Требования об обеспечении исполнения контракта при проведении закупок

207

Вопрос

На наш счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств организация перечислила сумму обеспечения исполнения контракта. Товар был поставлен в полном объеме, но с задержкой срока. Организации товар был оплачен в полном объеме и выставлена претензия на сумму пени за просрочку поставки товара. В запросе о возврате обеспечения исполнения контракта организация выразила согласие на удержание суммы пени. Можно ли нам удержать сумму пени из суммы обеспечения исполнения контракта и перечислить ее со счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение ПБС  на счет администратора доходов бюджета.

Ответ

Учреждение может вернуть обеспечение исполнения контракта за минусом пени, если это предусмотрено в контракте.

 

В противном случае, сумму обеспечения организация-заказчик должна вернуть на счет исполнителя в полном объеме.

1. Рекомендация: Как установить требование об обеспечении заявки или об исполнении контракта при проведении закупок

Внесение денег (залога)*

Денежное обеспечение заявки участник закупки должен перечислить на счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок. В случае электронного аукциона деньги нужно перечислять на банковский счет оператора электронной площадки. На нем открывается отдельный лицевой счет для средств каждого участника, прошедшего аккредитацию.* Об этом сказано в частях 5, 8, 9 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Перечень банков, в которых операторы электронных площадок могут открывать счета для хранения средств участников закупок, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2013 г. № 1999-р.

В течение одного часа после получения заявки оператор электронной площадки проводит блокировку средств на лицевом счете участника.* Если свободных средств недостаточно, то оператор блокировку не производит и в течение часа возвращает заявку. Об этом сказано в частях 16–19 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик обязан вернуть участнику средства обеспечения, а оператор электронной площадки разблокировать при наступлении следующих событий:*

  • подведения итогов определения поставщика (но победителю – после заключения контракта);*
  • отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отклонения заявки;
  • отзыва заявки до окончания срока подачи;
  • получения заявки после окончания срока подачи;
  • отстранения участника или отказа заказчика заключить контракт;
  • получения заказчиком от контрольного органа отказа в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Оператор электронной площадки разблокирует средства после получения решения об отказе от заказчика.

Сделать это заказчик должен в течение пяти рабочих дней, а оператор электронной площадки – в течение одного рабочего дня с даты наступления указанных выше событий.*

Такой порядок приведен в частях 6, 20–24 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик не возвращает денежные средства обеспечения заявки, а оператор электронной площадки перечисляет их со своего счета заказчику, если:

  • победитель уклонился от заключения контракта;
  • победитель не предоставил обеспечение исполнения контракта.

Об этом сказано в части 13 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Ситуация: как заказчику отразить в бухучете поступление и возврат денежного обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе*

Заказчик обязан потребовать обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе. Одним из способов обеспечения является внесение денежных средств на счет заказчика* (ч. 1 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В учете заказчика денежные средства, поступившие для обеспечения заявки на участие, отражайте на счете 0.304.01.000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» по коду вида финансового обеспечения (КФО) 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21, 267 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Учитывать деньги на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не нужно (письмо Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-07-07/31342).

Последующий учет и распоряжение данными средствами зависят от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:*

Если учреждение обслуживается в органе Казначейства России, средства, поступившие в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, зачисляются на лицевой счет с признаком 20 «Лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций)» (подп. «а» п. 5, п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н). Отдельный лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, не предусмотрен.

Если учреждение обслуживается в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), порядок открытия и ведения лицевых счетов (в т. ч. порядок отражения операций по зачислению средств, поступивших в качестве обеспечения заявки на участие в закупке) устанавливает соответствующий финансовый орган (п. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Денежные средства, поступающие в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, органами Казначейства России зачисляются на лицевой счет учреждения по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы». Несмотря на это, вести учет данных поступлений на забалансовом счете 17 не нужно.

В бухучете поступление денежных средств в обеспечение заявки на лицевой счет отразите проводкой:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения

3.201.11.510

3.304.01.730

В дальнейшем поступившие средства подлежат возврату участникам закупки* либо (в случае уклонения участника от заключения контракта, непредоставления обеспечения контракта и т. д.) остаются в распоряжении учреждения (ч. 13 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Возврат участнику открытого конкурса поступивших средств отразите проводкой:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Возвращены владельцу средства, поступившие во временное распоряжение

3.304.01.830

3.201.11.610

Такой порядок приведен в пунктах 135 и 136 Инструкции № 174н.

Если сумма обеспечения остается в распоряжении учреждения, отразите полученный доход по статье КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Для этого представьте в органы Казначейства России уведомление (ф. 0531852) для уточнения кассовых операций в части отражения кодов КОСГУ на лицевом счете (т. е. для переброски средств со статьи 180 на статью 140). В учете на основании документов, подтверждающих, что обеспечение остается у учреждения, уведомления и справки (ф. 0504833) сделайте проводки:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Списана с балансового учета задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение

3.304.01.830

3.201.11.610

2.

Отражены суммы денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения

2.201.11.510

2.205.41.660

Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 140)

3.

Начислен доход в сумме остающегося в распоряжении учреждения обеспечения

2.205.41.560

2.401.10.140

       

Такой порядок следует из пунктов 72, 93, 94 Инструкции № 174н.

2.Ситуация: Вправе ли бюджетное или автономное учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия

Да, вправе.*

В случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). При этом в контракте может быть установлено условие об уменьшении размера вознаграждения на сумму неустойки. В этом случае при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств заказчик должен оплатить товары (работы, услуги) за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней).*

Составлять дополнительное соглашение при этом не нужно. Сумму неустойки (штрафа, пеней), основания для ее взыскания и порядок расчета укажите в акте приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг) или другом документе, предусмотренном обычаями делового оборота.* При этом такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 330, пункта 1 статьи 332, статьи 410 Гражданского кодекса РФ, части 6 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525, ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19716.

Сумма неустойки (штрафа, пеней) по контракту признается собственным доходом учреждения и подлежит отражению как средства от иной приносящей доход деятельности (в т. ч. по контракту, подлежащему исполнению за счет средств субсидий на госзадание, целевых субсидий).* Объясняется это тем, что бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени и являются получателями санкций, возникших в связи с ненадлежащим исполнением контрагентами своих обязательств. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 9 октября 2012 г. № 02-04-12/4178, от 20 сентября 2012 г. № 02-06-10/3831, от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788.

Неустойка (штраф, пени), оставшаяся в распоряжении учреждения, подлежит отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений (код счета 20, 30).*

При оплате контракта, заключенного в рамках целевых субсидий (КФО 5, 6) за минусом неустойки (штрафа, пени), сумма штрафных санкций останется на отдельном лицевом счете с кодом 21 (31). Данную сумму следует перечислить на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (код 20, 30). Для этого направьте в орган Федерального казначейства заявку на кассовый расход (ф. 0531801).

Об этом сказано в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374. Следует отметить, что ранее (в письме Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 02-13-06/5292) ведомство высказывало иное мнение. Сумма неустойки (штрафа, пеней), оставшаяся на отдельном лицевом счете учреждения, подлежит перечислению в бюджет. Исключение было сделано только для случая, когда учредителем принято решение о наличии потребности в указанных средствах. В этом случае сумма неустойки должна быть израсходована на те же цели, на которые выделена целевая субсидия в соответствии с соглашением о предоставлении целевой субсидии. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства учреждения вправе руководствоваться ими.

Порядок отражения в учете операций по предъявлению встречного требования об уплате неустойки (штрафа, пени) в рамках договора, заключенного за счет целевых субсидий, и перечислении ее на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:*

Операции по предъявлению и зачету встречного требования отразите проводками:

Дебет 2.205.41.560 Кредит 2.401.10.140
– отражено предъявление неустойки (пени, штрафа) исполнителю;

Дебет 5 (6).302.00.830 Кредит 5 (6).201.11.610
– отражено перечисление исполнителю денежных средств по договору (за минусом суммы неустойки (штрафа, пени));

Кредит 18 (код КОСГУ)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 5 (6).302.00.830 Кредит 5 (6).304.06.730
– отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного денежного обязательства (на основании акта, иного документа);

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.205.41.660
– отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного требования по санкциям (на основании акта, иного документа).

При перечислении суммы неустойки (штрафа, пени) на лицевой счет для учета операций со средствами бюджетного учреждения сделайте проводки (на основании справки (ф. 0504833)):

Дебет 5(6).304.06.830 Кредит 5(6).201.11.610
– отражено перечисление суммы неустойки с отдельного лицевого счета;

Кредит 18 (код КОСГУ)
– отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.304.06.730
– отражено поступление суммы неустойки на счет для учета операций со средствами учреждений;

Дебет 17 (код КОСГУ)
– отражено поступление средств на счет учреждения.

Такой порядок установлен пунктами 146–147 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 205.00, 304.06, забалансовые счета 17, 18) и разъяснен в письмах Минфина России от 23 января 2014 г. № 02-06-07/2378, от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374.

Пример отражения в бухучете обязательств по контракту, заключенному за счет средств субсидий на иные цели, за минусом суммы неустойки*

Бюджетное учреждение «Альфа» заключило с ОАО «Производственная фирма ""Мастер""» договор на поставку материальных запасов на сумму 10 000 руб. Расходы по договору учреждение оплачивает за счет средств целевой субсидии. Срок поставки – 31 марта 2014 года. Условиями договора предусмотрена неустойка за нарушение срока поставки (в размере 1/300 ставки рефинансирования). Кроме того, предусмотрено, что платежи по договору уменьшаются на сумму неустойки (штрафа, пеней).

«Мастер» поставил материальные запасы с нарушением сроков – 12 апреля 2014 года.

Ставка рефинансирования составляет 8,25 процента. Сумма неустойки составила 33 руб. (10 000 руб. × 12 дн. × 1/300 × 8,25%).

В апреле бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 5.105.36.340 Кредит 5.302.34.730
– 10 000 руб. – оприходованы материальные запасы;

Дебет 2.205.41.560 Кредит 2.401.10.140
– 33 руб. – предъявлена «Мастеру» неустойка за нарушение сроков поставки;

Дебет 5.302.34.830 Кредит 5.201.11.610
– 9967 руб. (10 000 руб. – 33 руб.) – перечислена оплата по договору за минусом суммы неустойки;

Кредит 18 (код КОСГУ 340)
– 9967 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 5.302.34.830 Кредит 5.304.06.730
– 33 руб. – отражено прекращение встречных требований зачетом;

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.205.41.660
– 33 руб. – отражен доход от взыскания с поставщика суммы неустойки путем зачета встречных требований;

Дебет 5.304.06.830 Кредит 5.201.11.610
– 33 руб. – отражено перечисление средств с отдельного лицевого счета на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (на основании справки (ф. 0504833));

Кредит 18 (код КОСГУ 340)
– 33 руб. – отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.304.06.730
– 33 руб. – отражено поступление средств на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (ф. 0504833);

Дебет 17 (код КОСГУ 140)
– 33 руб. – отражено поступление средств на счет учреждения.

Из рекомендации «Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ»

 

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль