Порядок создания централизованной бухгалтерии

1280

Вопрос

уважаемые эксперты. Наш ПК является ГБ администрации городского округа. Их бухгалтерию хотят централизовать с такими учреждениями как отдел культуры, ОЖКХ, аварийно-спасательной службой, МУП "Арена" - спортиный комплекс. На каком основании могут централизовать учреждения с разными видами деятельности? ГБ просто в шоке. Как можно доказать позицию ГБ, которая заключается в невозможности централицазии данных учреждений? Спасибо.

Ответ

Здравствуйте, Оксана Николаевна!

В ответ на Ваш вопрос от 14.04.2015 «

аем следующее: порядок создания централизованной бухгалтерии путем объединения бухгалтерий подведомственных учреждений определяет учредитель, если это установлено в уставе каждого учреждения. В таком случае в подведомственных учреждениях может быть ликвидированы отделы бухгалтерии (если передаются все их полномочия централизованной).Руководители подведомственных учреждений должны издать соответствующие приказы о передаче ведения бухучета в централизованную бухгалтерию.

Аналогичные разъяснения даны в нижеприведенных письмах.

В качестве обоснования нецелесообразности объединения бухгалтерий нескольких учреждений в одну можно привести аргумент, что в связи с отраслевой спецификой каждого из учреждений сложно будет вести бухучет по разным направлениям деятельности в одной ЦБ. Это, возможно, потребует дополнительных материальных и трудовых затрат.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как организовать ведение бухучета

Организация бухучета

Ведение бухучета и хранение бухгалтерских документов организует руководитель учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Он обязан выбрать один из следующих вариантов, закрепив его в учетной политике:*

  • возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо учреждения;
  • передать по договору ведение бухучета другой организации (централизованной бухгалтерии).

Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 5 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Внимание: решение о передаче ведения бухучета централизованной бухгалтерии (специализированной организации) вправе также принять учредитель. Но это должно быть установлено в уставе учреждения. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 24 апреля 2012 г. № 02-06-10/1469.*

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 19.08.2003 № 03-01-01/11-241

Об организации деятельности централизованных бухгалтерий, обслуживающих бюджетные учреждения]

«Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами по организации деятельности централизованных бухгалтерий, обслуживающих бюджетные учреждения, сообщает.

Централизованные бухгалтерии создавались как специализированные структурные подразделения при органах государственной власти, главных распорядителях (распорядителях) бюджетных средств в целях эффективной организации бухгалтерского учета в обслуживаемых бюджетных учреждениях. Таким элементом эффективности являлось и то, что ранее централизованные бухгалтерии имели возможность одним платежным документом провести необходимые платежи за все обслуживаемые бюджетные учреждения.

Изменения, внесенные законодательными нормативными правовыми актами и, в частности, новыми правилами налогового учета привели к необходимости пересмотра организации работы в централизованных бухгалтериях.

В настоящее время Министерством финансов Российской Федерации направлено письмо в адрес Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о сохранении действующего порядка осуществления установленных налоговым законодательством платежей централизованными бухгалтериями за обслуживаемые учреждения и о направлении соответствующих указаний налоговым органам.

В части запросов по условиям оплаты труда работников централизованных бухгалтерий следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (Конституция Российской Федерации,Федеральные законы от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") структура и порядок формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) устанавливаются Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации (Уставом муниципального образования), которая разрабатывается субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) самостоятельно. Таким образом, централизованные бухгалтерии могут быть включены в структуру соответствующих органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. В данном случае оплата труда работников этих органов должна регулироваться нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.*

Поскольку постановление Минтруда России от 26 марта 1993 года № 66, ранее регулировавшее условия оплаты труда работников централизованных бухгалтерий, признано утратившим силу (согласно постановлению Минтруда России от 20 сентября 2002 года № 63), по нашему мнению, в централизованных бухгалтериях, созданных при органах государственной власти и местного самоуправления, а также в централизованных бухгалтериях, созданных в качестве государственных (муниципальных) учреждений, оплата труда ее работников в настоящее время должна осуществляться на основе Единой тарифной сетки (ETC). Применение ETC в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статьи 143 и 144) и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.»

3.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 24.04.2012 № 02-06-10/1469 «О праве учредителя бюджетного учреждения передачи обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов учреждения иному юридическому лицу при условии включения соответствующего положения в устав учреждения в установленном...»

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел в части своей компетенции письмо по вопросу организации бухгалтерского учета и сообщает.

Согласно информации, представленной учреждением, в его уставе не предусмотрено наличие в структуре учреждения такого подразделения, как отдел бухгалтерского учета и отчетности.

В обращении учреждением ставится вопрос о правомерности деятельности учредителя учреждения в части передачи обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов учреждения иному юридическому лицу, а также о том, каким образом в указанном случае устанавливается ответственность за ведение бухгалтерского учета.*

В этой связи прежде всего необходимо отметить, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, оно не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.В связи с изложенным обращаем внимание на следующие положения законодательства Российской Федерации.

Вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета, регулируются Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ).Согласно ст.6 Закона № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

При этом положениями указанной статьи предусмотрено, что руководители организаций могут учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, либо передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

По мнению Департамента, решение о передаче третьему лицу ведения бухгалтерского учета вправе принять орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, путем включения соответствующего положения в устав учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ) устав бюджетного учреждения утверждается учредителем и требования, установленные уставом бюджетного учреждения, являются обязательными для исполнения самим учреждением и его учредителем.

В уставе бюджетного учреждения определяются цели, задачи и виды деятельности бюджетного учреждения, структура и органы управления, права и обязанности, в том числе и формирование структурных подразделений.

Согласно п.1 ст.32 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация (в том числе государственное (муниципальное) учреждение) ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.»*

14.04.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль