Учет нормативных затрат учреждения

173

Вопрос

Предприятие (МАУ) оказывает 6 видов муниципальных услуг, так ж е занимается и внебюджетной деятельностью. В состав субсидии на выполнение муниципального задания входят также и денежные средства для нормативных затрат (ком. услуги, налоги).
Вопрос: На каком счете учитывать нормативные затраты на 109 или сразу на 401.20 их относить ?

Ответ

Нормативные затраты, которые формируются как отдельная статья затрат при выполнении муниципального задания (коммунальные услуги в определенном размере; налоги, в качестве объектов налогообложения по которым является недвижимое и особо ценное движимое имущество: земельный налог и налог на имущество и т.п.) сразу (при начислении) списывайте на расходы текущего финансового года, то есть на счет 4.401.20.000.

 

Это следует из пункта 181 Инструкции № 183н.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике с учетом разъяснений учредителя.

На счет 0 401 20 относятся общехозяйственные расходы, которые невозможно распределить на себестоимость оказываемых работ, услуг;  расходы, которые согласно учетной политике учреждения не формируют себестоимость работ, услуг; расходы по содержанию недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовым источником которых являлась субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении оказание образовательных услуг в рамках госзадания

<…>

Бухучет затрат в бюджетных и автономных учреждениях

В бюджетных и автономных учреждениях затраты, связанные с оказанием образовательных услуг в рамках выполнения госзадания, нужно отражать на счете 4.109.00.000 (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). В конце отчетного периода затраты по выполненным услугам, собранные на этом счете, нужно списать на уменьшение финансового результата, а именно на счет 4.401.20.200 (т. е. происходит сопоставление доходов в виде полученной субсидии и произведенных расходов).* Учет на счетах организуйте пообъектно – по каждому виду оказываемых услуг. Надлежащая организация пообъектного учета позволит формировать и анализировать фактическую себестоимость госуслуг как самому учреждению, так и другим пользователям бухгалтерской отчетности (например, учредителю). При этом учитывайте, что некоторые расходы не подлежат включению в фактическую себестоимость субсидированных работ и услуг и по этой причине не отражаются на счете 0.109.00.000.

Порядок отнесения затрат на себестоимость инструкциями не установлен. Поэтому учреждение должно самостоятельно его разработать и закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом можно использовать порядок определения нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание имущества (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1405).

При разработке порядка нужно определить способ калькулирования (т. е. определения себестоимости) единицы объема работы или услуги. В том числе пропишите нижеприведенные особенности учета.

1. Какие расходы относятся к прямым, накладным или общехозяйственным, а также порядок их распределения.

Порядок распределения затрат на прямые или накладные зависит от того, сколько видов услуг оказывает учреждение.

Если учреждение оказывает один вид образовательных услуг, все затраты, связанные с оказанием госуслуги, относите к прямым (на счет 0.109.60.000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»).

Если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы распределяйте так:

  • затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относите к накладным (на счет 0.109.70.000);
  • затраты, которые напрямую связаны с конкретной услугой, относите к прямым и отражайте на счете 0.109.60.000.

При этом к прямым затратам относите такие, которые сразу относятся на себестоимость. Это, как правило, зарплата педагогов и страховые взносы, начисленные на эту зарплату, материальные запасы, которые используются непосредственно при выполнении госуслуги. Накладные – те затраты, которые нельзя прямо отнести к конкретному виду услуг: на содержание и эксплуатацию основных средств, на командировки, обучение сотрудников и другие.

Независимо от количества видов услуг учреждения общехозяйственные затраты (например, зарплату администрации) относите на счет 0.109.80.000 «Общехозяйственные расходы». К общехозяйственным расходам, как правило, относятся расходы:

  • на зарплату административного персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании услуг (уборщица, бухгалтер и др.), и начисления на эту зарплату;
  • коммунальные (кроме тех, которые не отнесены к нормативным затратам на содержание имущества);
  • на содержание недвижимого имущества;
  • на приобретение услуг связи, транспортных услуг;
  • на прочие работы, услуги.

2. Какие расходы не формируют себестоимость работы (услуги) и сразу списываются на финансовый результат. К таким расходам, как правило, относятся:*

  • расходы на социальное обеспечение (статьи КОСГУ 262, 263);
  • прочие расходы (статья КОСГУ 290);
  • нормативные затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Такие затраты устанавливаются в порядке определения нормативных затрат на оказание госуслуг как отдельная статья затрат. Это обычно:


– коммунальные услуги в определенном размере;
– налоги, в качестве объектов налогообложения по которым является недвижимое и особо ценное движимое имущество: земельный налог и налог на имущество.

Также в учетной политике можно установить другие виды расходов, которые не формируют себестоимость.

Эти расходы сразу (при начислении) списывайте на расходы текущего финансового года, то есть на счет 4.401.20.000.

Это следует из пункта 153 Инструкции № 174н и пункта 181 Инструкции № 183н.*

3. Способ распределения накладных и общехозяйственных расходов. Например, пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, выручке и т. д.

<…>

В учете автономных учреждений:

Расходы, которые не формируют себестоимость образовательной услуги, относите на финансовый результат (счет 4.401.20.000) с последующим отнесением на счет 4.401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и отражайте следующими записями:*

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Отражены расходы, которые не формируют себестоимость услуг, оказываемых в рамках госзадания:

 

– на социальное обеспечение;

4.401.20.262

4.302.62.000<5>

4.401.20.263

4.302.63.000<5>

– на прочие расходы;

4.401.20.290

4.302.91.000<5>

– на уплату налогов, включаемых в состав расходов

4.401.20.290

4.303.ХХ.000

2.

Отражены нормативные затраты на содержание имущества, в том числе:

 

– коммунальные услуги;

4.401.20.223

4.302.23.000

– налог на имущество;

4.401.20.290

4.303.12.000

– земельный налог

4.401.20.290

4.303.13.000

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<5> Если расходы проводятся через подотчетников, используйте счет 4.208.ХХ.000.

       

Такой вывод следует из пункта 181 Инструкции № 183н, пункта 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527.

Расходы, связанные с выполнением госзадания, отражайте следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Начислена зарплата сотрудникам учреждения, участвующим в оказании образовательных услуг в рамках госзадания

4.109.ХХ.211

4.302.11.000

2.

Удержан НДФЛ из зарплаты сотрудников

4.302.11.000

4.303.01.000

3.

Начислены обязательные страховые взносы:

   
 

– на социальное страхование;

4.109.ХХ.213

4.303.02.000

– на медицинское страхование;

4.303.07.000

– на пенсионное страхование;

4.303.10.000

– на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

4.303.06.000

4.

Списаны материальные запасы, использованные при оказании образовательных услуг в рамках госзадания

4.109.ХХ.272

4.105.XX.000

5.

Отражены расходы на содержание имущества

4.109.ХХ.225

4.302.25.000

6.

Отражены коммунальные расходы, которые не отнесены к нормативным затратам на содержание имущества

4.109.80.223

4.302.23.000

7.

Отражены расходы на услуги связи

4.109.80.221

4.302.21.000

8.

Отражены расходы на транспортные услуги

4.109.80.222

4.302.22.000

9.

Отражены расходы на прочие услуги

4.109.ХХ.226

4.302.26.000

10.

Списано с учета движимое имущество стоимостью до 3000 руб. при вводе в эксплуатацию, которое используется в госзадании

4.109.ХХ.271

4.101.ХХ.000

11.

Начислена амортизация по основным средствам, которые используются в госзадании

4.109.ХХ.271

4.104.ХХ.000

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

       

В конце отчетного месяца накладные и общехозяйственные расходы распределите по видам услуг на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета распределения. Нераспределяемые общехозяйственные расходы спишите на финансовый результат текущего года. Способ распределения и перечень нераспределяемых общехозяйственных расходов инструкциями по бухучету не установлены, поэтому утвердите их в учетной политике.*

Собранную на счете 0.109.60.000 себестоимость оказанных услуг спишите на финансовый результат учреждения и оформите справкой (ф. 0504833).

<…>

Татьяна Кочнова, заместитель главного бухгалтера Минобрнауки России, к. э. н.

2. Статья: Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от1 декабря 2010г. №157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:*

  • прямые затраты;
  • накладные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • издержки обращения.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг прежде всего делятся на прямые и накладные ( п. 134 Инструкции №157н). Однако здесь не приведено разъяснение того, что относится к прямым, а что к накладным расходам.

По мнению автора, можно использовать следующие определения.*

Прямые расходы* – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы* – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве, расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве, и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Общехозяйственные расходы *связаны с общим обслуживанием производства и управлением

учреждением в целом. К ним обычно относят административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладными общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.*

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года. При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.*

<…>

А.Л. Опальская, эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 2, февраль 2014

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

28.08.2014 г.

С уважением,

Ольга Трошина , старший эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль