Благотворительная помощь

1605

Вопрос

Предприятие планирует оказать благотворительную помощь церкви (приобрести предметы церковного назначения). Предприятие-бюджетное (субсидия), но есть и внебюджетная деятельность. Как правильно оформить документацию (в т.ч. бухгалтерскую)

Ответ

сообщаем следующее: Согласно Федеральному закону от 11.08.95 № 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в строго определенных целях, указанных в пункте 1 статьи 2 этого закона. Кроме того, имеются ограничения по организационно-правовой форме организации — получателя благотворительной помощи. Такими получателями не могут выступать коммерческие организации, политические партии, движения и т. п. (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).

Доходы, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности согласно пунктам 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Данные доходы расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений. При этом нужно учитывать, что целью создания государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти, виды деятельности учреждений должны соответствовать целям, для достижения которых они созданы. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Правовые основания для установления правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом порядка расходования таких средств отсутствуют. Об этом сказано в рекомендациях Минфина России от 29.10.2013 "Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) ".

В материалах нет подобных примеров благотворительности. В примерах, рассматриваемых в рекомендациях и статьях, помощь оказывается бюджетному учреждению, а не наоборот.

По общему правилу у благотворителя должны быть оформлены соответствующие документы, подтверждающие благотворительную деятельность:

При оказании благотворительной помощи нужно заключить договор дарения. Согласно части 2 статьи 574 Гражданского кодекса договор дарения должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи. В учреждении все хозяйственные операции контролирует руководитель (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому основанием для перечисления благотворительной помощи является его приказ.

Расходы на благотворительную помощь не связаны с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, а также осуществлением социального обеспечения. Поэтому их следует отражать по статье КОСГУ 290 "Прочие расходы" (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

Операции в бухгалтерском учете отразите в соответствии с материалом, приведенным в рекомендации № 4.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия.

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 11.08.1995 № 135-ФЗ

О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (с изменениями на 5 мая 2014 года)

Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года

Статья 2. Цели благотворительной деятельности

1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);охраны окружающей среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

содействия добровольческой деятельности;

участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.*

2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.*

3. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.

2. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению использовать собственные доходы

Порядок использования собственных доходов учреждения (средств, полученных от деятельности, приносящей доход) зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение вправе:

оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;

осуществлять деятельность, приносящую доход, которая служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. При условии, что такая деятельность указана в учредительных документах.

Доходами, полученными от такой деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – недвижимое имущество. Независимо от источника средств на его приобретение распоряжаться недвижимостью бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Кроме того, получить согласие собственника на распоряжение средствами от платной деятельности нужно при совершении крупных сделок, а также при передаче имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктами 41013 статьи 9.2,пунктом 4 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296.*

Бюджетное учреждение не может размещать денежные средства от деятельности, приносящей доход, на депозитах в кредитных организациях и использовать их для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Наталия Гусева

директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

3. РЕКОМЕНДАЦИИ МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.10.2013

Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)

1. Цели создания государственных (муниципальных) учреждений*

В соответствии со статьей 9_2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.*

8. Платные услуги государственных (муниципальных) учреждений

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.*

Доходы, полученные бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания как основных, так и неосновных платных услуг) согласно пунктам 23 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Данные доходы расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Правовые основания для установления правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом порядка расходования таких средств отсутствуют.*

4. Рекомендация: Как отразить в бухучете приобретение канцтоваров, предназначенных для вручения организациям (гражданам) в качестве ценных подарков во время проведения официальных мероприятий

При вручении канцтоваров в качестве ценных подарков организациям (гражданам) нужно заключить договор дарения. При этом, если стоимость подарка превышает 3000 руб., нужно оформить письменный договор. Если не превышает, договор может быть заключен устно. Такой порядок следует из статей 574575 Гражданского кодекса РФ.

Ценные подарки учтите на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» по стоимости их приобретения (п. 345 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Расходы на приобретение канцтоваров для вручения во время проведения официальных мероприятий отразите по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Порядок отражения в бухучете приобретения канцтоваров для вручения во время проведения официальных мероприятийзависит от типа учреждения.*

В учете бюджетных учреждений:

Приобретение канцтоваров для вручения во время проведения официальных мероприятий отразите проводками:

Дебет 0.401.20.290 Кредит 0.302.91.730
– отражены расходы на приобретение канцтоваров, предназначенных для вручения организациям (гражданам) в качестве ценных подарков во время проведения официальных мероприятий (без НДС);

Дебет 0.210.12.560 Кредит 0.302.91.730
– отражен входной НДС по приобретенным канцтоварам;

Увеличение забалансового счета 07
– отражены за балансом канцтовары, предназначенные для вручения организациям (гражданам) в качествеценных подарков во время проведения официальных мероприятий.

Такой порядок установлен пунктами 112128 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 210.10302.00401.20забалансовый счет 07).*

О налогообложении ценных подарков, врученных во время проведения официальных мероприятий, см. Как при расчете налога на прибыль учесть стоимость ценных подарков.

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении канцтовары»

Станислав Бычков,

заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

5. Статья: Спонсорство и благотворительность: особенности налогообложения

Чем отличается безвозмездное спонсорство от благотворительности*

Законодательство не препятствует тому, чтобы оказывать спонсорскую помощь без каких-либо встречных обязательств, то есть на безвозмездной основе. При этом спонсорская помощь не перестанет считаться таковой. Главное, чтобы средства предоставлялись на проведение мероприятий, указанных в пункте 9 статьи 3 Закона № 38-ФЗ.*

Однако безвозмездный характер спонсорской помощи не означает, что при таких обстоятельствах она становится благотворительной помощью. Согласно Федеральному закону от 11.08.95 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ) благотворительная деятельность осуществляется в строго определенных целях, указанных в пункте 1 статьи 2 этого закона. Кроме того, имеются ограничения по организационно-правовой форме организации — получателя благотворительной помощи. Такими получателями не могут выступать коммерческие организации, политические партии, движения и т. п. (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).

Таким образом, спонсорская помощь может называться благотворительной деятельностью, только если оказывается некоммерческой организации или физлицу в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона № 135-ФЗ.* Если же мероприятие спонсируется безвозмездно и не преследуется цели благотворительности, то имеет место безвозмездное спонсорство.

Налогообложение благотворительности и безвозмездного спонсорства*

Налог на прибыль. Расходы в виде безвозмездно переданного имущества и целевых отчислений некоммерческим организациям не принимаются для целей налогообложения прибыли (п. 16 и 34 ст. 270 НК РФ). Ведь они не направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому как благотворительная, так и безвозмездная спонсорская помощь не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

НДС. В соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по безвозмездной передаче товаров (за исключением подакцизных), выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав в рамках благотворительной деятельности не облагаются НДС. Но только если помощь направлена на цели, указанные в статье 2 Закона № 135-ФЗ. Кроме того, у благотворителя должны быть оформлены соответствующие документы, подтверждающие благотворительную деятельность. Если же оказанная помощь не соответствует понятию благотворительности или отсутствует ее документальное подтверждение, то такая передача имущества является объектом обложения НДС. Это не касается только денежной помощи.

Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.08.07 № Ф04-5734/2007(37452-А03-15) суд пришел к выводу о неправомерном применении льготы, поскольку переданное органам внутренних дел и органам статистики имущество не предназначалось для достижения целей благотворительной деятельности, а использовалось получателями для выполнения своих профессиональных задач. ФАС Московского округа в постановлении от 30.11.09 № КА-А40/12738-09 посчитал, что организацией не был подтвержден благотворительный характер мероприятия, для проведения которого было предоставлено в безвозмездное пользование имущество.

Чтобы благотворитель смог воспользоваться указанной льготой, налоговые органы требуют представления следующих документов (письма УФНС России по г. Москве от 02.12.09 № 16-15/126825 и от 05.03.09 № 16-15/019593.1):

  • договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров;
  • договора налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках оказания благотворительной деятельности;
  • копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  • актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров, работ, услуг.

По мнению судов, достаточным оформлением могут быть признаны письма с просьбой об оказании благотворительной помощи, товарные накладные с указанием товарной скидки 100% и пометкой «товар передается безвозмездно», а также платежное поручение о перечислении благотворителем средств (постановления ФАС Московского от 26.01.09 № КА-А40/13294-08 и от 09.01.08 № КА-А40/13490-07-2 , Северо-Западного от 17.11.05 № А56-11300/2005 округов). При этом суды отмечают, что представить доказательства того, что переданные средства использованы получателем не по целевому назначению, должна инспекция (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.09 № А55-9610/2008). В любом случае в подтверждение своих доводов в договоре лучше указать, что получатель благотворительной помощи должен использовать ее по целевому назначению.

Когда благотворительную помощь получает физлицо, то достаточно представить документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров, работ или услуг (письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.09 № 16-15/126825).*

Если благотворитель передает имущество, специально приобретенное для благотворительной деятельности, то НДС, уплаченный при его приобретении, к вычету не принимается, а подлежит включению в стоимость этого имущества (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Но бывает и так, что в качестве пожертвования передаются ценности, ранее приобретенные для облагаемых операций, «входной» НДС по которым уже принят к вычету. В этом случае налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, когда был произведен благотворительный взнос (п. 3 ст. 170 НК РФ). По общему правилу восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов согласно статье 264 НК РФ (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Однако в данной ситуации пользоваться этой нормой опасно. Ведь восстановленный НДС напрямую связан с благотворительной деятельностью, расходы на которую не учитываются при налогообложении прибыли. Соответственно восстановленный НДС также не может быть признан в налоговом учете, как и в случае приобретения ценностей непосредственно для благотворительного взноса. Ведь указанные суммы не отвечают критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Напомним, что при передаче имущества благотворитель выставляет счет-фактуру в общеустановленном порядке с указанием «без налога» (письмо УФНС России по г. Москве от 15.05.07 № 19-11/44603).

Не следует забывать и о необходимости ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций и сумм «входного» НДС (п. 4 ст. 149и п. 4 ст. 170 НК РФ). Суммы НДС могут быть приняты к вычету полностью, только если доля расходов на необлагаемые операции не превысит 5% в общей сумме расходов (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ). Это требование относится и к благотворительной деятельности (постановление ФАС Московского округа от 11.10.11 № А40-138316/10-90-799). Причем организации, осуществляющие операции, указанные в пункте 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от применения соответствующих льгот (п. 5 ст. 149 НК РФ).*

Что касается безвозмездной спонсорской помощи, не являющейся благотворительностью, то здесь нужно учитывать положения статьи 146 НК РФ. В общем случае передача права собственности на тов

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль