Возврат в кассу излишне выплаченных пособий

5642

Вопрос

В 2014г ФСС была проведена проверка муниципального бюджетного учреждения за 2011-2013г. Нами было переплачено в рамках бюджетной деятельности пособие по уходу за ребенком до 1,5лет и пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств ФСС. Излишне выплачиваемая сумма будет возвращена в кассу учреждения постепенно. Как правильно отразить данную ситуацию в бух. учете и какие проводки использовать

Ответ

Излишне выплаченные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и пособие по временной нетрудоспособности могут быть взысканы только в случаях счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, и т.п.) (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Удерживать выплаченное работнику пособие по временной нетрудоспособности учреждение не может.

 

В рассматриваемой ситуации сотрудники добровольно вносят сумму переплаты в кассу. Согласно действующим правилам, дебиторская задолженность прошлых лет отражается на лицевых счетах бюджетного учреждения как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же кодам КОСГУ, по которым ранее был произведен кассовый расход. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25.03.2013 г. № 02-03-07/9353 (направлено письмом Казначейства России от 04.04.2013 г. № 42-7,4-05/3.3-205), от 26.09.2012 г. № 02-03-07/3956).

Таким образом, внесенная сотрудниками учреждения в кассу сумма переплаты пособий является возмещением расходов, произведенных в 2011-2013 г.г. за счет средств от деятельности, приносящей доход, и (или) за счет субсидий на выполнение госзадания, по подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда". Поступившая сумма остается в распоряжении учреждения и может использоваться по тому же КОСГУ. Если ранее кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств (до изменения типа) за счет лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований, данные суммы нужно перечислить в доход бюджета. Подробнее об этом в рекомендации № 4.

Исправление ошибок в бухучете производится в порядке, определенном п. 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

При отражении добровольно внесенной в кассу суммы переплаты в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сделаны следующие исправительные записи:

303.02.830    302.13.730 - сторнирована сумма начисленных выплат,

не принятых ФСС ;

302.13.830    303.01.730 - сторнирована  сумма излишне начисленного НДФЛ с суммы пособия за счет средств ФСС;

201.34.510 302.13.730 - сотрудниками внесены в кассу учреждения суммы излишне выплаченных пособий;

210.03.560    201.34.610 - внесены на лицевой счет наличные денежные средства;

201.11.510    210.03.660 - зачислены на лицевой счет учреждения суммы переплаты пособий.

Дебет 18 (КОСГУ 213 ) - денежные средства зачислены на лицевой счет как восстановление кассовых расходов;

Недоимку по  страховым взносам на обязательное социальное страхование перечислите в ФСС по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н):

303.02.830    201.11.610  - перечислена недоимка в ФСС;

Кредит 18 (КОСГУ 213) - выбытие денежных средств с лицевого счета.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как отразить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в бухучете и при налогообложении

Бухучет

Расходы по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование распределите по статьям (подстатьям) КОСГУ в следующем порядке:

взносы, начисленные на вознаграждения, выплачиваемые в рамках трудовых отношений, по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»;

взносы, начисленные на вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, по тем же статьям (подстатьям) КОСГУ, что и расходы на оплату работ (услуг), выполненных по этим договорам.

Об этом сказано в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Расчеты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование отражайте на счетах:

0.303.02.000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

0.303.07.000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС».

Внимание: пенсионные взносы в бухучете целесообразно отражать на счете 0.303.10.000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии». Связано это с тем, что с 1 января 2014 года всю сумму пенсионных взносов нужно перечислять единым платежом (без разделения на страховую и накопительную части) по КБК для страховой части трудовой пенсии ( ст. 22.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Такой порядок установлен пунктом 158 Инструкции № 183н, пунктом 130 Инструкции № 174н, пунктом 103 Инструкции № 162н, пунктами 259, 263 Инструкцией к Единому плану счетов № 157н.

Учет взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование ведется в полных рублях. Начисление страховых взносов отражайте в последний день месяца по итогам всех выплат, начисленных в этом периоде. Об этом сказано в частях 3 и 7 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункте 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н.

О том, на какие вознаграждения нужно начислить страховые взносы, см. На какие выплаты нужно начислить страховые взносы.

Порядок отражения в бухучете расчетов по страховым взносам зависит от типа учреждения.

<…>

Такой порядок установлен пунктом 104 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 109.00, 303.00, 401.20).

Обратите внимание, что использовать счет 0.109.00.000 нужно только в части формирования стоимости изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), которую учреждение реализует за плату ( п. 40 Инструкции № 162н).

<…>

В учете бюджетных учреждений:

Расходы на социальное страхование (выплата больничных пособий, оплата декретного отпуска и т. д.) отразите проводкой:

Дебет 0.303.02.830 Кредит 0.302.13.730
– начислены расходы на государственное социальное страхование.*

Суммы, полученные от ФСС России в счет возмещения расходов учреждения на обязательное социальноестрахование, отразите следующими проводками:

Дебет 0.201.11.510 Кредит 0.303.02.730
– получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов на обязательное социальное страхование;

Дебет 18 (код КОСГУ 213)
– отражено восстановление кассового расхода на счет учреждения.*

Такой порядок установлен пунктами 132, 133 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 302.00, 303.00, забалансовый счет 18).

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Статья: Если ФСС отказал в возмещении больничного...

В случае если учреждению отказано в возмещении расходов, связанных с выплатой больничных, из-за того что принятые им листки нетрудоспособности оформлены с нарушениями, отчаиваться не стоит. Нередко исправить ситуацию можно. Как? Об этом далее...

Исправить нарушение можно?

По Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное соцстрахование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации ( подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ). Также в статье 4.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ указано, что страховщик имеет право не принимать к зачету выплаты застрахованным лицам, совершенные страхователем на основании документов, неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка.

Однако при выявлении нарушения правил заполнения больничных листов проверяющие из ФСС России могут разрешить учреждению исправить ошибки. Это возможно, если недостатки в листках нетрудоспособности могут быть исправлены. Например, при обнаружении ошибок, допущенных при заполнении листка в медучреждении, можно попросить работника дооформить его в соответствии с утвержденными нормами.

Если ошибки были допущены работодателем (он заполняет оборотную сторону бланка), то ошибочную запись нужно аккуратно зачеркнуть, а правильную внести. Далее следует записать: «Исправленному верить», поставить подпись и печать учреждения.

Больничный лист уже оплачен

Но не всегда страховщики могут предоставить возможность исправить ошибки и принять к зачету расходы на основании акта проверки.

Если неверно оформленные больничные уже были приняты учреждением к учету и оплачены, а ФСС России не дает возможности их исправить, то вся ответственность ложится на учреждение. Это следует из статьи 183 Трудового кодекса РФ. Там четко сказано, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие в соответствии с федеральными законами. При этом обязанность проверки листков нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации учреждения, которое его выплачивает. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у учреждения возникает право возмещения средств за счет ФСС России, а у ФСС России – принятия обязательства к зачету.

Лицо, ответственное за проверку правильности оформления листков нетрудоспособности, например специалист отдела кадров или бухгалтер-расчетчик, несет административную ответственность за нарушение действующего законодательства. Другими словами, к таким работникам, принявшим неверно оформленный листок нетрудоспособности, руководитель учреждения имеет право применить только дисциплинарные меры ответственности (замечание, выговор, увольнение). Удерживать выплаченное работнику пособие по временной нетрудоспособности учреждение не может.*

Такие затраты относят на расходы учреждения, оформляя следующие бухгалтерские проводки:*

Важно запомнить

Т. И. Фисенко

главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №4, апрель 2012

3. Статья: Отражаем в учете расходы, не принятые ФСС

Какие записи в бухучете бюджетного учреждения нужно сделать, если ФСС не принял к зачету больничные листы за период 2009 и 2010 годов?

Суммы начисленных выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отражаются на основании листка нетрудоспособности, расчетных ведомостей ( ф. 0301010), расчетно-платежных ведомостей ( ф. 0504401).

Записи делают по дебету счета 0 303 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и кредиту счета 0 302 13 730 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда».

Это установлено пунктом 133 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Если ФСС России не принял больничные листы, необходимо сделать указанную выше запись со знаком «минус».*

Д.Н. Каримов,
консультант по бюджетному учету и налогам

ЖУРНАЛ «ЗАРПЛАТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ», № 12, ДЕКАБРЬ 2012

4. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению отразить зачисление на лицевой счет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет от контрагента

Ответ на этот вопрос зависит от того, за счет каких средств ранее был произведен кассовый расход.

Дебиторскую задолженность прошлых лет нужно перечислить в доход соответствующего бюджета, если ранее кассовый расход был произведен за счет:

лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) – в случае если кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств до изменения типа учреждения;

целевых субсидий. При этом федеральные учреждения могут не перечислять полученные средства в доход бюджета при наличии на это решения учредителя;

бюджетных инвестиций.

Это следует из положений статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, части 3.17статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ и письма Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131.*

По общему правилу перечислить дебиторскую задолженность в доход соответствующего бюджета должен контрагент (дебитор). Для этого сообщите ему необходимые реквизиты, в частности:

реквизиты счета 0.401.01.000 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ»;

код классификации доходов бюджетов и код администратора доходов бюджета, администрирующего указанные поступления. Как правило, это орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения.

Кроме того, возможна ситуация, когда дебиторская задолженность зачислена на лицевой счет учреждения (или получена наличными в кассу). В этом случае перечислить задолженность в доход соответствующего бюджета учреждение должно самостоятельно.

В платежном документе дебитор (учреждение) должен указать код классификации доходов бюджета 000 1 13 02990 00 0000 130«Прочие доходы от компенсации затрат государства». Объясняется это тем, что дебитор (учреждение) компенсирует затраты, понесенные органом, осуществлявшим функции и полномочия учредителя в прошлые годы. Детализация данного кода классификации доходов зависит от того, за счет средств какого бюджета были произведены кассовые выплаты учреждением. Например, если расходы производились за счет целевых субсидий, предоставленных учреждению из федерального бюджета, применяется код 000 1 13 02991 01 0000 130. При этом на месте 1–3-го разрядов кода укажите код главного администратора. На месте 14–17-го разрядов укажите код подвида доходов. Об этом сказано в пункте 4 раздела II указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Если расходы учреждения ранее были произведены им за счет средств от деятельности, приносящей доход, и (или) за счет субсидий на выполнение госзадания, учреждение вправе использовать остатки указанных средств в текущем финансовом году ( ч. 17 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).*

Кроме того, федеральные учреждения могут не перечислять в доход бюджета суммы возврата кассовых выплат прошлого года, произведенных за счет средств целевых субсидий (например, по причине неверного указания реквизитов или излишнего перечисления средств). Но только если учредитель примет решение о наличии потребности учреждения в направлении остатков субсидии на те же цели. Об этом сказано в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-03-07/9353 (направлено письмом Казначейства России от 4 апреля 2013 г. № 42-7.4-05/3.3-205).

В указанных случаях возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается на лицевом счете учреждения в порядке, установленном Федеральным казначейством или финансовым органом (в зависимости от того, где учреждению открыт лицевой счет). Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131.

Так, если учреждение обслуживается в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), порядок открытия и ведения лицевых счетов, в том числе порядок отражения операций со средствами от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, устанавливает соответствующий финансовый орган ( ч. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Например, в Самарской области возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов (с отражением по тем же кодам КОСГУ, по которым был произведен кассовый расход) ( п. 5.6 Порядка, утвержденного приказом Министерства управления финансами Самарской области от 13 декабря 2007 г. № 12-21/98).

Для учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, порядок отражения операций на лицевых счетах утвержден:

в отношении бюджетных учреждений – приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н;*

в отношении автономных учреждений – приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н.

Согласно действующим правилам, дебиторская задолженность прошлых лет отражается на лицевых счетах бюджетного учреждения (коды 20, 21) как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же кодам КОСГУ, по которым ранее был произведен кассовый расход. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-03-07/9353 (направлено письмом Казначейства России от 4 апреля 2013 г. № 42-7.4-05/3.3-205), от 26 сентября 2012 г. № 02-03-07/3956.

Основанием для зачисления средств на лицевой счет учреждения являются расчетные документы дебитора. Информировать дебитора о порядке заполнения таких документов учреждение должно самостоятельно. Например, в них должна содержаться информация о реквизитах счета, на который нужно перечислять дебиторскую задолженность. В случае отсутствия в платежном документе (указания ошибочного) кода КОСГУ суммы возврата дебиторской задолженности будут отражены на лицевом счете учреждения по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы». При необходимости данную информацию можно уточнить путем представления уведомления об уточнении операций клиента ( ф. 0531852).

На лицевом счете автономного учреждения (код 30) возврат дебиторской задолженности прошлых лет подлежит восстановлению в размере сумм произведенных кассовых выплат без применения кода КОСГУ. На отдельном лицевом счете автономного учреждения (код 31) дебиторская задолженность прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов – в порядке, аналогичном установленному для бюджетных учреждений.

Это следует из пунктов 11, 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н, пунктов 10, 13Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н.*

Из рекомендации « Как бюджетному и автономному учреждению открыть лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе)»

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

5. Справочники: Отнесение расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ

Вид расходов

Статья (подстатья) КОСГУ

Подтверждающие документы

<…>

Начисления на выплаты по оплате труда*

Расходы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, а также на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (за исключением страховых взносов, начисленных на суммы, выплаченные по договорам гражданско-правового характера)*

Подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»*

Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н

<…>

   
     

<…>

6. Рекомендация: Как исправить ошибки в бухучете и отчетности

Основание для исправлений

Исправления оформляйте первичным учетным документом – справкой ( ф. 0504833) на основании документов, которые не были проведены в нужном отчетном периоде (например, акт об оказании услуг, дополнительное соглашение и т. д.). В справке отразите:

Обоснование

Читайте в следующих номерах журнала "Зарплата в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×