Просроченная кредиторская задолженность

7575

Вопрос

В каких случаях кредиторская задолженность считается просроченной? В бюджетной отчетности мы показывали просроченную задолженность, если неуплата составляла свыше 1 месяца. Финансовое управление нам указывавет, что просроченной считается задолженность, неуплаченная свыше 3-х месяцев.

Ответ

сообщаем следующее: Просроченной признается задолженность, не погашенная в течение установленных договором сроков. Если предельные сроки определены договором, то задолженность становится просроченной по истечении указанного периода.

Если же такие сроки в договоре не указаны, законодательно задолженность может быть признана просроченной только по истечении сроков исковой давности (в общем случае – три года с момента возникновения на основании ст. 196 Гражданского кодекса РФ).

Бланк нового отчета 4-ФСС

Начиная с отчетности за I квартал 2017 года составляйте и представляйте в ФСС расчет по новой форме 4-ФСС. Теперь этот отчет посвящен только взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Скачать бланк

При заполнении формы Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф.0503769) Скачать форму, Вам необходимо руководствоваться региональными документами, а именно Постановлением Администрации Ростовской области от 17.11.2010 № 301 «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности областного бюджетного учреждения» и приказа Минфина Ростовской области «Об утверждении форм отчетности о наличии просроченной кредиторской задолженности областного бюджетного учреждения». В которых прописано:

Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, срок неуплаты которой превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Учитываем кредиторскую задолженность прошлых лет. Отвечает чиновник

Если по результатам инвентаризации выявлена невостребованная кредиторская задолженность, при соблюдении ряда условий ее можно списать. Главное – верно оформить ситуацию документально*. Рассмотрим порядок учета и списания кредиторской задолженности прошлых лет в бюджетном учреждении.

* Всем читателям электронного журнала доступен сервис "Формы" (включает образцы и примеры заполнения документов: актов, заявлений, приказов, деклараций). Получите демодоступ к журналу (e.budgetnik.ru).

Определимся с терминами

Под кредиторской задолженностью бюджетного учреждения, как правило, понимают задолженность по принятым обязательствам, суммы денежных средств или стоимость иных активов, которые подлежат передаче кредитору в обмен на поставленные нефинансовые активы, оказанные услуги или выполненные работы.

Кредиторской также является задолженность работодателя перед работниками по суммам начисленной оплаты труда и прочих выплат, перед бюджетом по налогам и сборам и т. д.

Кредиторскую задолженность принято разделять на текущую и просроченную.

Текущей называется кредиторская задолженность по обязательствам, сроки погашения которой не истекли (по условиям соответствующего договора или срокам исковой давности).

Просроченной признается задолженность, не погашенная в течение установленных договором сроков. Если предельные сроки определены договором, то задолженность становится просроченной по истечении указанного периода. Если же такие сроки в договоре не указаны, законодательно задолженность может быть признана просроченной только по истечении сроков исковой давности (в общем случае – три года с момента возникновения на основании ст. 196 Гражданского кодекса РФ).

Необходимо иметь в виду следующее: статья 205 Гражданского кодекса РФ допускает возможность восстановления пропущенного срока исковой давности в исключительных случаях и в судебном порядке.

Причины несвоевременного погашения кредиторской задолженности могут быть различными: недостаток средств для оплаты покупателем или заказчиком, непредъявление соответствующих требований кредитором и т. д.

К участнику договора (учреждению) также могут быть применены финансовые санкции, предусмотренные договором или непосредственно законодательством (например, в силу ст. 395 Гражданского кодекса РФ, ст. 236 Трудового кодекса РФ или ст. 122 Налогового кодекса РФ).

Для ситуаций, связанных с невозможностью покупателя или заказчика своевременно погасить кредиторскую задолженность, применяется понятие «задолженность, не востребованная кредиторами».

Задолженность прошлых лет, в принципе, может подпадать под любое из приведенных определений.

Учет сумм

Текущей считается задолженность по обязательствам, принятым в прошлом календарном (и финансовом) году, обязанность по оплате которых еще не наступила в текущем году.

В этом случае в бухгалтерском учете записи оформляются только на счетах учета санкционирования расходов: соответствующие обязательства и лимиты переводятся из состава обязательств и лимитов года, следующего за отчетным, в состав объектов текущего года.

Если своевременная оплата задолженности не была произведена вследствие недостатка денежных средств или по иным аналогичным причинам, то, по мнению автора, в новом финансовом году по счетам пятого раздела плана счетов бухгалтерского учета обязательства должны быть отражены как вновь принятые. При этом дополнительные бухгалтерские проводки по соответствующему счету, открытому к счету 0 302 00 000 (или 0 303 00 000), не оформляются, так как задолженность является переходящей.

Начисленные суммы санкций за нарушение условий договоров не увеличивают первоначальную стоимость приобретенных нефинансовых активов или стоимость приобретенных работ и услуг. › |

Списание задолженности

Порядок списания задолженности, не востребованной кредиторами с балансового учета, и ее отражение в течение срока исковой давности за балансом отдельно урегулированы Инструкцией по применению Плана счетов бухучета бюджетных учреждений (утверждена приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н , далее – Инструкция № 174н ).

Задолженность, не востребованная кредиторами, может представлять собой суммы непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором. Это следует из пункта 371Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденнойприказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее –Инструкция № 157н ).

По мнению автора, данная норма допускает образование невостребованной кредиторской задолженности и при неполном предъявлении кредитором требований. В этом случае факт невостребованности задолженности может быть подтвержден актом сверки взаиморасчетов.

В любом случае невостребованная кредиторами задолженность учреждения списывается с забалансового учета на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) бюджетного учреждения в порядке, установленном в рамках формирования его учетной политики.

В соответствии с пунктом 129 Инструкции № 174н такая задолженность учреждения списывается с балансового учета посредством оформления бухгалтерской проводки:

Содержание операции Дебет Кредит
Списана невостребованная задолженность* 0 302 00 000
«Расчеты по принятым обязательствам»
0 401 10 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»

* Одновременно сумма задолженности отражается на забалансовом счете 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами».

Невостребованная кредитором задолженность учреждения принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме, списанной с балансового учета.

Например, в 2013 году могут списываться с забалансового учета суммы невостребованной задолженности по обязательствам, принятым в 2010 году.

В случае если в течение срока исковой давности кредитор предъявит требования по ранее принятому (и списанному) обязательству, суммы подлежат списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах учета обязательств.

Возможна ситуация, при которой кредитор вновь получит право на истребование задолженности не только в течение периода наблюдения (срока исковой давности), но и после истечения указанного срока. При этом восстановление сумм в забалансовом учете представляется избыточным – соответствующие обязательства отражаются непосредственно в системном (балансовом) учете.

Нюансы налогового учета

По общему правилу при списании задолженности у учреждения возникает налогооблагаемый доход. Дело в том, что для целей исчисления налога на прибыль суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, подлежат включению в налоговую базу в составе внереализационных доходов ( п. 18 ст. 250 Налогового кодекса РФ ).

Исключение составляют случаи списания кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или решением Правительства РФ ( подп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ ).

Важно запомнить
Если в течение срока исковой давности кредитор предъявит требования по ранее принятому и списанному обязательству, задолженность подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ № 10» ОКТЯБРЬ 2013

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.11.2010 № 301

Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности областного бюджетного учреждения

ПОРЯДОК
определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Ростовской области, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем областного бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру контроля за состоянием просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти Ростовской области (далее – бюджетное учреждение), правила определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения за счет средств областного бюджета и за счет доходов, полученных от платной и иной приносящей доход деятельности, и определяет действия органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее – орган исполнительной власти), в случае превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности.

2. В настоящем Порядке просроченная кредиторская задолженность разделяется на следующие группы:

кредиторская задолженность по оплате труда и иным выплатам персоналу, срок погашения которой, установленный локальными актами бюджетного учреждения, регулирующими трудовые отношения, и законодательством Российской Федерации и Ростовской области, истек;

кредиторская задолженность по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации и Ростовской области, истек;

кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой, предусмотренный заключенными договорами и законодательством Российской Федерации и Ростовской области, истек;

общая кредиторская задолженность по всем имеющимся обязательствам, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации и Ростовской области, истек.

3. Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по каждой из групп определяется как:

наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, срок неуплаты которой превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;

превышение величины просроченной общей кредиторской задолженности над стоимостью активов бюджетного учреждения, за исключением стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, на отчетную дату.

Наличие просроченной кредиторской задолженности по оплате труда и иным выплатам персоналу, налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также по оплате жилищно-коммунальных услуг не допускается.

4. Ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, бюджетное учреждение представляет в орган исполнительной власти сведения о просроченной кредиторской задолженности и мерах по ее погашению по форме, утвержденной приказом министерства финансов области.

На основании указанных сведений орган исполнительной власти осуществляет ежемесячный мониторинг просроченной кредиторской задолженности.

5. Ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, бюджетное учреждение представляет в орган исполнительной власти расчет превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности и стоимости активов, сформированный на основании данных бухгалтерского учета по форме, утвержденной министерством финансов области, с пояснительной запиской, в которой указываются причины возникновения просроченной кредиторской задолженности, прилагается план ее погашения с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации.

6. При наличии просроченной кредиторской задолженности по результатам рассмотрения отчетности, указанной в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, орган исполнительной власти рассматривает причины образования просроченной кредиторской задолженности и меры, принимаемые бюджетным учреждением по ее погашению, с заслушиванием доклада руководителя бюджетного учреждения.

7. По результатам рассмотрения причин образования просроченной кредиторской задолженности и мер, принимаемых к ее погашению, руководитель органа исполнительной власти осуществляет оценку действий руководителя бюджетного учреждения и в соответствии с пунктом 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации принимает решение о расторжении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения или об утверждении плана мероприятий по урегулированию просроченной кредиторской задолженности.

Начальник общего отдела
Администрации области
М.В. Фишкин

4. ПРИКАЗ МИНФИНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.12.2010 № 90

Об утверждении форм отчетности о наличии просроченной кредиторской задолженности областного бюджетного учреждения

В целях реализации постановления Администрации Ростовской области от 17.11.2010 № 301 «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности областного бюджетного учреждения»

Приказываю:

1. Утвердить форму сведений о просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения, подведомственного орган исполнительной власти Ростовской области, и мерах по ее погашению согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму расчета превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности и стоимости активов, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра финансов области Федотову Л.В.

Заместитель Главы Администрации
(Губернатора) области -
министр финансов
Н.И. Сверчкова

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль