Неустойка (штраф, пени) при нарушении контрагентом контракта

128

Вопрос

У меня вопрос такого порядка. По муниципальному контракту у поставщика возникли нарушения. Наше учреждение составили притензию, начислили пени, но сумма пени поставщиком была перечислена в доход бюджета. При проверке у нас выявили нарушение, что пени должны были поставщиком перечислены на наш л/счет. И ссылаются на письмо Минфина от 25.03.2013 N 02-06-07/9374. применительно ли данное письмо для нашей ситуации? И как все же правильно должны быть перечислены пени?

Ответ

сообщаем следующее: Неустойку (штраф, пени), образовавшуюся при нарушении контрагентом контракта (в т. ч. подлежащего исполнению за счет субсидий на госзадание, целевых субсидий), следует отражать в составе доходов от приносящей доход деятельности (КФО 2) по статье КОСГУ 140 "Суммы принудительного изъятия". Такой порядок установлен пунктом 93 Инструкции № 174н и разделом V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н. В письме Минфина России от 25.03.2013 № 02-06-07/9374 даны соответствующие разъяснения, которые имеют непосредственное отношении к ситуации, приведенной в вопросе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете государственного учреждения-заказчика сумму неустойки (штрафа, пеней), полученную от поставщика (подрядчика, исполнителя). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил обязательства, предусмотренные контрактом

По общему правилу условие контракта об ответственности поставщика, исполнителя или подрядчика является обязательным (не включать его в контракт можно только в некоторых случаях).

При нарушении (неисполнения) контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик обязан потребовать уплату неустойки (ч. 4 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Размер пени не может быть менее 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день ее уплаты. Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств устанавливается в виде фиксированной суммы. Такие правила установлены частями 6–8 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. О том, как правильно прописать в контракте условия об ответственности и рассчитать штрафные санкции, см. здесь.

Автономное учреждение при приобретении товаров (работ, услуг) обязано соблюдать особый порядок проведения закупок(в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ). Включение в договор условия об ответственности поставщика(исполнителя, подрядчика) не является обязательным для автономных учреждений (если только оно не установлено положением о закупке), но данное условие может быть прописано в договоре (ст. 331 ГК РФ). Если условие о неустойке не включено в договор, учреждение может требовать уплаты неустойки, определенной законодательством (ст. 332 ГК РФ). Но если автономное учреждение подпадает под действие закона о контрактной системе, то обязано заключить контракт в соответствии с этим законом, в том числе и в части определения ответственности сторон.

В бухучете сумму неустойки (штрафа, пеней) начисляйте на основании акта о приемке товаров (работ, услуг) или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать:

обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством;

сведения об исполнении обязательства исполнителем и о принятых результатах исполнения контракта (включая сумму неустойки (пеней, штрафов)).

Об этом сказано в письме Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525.

Порядок отражения в бухучете сумм полученных неустоек (штрафов, пеней) зависит от типа учреждения.*

В учете бюджетных учреждений:

Неустойку (штраф, пени), образовавшуюся при нарушении контрагентом контракта (в т. ч. подлежащего исполнению за счет субсидий на госзадание, целевых субсидий), отразите в составе доходов от приносящей доход деятельности. В учете сделайте проводки:*

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислена задолженность поставщика (исполнителя, подрядчика) по уплате неустойки 2.209.40.560<11> 2.401.10.140
2. Поступила сумма неустойки (штрафа, пеней) на лицевой счет 2.201.11.510 2.209.40.660<11>
Увеличение забалансового счета 17
(по коду КОСГУ 140)*
<11> Применение счета 209.40 по неустойке связано с планируемыми изменениями. Но использовать этот счет нужно уже сейчас. Такой вывод следует из пункта 4.1 Методических рекомендаций Минфина России о переходе на новые правила учета.

Такой порядок установлен пунктами 7293 Инструкции № 174н, абзацем 8 подпункта «и» пункта 3.96,подпунктом «г» пункта 3.66 проекта приказа Минфина России от 18 сентября 2014 г.

О том, как отразить в бухучете неустойку, исполненную контрагентом путем зачета встречных требований, см.Вправе ли учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований).

Из рекомендации «Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ»

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Наталия Гусева

директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Справочник: Отнесение доходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ

Вид доходов Статья (подстатья) КОСГУ Подтверждающие документы
Налоговые доходы

Доходы от сумм принудительного изъятия

Доходы от административных платежей и штрафов, сборов, санкций, возмещения ущерба в соответствии с законодательством России, в том числе от:

штрафов, пеней, неустойки за нарушение законодательства о размещении заказов;*

Статья 140 «Суммы принудительного изъятия»* Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 25.03.2013 № 02-06-07/9374

[Об отражении в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств]

В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба), средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (по приносящей доход деятельности).*

Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, являющиеся доходами бюджетного учреждения, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом учреждению в органе Федерального казначейства (далее - лицевой счет с кодом 20), и используются данным бюджетным учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, составляемым и утверждаемым в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".*

10.04.2015г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль