НДС с аренды

412

Вопрос

Прошу дать разъяснения по вопросу НДС с аренды: наша организация освобождена от уплаты НДС по ст.145 НК. Мы сдаем помещения в аренду.Кто должен платить НДС в бюджет, мы или арендатор? Если у арендатора тоже имеется освобождение от НДС, то в этом случае кто должен уплачивать НДС в бюджет?

Ответ

В данной ситуации платить НДС ни кто не должен, ни арендатор, ни арендодатель. В соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ учреждение имеет право получить освобождение от уплаты НДС, если выручка без НДС от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 руб. То есть когда учреждение начинает пользоваться освобождением от уплаты НДС в соответствии с пунктом 1 статьи145 НК РФ, то НДС оно уже не начисляет и не перечисляет в бюджет по все операциям (в том числе при сдаче имущества  в аренду). Поэтому платить НДС с суммы арендной платы учреждение в данной ситуации не должно. Так же, в соответствии с приведенным материалом, у Арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС  если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой госимущество находится в оперативном управлении. Поэтому арендатор в данной ситуации так же не обязан исполнять обязанности налогового агента по НДС и платить НДС в бюджет.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как получить освобождение от уплаты НДС

Условия для освобождения

Государственное (муниципальное) учреждение имеет право получить освобождение от уплаты НДС. По общему правилу воспользоваться освобождением можно, если выручка без НДС от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).*

Если учреждение реализует подакцизные и неподакцизные товары, оно тоже вправе получить освобождение от уплаты НДС. Однако это освобождение будет распространяться только на операции по реализации неподакцизных товаров. Поэтому при оценке объема выручки за три последовательных календарных месяца выручку от реализации подакцизных и неподакцизных товаров нужно учитывать раздельно. Лимит в 2 000 000 руб. не должна превышать выручка от реализации неподакцизных товаров. Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ, определения Конституционного суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 313-О и письма МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15.

<…>

Оформление счетов-фактур, книги продаж и книги покупок

Учреждение, использующее освобождение от уплаты НДС, обязано выставлять счета-фактуры. В таких счетах-фактурах сумму НДС не выделяйте, а делайте пометку «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ, письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/85).* Счета-фактуры с выделенной суммой НДС выставляйте только в следующих случаях:

  • при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав) от своего имени по агентским договорам или договорам комиссии, заключенным с плательщиком НДС;
  • при передаче товаров (работ, услуг), приобретенных от своего имени у плательщиков НДС по агентским договорам или договорам комиссии.

Это следует из пунктов 3 и 20 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

В остальных случаях счета-фактуры с выделенной суммой налога не выставляйте. Если же счет-фактура с НДС был выставлен и передан покупателю, уплатите налог в сумме, указанной в счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). НДС, предъявленный поставщиками, к вычету не принимайте, а учитывайте в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Учреждение, получившее освобождение от уплаты НДС, обязано вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур и книгу продаж. В противном случае оно не сможет подтвердить обоснованность использования освобождения и продлить его (п. 6 ст. 145 НК РФ). Такой вывод содержится в письме Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-11/73.

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Ситуация: В каких случаях учреждение должно исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Учреждение должно исполнять обязанности налогового агента по НДС, если оно или его обособленное подразделение арендует госимущество у органов госвласти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой госимущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, бюджетное или автономное учреждение, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.*

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды госимущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. То есть если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда от 2 октября 2003 г. № 384-О, письмах Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-03-05/33508, от 27 марта 2012 г. № 03-07-11/86, от 11 марта 2012 г. № 03-07-11/66, от 24 мая 2011 г. № 03-07-11/142 и ФНС России от 16 апреля 2012 г. № ЕД-3-3/1312.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А,Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

С 1 января 2012 года выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при аренде госимущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605), от 16 августа 2013 г. № 03-03-05/33508, от 27 марта 2012 г. № 03-07-11/86, ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.*

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие в договоре не прописано, платить налог арендатору – налоговому агенту придется за счет собственных средств.

Из рекомендации «Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС»

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

27.08.2014 г.

С уважением,

Екатерина Самодурова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль