеет особенности и, как правило, вызывает затруднения. Поэтому расскажем о том, что принять во внимание бухгалтеру казенного учреждения в данном случае.

Основное понятие

Капитальное строительство – процесс длительный, зачастую занимающий несколько лет. Расходы на строительство списать на финансовый результат нельзя, потому что они направлены на создание основного средства. В то же время учесть строящийся объект в качестве основного средства не представляется возможным. Такое промежуточное состояние принято называть незавершенным строительством.

Объекты незавершенного строительства относятся к недвижимым вещам, так как прочно связаны с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ). Вместе с тем, согласно пункту 39 Инструкции № 157н, материальные объекты имущества, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, к основным средствам не относятся. Только законченные объекты нефинансовых активов на основании подтверждающих документов могут быть переведены в состав основных средств. До момента окончания работ по строительству объект продолжает учитываться в качестве вложений в нефинансовые активы.

Особенности учета расходов

Учет любых объектов незавершенного строительства ведется на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» (п. 127130Инструкции № 157н).

При формировании первоначальной стоимости строящихся объектов недвижимости отражаются все затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства. Это установлено пунктом 3.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1. Подробный перечень таких затрат приведен в пунктах 4.71–4.103 Методики.

Однако из данного правила есть исключение – затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, но предусмотренные в сводных сметных расчетах. Они перечислены в пункте 3.1.7 письма Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (далее – письмо № 160). Отдельные виды затрат, не увеличивающие стоимость основных средств и не предусмотренные в сводных сметных расчетах, также приведены в пункте 3.1.7 этого письма.

Таким образом, любые затраты, так или иначе связанные со строительством, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, указанным выше, учитываются казенным учреждением в составе расходов текущего финансового года (п. 47295 Инструкции № 157н). › |

› | До завершения строительства затраты, связанные с ним, но не отвечающие условиям включения в первоначальную стоимость объектов капитального строительства, целесообразно учитывать на дополнительных забалансовых счетах в порядке, предусмотренном учетной политикой (п. 332 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 3.1.1 письма № 160, затраты на строительство объектов группируются по технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией.

В этом же пункте приведена и рекомендуемая структура расходов, на основании которой может быть построен аналитический учет капитальных вложений.

Подробно с порядком учета затрат при строительстве объектов можно ознакомиться в разделе 3 письма № 160. Отметим лишь, что аналитический учет капитальных вложений может быть организован:

по объектам;

по подрядчикам (а также работам, выполняемым хозяйственным способом);

по договорам (контрактам) и этапам выполнения работ;

по разделам (главам) сводного сметного расчета и т. д.

Кроме того, аналитический учет должен обеспечить возможность получения данных о затратах по следующим направлениям:

строительные работы и реконструкция;

монтаж оборудования;

оборудование, требующее монтажа;

оборудование, не требующее монтажа;

инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, и т. д.

Порядок включения затрат в стоимость

В ходе создания объекта недвижимости группируются все затраты, связанные с осуществлением строительства.

Порядок включения затрат, учитываемых при формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства, установлен в пункте 47 Инструкции № 157н.

Фактические вложения определяются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой данным налогом, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, включая:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ,

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства, включая содержание дирекции строящегосяобъекта, технический (строительный) надзор, и т. д.

Не входят в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны со строительством.

На основании положений данной нормы не представляется возможным организовать обоснованный с экономической точки зрения бухгалтерский учет затрат, производимых госучреждением в ходе создания объекта капитального строительства. Это объясняется тем, что Инструкция № 157н не содержит специальных правил, связанных с организацией бухучета долгосрочных инвестиций, договоров (контрактов) на капитальное строительство.

Следовательно, детальный порядок организации бухгалтерского учета при осуществлении капитального строительства учреждению нужно предусмотреть в учетной политике. За основу рекомендуется взять ключевые принципы организации учета капитальных вложений и группировки затрат, сформулированные в письме № 160 и Методике. › |

› | Составить учетную политику на 2014 год поможет сервис «Учетная политика». Проверьте, продлена ли ваша подписка на следующий год.

Документальное оформление

Информация о затратах, осуществляемых учреждением в ходе строительства, отражается в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам либо содержащих обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункте 7 Инструкции № 157н.

Согласно Указаниям, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100, для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется Акт о приемке выполненных работ (ф. КС-2).

Он составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (ф. КС-6А), который ведется в подрядной организации. Кроме того, в соответствии с Указаниями для расчетов с заказчиками за выполненные работы используется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3).

Аналитический учет затрат на строительство ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся, приобретаемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции № 157н).

Для аналитического учета оборудования, инструмента и инвентаря, списанных на объект строительства, может применяться Ведомость учета оборудования, инструмента и инвентаря, списанных на объект (приложение к карточке). › |

› | Учетной политикой учреждения в целях дополнительного учета затрат капитального характера может быть предусмотрено ведение дополнительных учетных регистров. Например, может использоваться Карточка учета капитальных вложений.

Отражение сумм в учете

Суммы, накопленные на счете 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения», в установленном порядке могут списываться:

в дебет счета 101 10 «Основные средства» – при принятии объекта незавершенного строительства в состав основных средств после формирования его первоначальной стоимости на основании Актов о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости;

в дебет счетов 401 20 «Финансовый результат экономического субъекта», 304 04 «Внутриведомственные расчеты» – при передаче государственным и муниципальным организациям;

в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» – при передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, а также физическим лицам;

в дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» – при списании произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, которые не были созданы по решению уполномоченного органа, а также уничтоженные в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;*

в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» – при списании произведенных вложений в объекты незавершенного строительства, уничтоженные в результате террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли учреждения как правообладателя (п. 34 Инструкции № 162н).

Причем учтите, что при отражении операций по принятию к учету объекта основных средств по кредиту счета 0 106 00 000 в разрядах 24–26 учреждения должны использовать код 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Код 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ при формировании данного счета используется только в том случае, когда происходит списание или передача вложений в основные средства.

В заключение отметим, что незавершенное строительство не признается объектом обложения по налогу на имущество организаций, так как не является основным средством (ст. 374 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить
До момента окончания работ по строительству объект учитывается в качестве вложений в нефинансовые активы и не облагается налогом на имущество организаций.

Г.Э. Каспаров,

эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 12, ДЕКАБРЬ 2013

10.03.2015г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль