НДС с арендной платы

171

Вопрос

помогите пожалуйста. Бюджетное образовательное учреждение сдает в аренду помещение, в договоре написано, что арендатор самостоятельно начисляет и уплачивает НДС от аренды в бюджет, выступая в данном случае налоговым агентом. На счет учреждения поступает сумма арендной платы за вычетом НДС.Необходимо ли образовательному учреждению отражать начисленный арендатором НДС в своей декларации? Как отразить данную операцию в бухгалтерском учете?

Ответ

сообщаем следующее: В указанной ситуации, если арендодателем выступает бюджетное учреждение, то оно обязано самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет.

Дебет 2.401.10.120 Кредит 2.303.04.730 – начислен НДС с суммы арендной платы;

Дебет 0.303.04.830 Кредит 0.201.11.610 – уплачен НДС.

Арендатор будет выступать в качестве налогового агента только в одном случае – при аренде имущества непосредственно у территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация:В каких случаях учреждение должно исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Учреждение должно исполнять обязанности налогового агента по НДС, если оно или его обособленное подразделение арендует госимущество у органов госвласти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой госимущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, бюджетное или автономное учреждение, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.*

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды госимущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. То есть если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению учреждения. Причем независимо от того, кто является арендатором – учреждение или его обособленное подразделение.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда от 2 октября 2003 г. № 384-О, письмах Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-03-05/33508от 27 марта 2012 г. № 03-07-11/86от 24 мая 2011 г. № 03-07-11/142от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448 и ФНС России от 16 апреля 2012 г. № ЕД-3-3/1312.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869АМосковского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Стоит отметить, что выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при аренде имущества у казенных учреждений ни арендатор, ни учреждение-арендодатель платить НДС не должны. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 декабря 2014 г. № 03-07-14/65191от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713(доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605), от 16 августа 2013 г. № 03-03-05/33508.

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, учреждения начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-52925 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Как отразить НДС в бухучете и при налогообложении

В учете бюджетных учреждений:*

Расчеты по НДС включают в себя:

Начисление НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, отражайте проводкой:

Дебет 2.401.10.130 (2.401.10.172, 2.401.10.120, 2.401.10.180) Кредит 2.303.04.730
– начислен НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС (например, при выполнении работ (оказании услуг), реализации нефинансовых активов, сдаче имущества в аренду).

Обратите внимание! НДС независимо от объекта обложения перечисляется в бюджет по статье КОСГУ 130 либо 180. Данное требование относится к платежам, а не к начислениям. Поэтому учреждение может начислять НДС по разным КОСГУ (в зависимости от операции), а оплачивать должно по единому коду КОСГУ (например, по 130-му). Однако, чтобы не было путаницы, лучше начислять и уплачивать НДС по единому коду КОСГУ. В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения НДС целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения.

Внимание: если на лицевом счете учреждения недостаточно средств для уплаты НДС по статьям КОСГУ 130 и 180, учреждение может заплатить НДС за счет общего остатка средств на лицевом счете. Например, если учреждение получает только доходы от сдачи имущества в аренду – по статье КОСГУ 120.

Однако в учете и отчетности перечисление НДС в любом случае отражайте в уменьшение доходов по статьям КОСГУ 130 или 180. При этом причины отражения минусовых показателей по этим статьям в отчетности нужно разъяснить в пояснительной записке (ф. 0503760). Такую позицию высказывают специалисты Казначейства России в частных разъяснениях.

Если учреждение выполняет обязанности налогового агента по НДС (например, при аренде госимущества), сделайте проводку:

Дебет 0.302.24.830 (0.302.26.830, 0.302.25.830...) Кредит 0.303.04.730
– начислен НДС по операциям налогового агента, подлежащий перечислению в бюджет.

Обратите внимание, что применение в нижеперечисленных операциях счетов 210.11 и 210.12 (вместо счета 210.01) связано с изменениями в порядке бухучета.

Начисление НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления отразите проводкой:

Дебет 0.210.12.560 Кредит 0.303.04.730
– начислен НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Если в счет предстоящих поставок продавец (исполнитель) получает предоплату, в течение пяти календарных дней он обязан выставить покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Начисление НДС с полученной суммы предоплаты оформите записью:

Дебет 0.210.11.560 Кредит 0.303.04.730
– начислен НДС с аванса, полученного в счет предстоящих поставок.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (п. 8 и 5 ст. 171 НК РФ):

Дебет 0.303.04.830 Кредит 0.210.11.660
– принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса.

Такой порядок установлен пунктами 112–113129131151 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 210.10302.00303.00401.10).

Входной НДС отражайте на счете 0.210.12.000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», если приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) будут использоваться в рамках деятельности, облагаемой НДС (п. 224 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). В противном случае налог включите в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг). В учете входной НДС отразите проводкой:

Дебет 0.210.12.560 Кредит 0.302.21.730 (0.208.22.660...)
– отражена сумма налога, предъявленная поставщиком (подрядчиком) по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам).

Такой порядок установлен пунктом 112 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 208.00210.10302.00).

Принятие к вычету сумм входного НДС отражайте проводкой:

Дебет 0.303.04.830 Кредит 0.210.12.660
– принят к вычету НДС.

Списание сумм входного НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов, работ, услуг (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг) оформите записью:

Дебет 0.109.60.221 (0.109.60.225…) Кредит 0.210.12.660
– списан входной НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг).

Такой порядок установлен пунктами 113153 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 109.00210.10303.00401.20).

Восстановление НДС отразите следующими проводками:

Дебет 0.210.12.560 Кредит 0.303.04.730
– восстановлен входной НДС, ранее принятый к вычету;

Дебет 0.401.20.222 (0.401.20.226...) Кредит 0.210.12.660
– списана восстановленная сумма НДС.

Такой порядок следует из положений пунктов 112153 Инструкции № 174н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 210.10303.00

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту. Вам также станет доступно:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

И еще в июне всем подарок! Пилотный номер журнала, где дано более 30 ответов на самые --->> популярные вопросы бухгалтеров госсектора

Фото

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ
Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль