Доплата за классное руководство

1090

Вопрос

Помогите разобраться - Заместитель директора по учебно воспитательной работе получает доплату за классное руководство счетная палата утверждает, что это не законно. Тоже самое с педагогом - психологом.обосновывают тем, что это не входит в должностные обязанности, хотя "замы" ведут уроки. хотелось бы конкретнее, так как "зам" это основное место работы, а преподавание это совместительство, они "счетная палата" относит их к группе руководителей, а эта доплата учителям и преподователям

Ответ

сообщаем следующее: Классный руководитель – педагогический сотрудник, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса.

Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора. Об этом сказано в письме от 21.06.2001 № 480/30-16, приказе от 3 февраля 2006 г. № 21.

При этом в приложении к письму Министерства образования и науки РФ от 25.04.2006 года № АФ-100/03, указано, в случае необходимости обязанности по классному руководству могут также возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения.

Соответственно, педагог – психолог является педагогическим сотрудником, поэтому он может выполнять функции классного руководителя. Считаем, что бы оформить возложение обязанностей по классному руководству на замдиретора следует обосновать необходимость в этом. Например, обоснованием может быть отказ педагогических сотрудников учреждения от дополнительной работы (классного руководства).

В образовательных учреждениях, как правило, устанавливаются компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,- за классное руководство. Об этом сказано, например, в пункте 5.11.7 Отраслевого соглашения, утвержденного Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 декабря 2014 г. В региональных или муниципальных учреждениях устанавливается законодательством субъектов РФ или местным законодательством (см., например, постановление Мэра города Ростов-на-Дону от 31 октября 2008 г. № 1170).

Таким образом, за выполнение дополнительной работы (функций классного руководства), оформленной приказом руководителя сотрудникам положена доплата (как отдельный вид компенсационной выплаты).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПИСЬМО от 21 июня 2001 г. № 480/30-16

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены Национальной доктриной образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 гг. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 N 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль общеобразовательного учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.

В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно - воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение.

Воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами общеобразовательного учреждения, призвана обеспечивать возможно более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

В результате реформирования образования за последние десятилетия значительно изменился подход к образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации органы управления образованием, методические службы, педагогические коллективы общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный временем педагогический опыт организации учебно - воспитательной работы, осуществляют качественное обновление содержания, форм и методов образования детей.

Расширился состав организаторов воспитательного процесса. В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 28.04.98 N 5/1 "Об опыте организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях г. Ижевска Удмуртской Республики" органам управления образованием было рекомендовано вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов и школ - интернатов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) должности педагогов - психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов - организаторов, классных воспитателей.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники.

В классном коллективе учебно - воспитательный процесс в настоящее время организуют: классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) - учитель - предметник (реже - другой педагогический работник), являющийся наставником учащихся одного класса; классный воспитатель (освобожденный классный руководитель).

Классный воспитатель (освобожденный классный руководитель), как правило, необходим в сложном коллективе, где имеются дезадаптированные дети с низким уровнем воспитанности, знаний и умений, а также в ситуации перехода из начальной в среднюю школу. Его должностные обязанности определены тарифно - квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования, согласованными с Постановлением Минтруда России от 17.08.95 N 46 с учетом изменений, внесенных Постановлением Минтруда России от 22.11.95 N 65). Однако эффективному внедрению должности классного воспитателя в общеобразовательных учреждениях пока препятствует отсутствие финансирования и налаженной системы подготовки кадров.

Примечание. Методические рекомендации по организации деятельности классного воспитателя в общеобразовательном учреждении разрабатываются отдельно. Вместе с тем классные воспитатели могут руководствоваться отдельными положениями данных Методических рекомендаций.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.

Он - педагог - профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства*.

С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.

В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ "Об образовании" определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета*.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе*.

Его участие в образовательном процессе, взаимоотношения с другими организаторами учебно - воспитательной работы определены должностными обязанностями.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.»

2. ПРИКАЗ от 3 февраля 2006 г. № 21 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

«Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ".

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основной задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).*

В соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1252) (далее - Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.»*

3. ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 25.04.2006 № АФ-100/03 «О Рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации»


«5. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 854пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении дополнен абзацем, предусматривающим, что на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Следует отметить, что для педагогических работников, на которых возложены функции классного руководителя с соответствующей доплатой, в том числе до принятия решения об установлении за эту работу дополнительного вознаграждения, выплата доплаты и вознаграждения является существенным условием трудового договора, изменение которого при надлежащем исполнении этих обязанностей без согласия работника не допускается.

Принимая во внимание, что пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении устанавливает порядок распределения объемов учебной (педагогической работы) педагогических работников, то при регулировании вопросов, связанных с возложением на педагогических работников общеобразовательных учреждений функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательного учреждения.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки, могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением функций классного руководителя:*

при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;

выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;

в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;

кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;

выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов;

при возложении на педагогических работников функций классных руководителей на новый учебный год должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.

В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и выплаты доплаты и вознаграждения.

6. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного педагогического работника с его согласия в двух классах*, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе.

В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.

В случае необходимости обязанности по классному руководству могут также возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения*.»

4.Рекомендация: Как оформить прием на работу совместителя

При совместительстве сотрудник в свободное от основной работы время выполняет другую работу по отдельному трудовому договору (ч. 1 ст. 282 ТК РФ).* Совместительством можно заниматься как по месту основной работы (внутренний совместитель), так и в других организациях (внешний совместитель) (ч. 3 ст. 282 ТК РФ).

Число мест работы по совместительству законодательство не ограничивает. То есть сотруднику разрешено заключать трудовые договоры о совместительстве с любым количеством организаций. Об этом сказано в части 2 статьи 282 Трудового кодекса РФ.


При этом в пункте 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 названы виды работ, которые для педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры не считаются совместительством и не требуют заключения трудовых договоров. То есть при выполнении данных работ оформлять совместительство необязательно, а можно заключить, например, договор гражданско-правового характера.*

К ним, в частности, относятся:

  • литературная работа (в т. ч. редактура, перевод, рецензирование), научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;
  • проведение технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;
  • для высококвалифицированных специалистов – консультирование в организациях (учреждениях);
  • организация и проведение экскурсий.

При этом выполнение некоторых из этих работ (например, консультирование) допускается в основное рабочее время с согласия основного работодателя (п. 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41).При этом выполнение некоторых из этих работ (например, экспертиза с разовой оплатой, педагогическая работа на условиях почасовой оплаты, консультирование) допускается в основное рабочее время с согласия основного работодателя (п. 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41).

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

5. ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 26.08.2010 № 761Н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями на 31 мая 2011 года)»

«III. Должности педагогических работников

Педагог-психолог*»

6.Рекомеендации: Как оплатить труд педагогических работников

Компенсационные выплаты

Размер и условия начисления выплат компенсационного характера должны быть определены:

Размер выплат определите в процентах к окладам (ставкам) или в абсолютных размерах.

Об этом сказано в пунктах 12(1)48 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Эти выплаты не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, и назначаются, в частности, за работу:

  • с вредными (опасными) условиями труда;
  • в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент);
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных (за совмещение, расширение зон обслуживания, выполнение работ различной квалификации и работу в ночное время).

В образовательных учреждениях, как правило, могут быть установлены следующие компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных:

  • за классное руководство;
  • за проверку письменных работ (тетрадей). Порядок такой выплаты установлен на уровне субъекта РФ (местном уровне);
  • заведование кабинетами, отделами, лабораториями, мастерскими, методическими комиссиями (другими видами работ).

Об этом сказано, например, в пункте 5.11.7 Отраслевого соглашения, утвержденного Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22 декабря 2014 г. В федеральных учреждениях порядок выплаты этих доплат прописывается в Положении об оплате труда. А в региональных или муниципальных учреждениях устанавливается законодательством субъектов РФ или местным законодательством (см., например, постановление правительства Ленинградской области от 15 июня 2011 г. № 173).*

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЭРА РОСТОВА-НА-ДОНУ ОТ 31.10.2008 № 1170 «Об условиях оплаты труда работников муниципальных учреждений города Ростова-на-Дону (с изменениями на 28 марта 2014 года)»

«2.6.7. Доплата за осуществление дополнительной работы, не входящей в круг основных должностных обязанностей: (с изменениями на 27 февраля 2009 года)

№ п/п Перечень категорий работников и видов работ Размер доплаты в процентах от должностного оклада (ставки заработной платы)
1 2 3
1. Учителям, преподавателям за классное руководство: (графа с изменениями на 25 июля 2012 года, - см.предыдущую редакцию)  
1–4-х классов до 20
5–11-х классов до 25

________________________
Примечания к подпункту 2.6.7:

Перечень доплат за осуществление дополнительной работы, не входящей в круг основных должностных обязанностей, для работников может быть расширен на основании локальных нормативных актов учреждения, для руководителей – локальных нормативных актов работодателя.

Педагогическим работникам при введении в штаты образовательных учреждений должностей классных воспитателей доплата к должностному окладу за классное руководство не устанавливается. Должностные оклады, продолжительность рабочего времени и очередного отпуска этой категории работников устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных для воспитателей.

Доплаты за осуществление дополнительной работы, не входящей в круг основных должностных обязанностей, устанавливаются от должностного оклада работника по соответствующей педагогической должности независимо от доли, занимаемой штатной единицы или от объема учебной нагрузки, за исключением доплаты учителям 5–11 (12) классов за проверку письменных работ, которая устанавливается от должностного оклада, исчисленного на учебную нагрузку (абзац с изменениями на 19 января 2012 года, - см.предыдущую редакцию).

Доплаты за классное руководство (руководство группой), проверку тетрадей, письменных работ могут устанавливаться в максимальном размере, предусмотренном настоящей таблицей, в классе (учебной группе) с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях, либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста*. Для классов (учебных групп), наполняемость в которых меньше установленной, расчет доплаты осуществляется исходя из максимального размера, уменьшенного пропорционально численности обучающихся (абзац введен согласно изменениям на 15 марта 2010 года)»

Для справки: Инструкция, Утверждена Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 № 94 утратила силу в связи с изданием приказа Минобрауки России от 09.12.2011 № 2816.

20.04.2015г.

С уважением,

Наталия Зорина, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль