Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения

191

Вопрос

Очень нужен ответ. Можно завтра до 15.00, если возможно.Мы являемся образовательным бюджетным учреждением. Можем ли организовать типографские услуги, например ксерокопия и печать документов и т.д. Как организовать бухгалтерский учет, что необходимо сделать. Как вести учет денежных средств, необходим кассовый аппарат? Как отчитываться в налоговую?

Ответ

сообщаем следующее: Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги, такие как ксерокопирование, распечатывание документов с электронных носителей и т.д. только в том случае, если право на оказание данных услуг прямо указано в учредительных документах и служит достижению целей, ради которых учреждение создано. Такие правила определены статьей 298 ГК РФ и пунктом 4статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 ФЗ № 7-ФЗ. Если устав или положение предоставляют право на ведение данной деятельности, приносящей доход, то до ее начала бюджетное учреждение должно включить показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД. Доходы от оказания указанных платных услуг отражайте в учете статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» аналогично приведенному материалу. Так как Инструкцией 174н не предусмотрен особый порядок учета доходов при оказании услуг по ксерокопирование, распечатывание документов с электронных носителей и т.д. Не применять ККТ при оказании указанных платных услуг населению учреждение вправе только в том случае, если вместо кассового чека будет выдавать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Дополнительной отчетности в связи с оказание платных услуги (ксерокопирование, распечатывание документов с электронных носителей и т.д.) предоставлять в налоговую инспекцию учреждение не должно будет, нужно будет сдавать декларацию по НДС и декларацию по налогу на прибыль в общем порядке. Только в случае если учреждение будет применять ККТ, прежде чем начать использовать контрольно-кассовую технику (ККТ), зарегистрируйте ее в налоговой инспекции. Таково общее требование. Оно относится к любым ККТ: переносным, размещенным в платежных терминалах, банкоматах и т. п. Об этом сказано в пунктах 1 и 1.1 статьи 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух версия для бюджетных, казенных и автономных учреждений и материалах Системы Главбух версия для коммерческих организаций

1. Рекомендация:Как проверить деятельность, приносящую доход

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

  • прямо указана в учредительных документах;
  • служит достижению целей, ради которых учреждение создано.

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.*

Оформление прав на ведение платной деятельности

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания (п. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).* Аналогичное требование законодательства к уставу автономного учреждения имеется в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Внимание: сделки, которые не соответствуют целям создания учреждения и его специальной правоспособности, могут быть признаны недействительными по решению суда.

Нужно учитывать, что получение доходов может быть ограничено дополнительными условиями отраслевого законодательства (абз. 2 п. 2 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например, нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо бесплатных образовательных программ, финансируемых из бюджета.

Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:*

  • казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов. Конкретный порядок составления сметы должен определить ГРБС исходя из общих требований, установленных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н;
  • бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД.*

Этот порядок следует из части 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

При этом плановые показатели доходов от платной деятельности бюджетные и автономные учреждения указывают в плане ФХД отдельно от других плановых поступлений. Учреждение должно рассчитывать их исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации (п. 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление платных образовательных услуг

Внимание: рекомендация подготовлена с учетом планируемых изменений и размещена в Системе для предварительного ознакомления.

Образовательные учреждения могут оказывать платные образовательные услуги гражданам (в т. ч. иностранцам) и организациям.* Такие услуги нужно оказывать на тех же условиях, что и бесплатные образовательные услуги, которые предоставляются в соответствии с соглашением на представление субсидии. Об этом сказано в частях 13 статьи 101,части 3 статьи 78 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Бухучет

Порядок отражения поступления доходов по договору об оказании платных образовательных услуг и расходов в учете зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Поступление доходов отразите по статье КОСГУ 130* «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (раздел Vуказаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

В бухучете расчеты по платным образовательным услугам учитывайте на счете 2.205.31.000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».*

Начисление доходов от оказания платных образовательных услуг отражайте на дату, утвержденную учетной политикой (например, последнее число месяца, квартала, полугодия, семестра), на основании первичного документа (п. 37 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Таким документом может быть:

  • акт выполненных услуг – если договор об обучении заключен с организацией;
  • приказы, распоряжения по учреждению – если договор об обучении заключен с самим студентом.

Внести деньги за обучение студенты (прочие контрагенты) могут либо в кассу учреждения, либо на лицевой счет. Если студент вносит деньги в кассу, оформите квитанцию (ф. 0504510) и приходный кассовый ордер (ф. 0310001).

В бухучете сделайте проводки:*

Содержание операций Дебет счета Кредит счета
1. Начислен доход от оказания платных образовательных услуг по договору 2.205.31.560 2.401.10.130
2. Поступление платы через кассу:
2.1 Деньги внесены в кассу 2.201.34.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130)
2.205.31.660
2.2 Сданы деньги из кассы на счет (на основании расходного кассового ордера и объявления на взнос наличными) 2.210.03.560 2.201.34.610
одновременно уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130)
2.3 Поступили деньги на лицевой счет  2.201.11.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130)
2.210.03.660
3. Поступление платы в безналичной форме:
3.1 Средства от оказания платных образовательных услуг поступили на лицевой счет 2.201.11.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130)
2.205.31.660

Такой порядок установлен пунктами 93–94 Инструкции № 174н.

Учет операций по счету ведите в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов по поступлениям от оказания платных образовательных услуг ведите в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Об этом сказано в пунктах 200–201 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Все затраты, связанные с оказанием платных образовательных услуг, отразите на соответствующих аналитических счетах счета 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом учреждение самостоятельно определяет объект калькулирования и то, какие расходы относятся к прямым или накладным.

В учете расходы на себестоимость относите в зависимости от того, сколько видов услуг оказывает учреждение.

Если учреждение оказывает один вид образовательных услуг, все затраты, связанные с этим, относите к прямым (на счет 0.109.60.000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»).

Если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы распределяйте так:

  • затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относите к накладным (на счет 0.109.70.000);
  • затраты, которые напрямую связаны с конкретной услугой, относите к прямым и отражайте на счете 0.109.60.000.

Независимо от количества видов услуг учреждения общехозяйственные затраты (например, зарплату администрации) относите на счет 0.109.80.000 «Общехозяйственные расходы».

При отражении расходов, связанных с платной образовательной деятельностью, в бухучете делайте следующие проводки:*

Содержание операций Дебет счета Кредит счета
1. Зарплата сотрудникам учреждени

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль