Бух.учет: фин. помощь за счет внебюджетных источников сторонней организации

503

Вопрос

Можем ли оказать финансовую помощь за счет внебюджетных источников  сторонней организации. Как провести по бухгалтерскому  и по налоговому учету.

Ответ

Доходами, полученными от приносящей доход деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, бюджетные и автономные учреждение распоряжаются самостоятельно. Исключение – недвижимое имущество. Кроме того, получить согласие собственника (учредителя) на распоряжение средствами от платной деятельности нужно при совершении крупных сделок, а также при передаче имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника). Подробнее об этом в справочнике № 3. Нужно учитывать, что основная задача учреждения - выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены). Об этом сказано в рекомендациях Минфина России от 29.10.2013 "Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)".

 

Учреждение должно использовать собственные средства для достижения целей, ради которых оно создано. Доходы от деятельности, приносящей доход расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Правовые основания для установления правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом порядка расходования таких средств отсутствуют. Об этом сказано в части 8 Рекомендаций Минфина России от 29.10.2013. В части 2 Рекомендаций Минфина России от 29.10.2013 сказано, что в настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения.  Поэтому, вопрос об оказании финансовой  помощи сторонней организации  за счет внебюджетных источников  целесообразно согласовать с учредителем.

В материалах нет подобных примеров финансовой помощи. В примерах, рассматриваемых в рекомендациях и статьях, благотворительная, финансовая помощь, пожертвования производятся государственным (муниципальным) учреждениям, а не наоборот.

Расходы на финансовую помощь  не связаны с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, а также осуществлением социального обеспечения. Поэтому правильнее отражать их по статье КОСГУ 290 « Прочие расходы» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

Операции в бухгалтерском учете можно отразить следующими записями:

Дебет 2.401.20.290  Кредит 2.302.91.730 – начислена финансовая помощь;

Дебет 2.302.91.830  Кредит 2.201.11.610 – перечислена финансовая помощь.

Что касается налогообложения, то расходы в виде финансовой помощи не принимаются для целей налогообложения прибыли (п. 16 и 34 ст. 270 НК РФ). Ведь они не направлены на получение дохода (п. 1 ст.252 НК РФ). Поэтому финансовая помощь не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Перечисление в качестве финансовой помощи денежных средств не признается реализацией и соответственно не облагается НДС (подп. 1 п. 3 ст. 39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух , vip -версия.

1. РЕКОМЕНДАЦИИ МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.10.2013

Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)

<…>

1. Цели создания государственных (муниципальных) учреждений*

<…>

В соответствии со статьей 9_2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.*

<…>

2. Учредитель государственных (муниципальных) учреждений*

<…>

Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя автономного учреждения приведен в Федеральном законе N 174-ФЗ, а бюджетного и казенного учреждения - в Федеральном законе N 7-ФЗ.В настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения.

<…>

В настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Так, в компетенцию учредителя входит:- утверждение учреждению Государственного (муниципального) задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение его выполнения;- принятие решения о создании или ликвидации филиалов учреждения, о его реорганизации, ликвидации, изменении типа;- принятие решения об отнесении имущества учреждения к особо ценному движимому имуществу;- принятие решения об одобрении сделок с имуществом учреждения;- назначение руководителя учреждения и прекращение его полномочий;- решение иных вопросов, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;- определение размеров и условий оплаты труда работников учреждений (на региональном и местном уровнях - всех типов).*

<…>

3. Виды деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Планирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений*

Поскольку целью создания государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти, виды деятельности учреждений должны соответствовать целям, для достижения которых они созданы.Исчерпывающий перечень видов деятельности учреждений в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ,частью 2 статьи 7 Федерального закона N 174-ФЗ должен быть определен в их уставах. Кроме этого, цели создания государственных (муниципальных) учреждений и основные виды их деятельности должны корреспондироваться:

- с вопросами, решение которых законодательством Российской Федерации отнесено к ведению их учредителя - публично-правового образования;

- с полномочиями органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя. По государственным (муниципальным) учреждениям, деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование, которое является их учредителем, а также профилю органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя, целесообразно принять решение об их ликвидации, передаче в ведение иного органа власти либо передаче в собственность иного публично-правового образования.

Помимо основных видов деятельности государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность также указана в их учредительных документах (например, книгоиздательская деятельность, тиражирование, предоставление консультаций). Информация об основных видах деятельности государственных (муниципальных) учреждений должна быть отражена не только в их уставах. Данные сведения должны также содержаться в одном из важнейших документов, регламентирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений - плане финансово-хозяйственной деятельности.*

<…>

8. Платные услуги государственных (муниципальных) учреждений*

Доходы, полученные бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания как основных, так и неосновных платных услуг) согласно пунктам 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений. Данные доходы расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Правовые основания для установления правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом порядка расходования таких средств отсутствуют. *В случае, если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ). При этом планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Справочно: Министерством финансов Российской Федерации подготовлены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым доходы от продажи бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества будут зачисляться в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем, несмотря на установленную самостоятельность бюджетного и автономного учреждения в отношении доходов от оказания платных услуг, продажи (предоставления в аренду) имущества, в случае, если сделка по распоряжению указанными средствами (в том числе с целью приобретения иного имущества) подпадает под понятие крупной сделки (цена такой сделки превышает десять процентов балансовой стоимости активов бюджетного или автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного или автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки) или сделки с заинтересованностью, она может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя, а автономным учреждением - с согласия наблюдательного совета. Справочно:Министерством финансов Российской Федерации подготовлены изменения в законодательство Российской Федерации, изменяющее подход к определению крупной сделки. Крупной сделкой предлагается признавать сделку, связанную с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с федеральным законом автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, но не менее чем сто тысяч рублей, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупными сделками не будут признаваться сделки, связанные с приобретением услуг связи, коммунальных услуг, внесением арендной платы по договорам аренды.*

<…>

2. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению использовать собственные доходы

Порядок использования собственных доходов учреждения (средств, полученных от деятельности, приносящей доход) зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение вправе:

оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;

осуществлять деятельность, приносящую доход, которая служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. При условии, что такая деятельность указана в учредительных документах.

Доходами, полученными от такой деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – недвижимое имущество. Независимо от источника средств на его приобретение распоряжаться недвижимостью бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Кроме того, получить согласие собственника на распоряжение средствами от платной деятельности нужно при совершении крупных сделок, а также при передаче имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктами 4, 10, 13 статьи 9.2, пунктом 4статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296.

Бюджетное учреждение не может размещать денежные средства от деятельности, приносящей доход, на депозитах в кредитных организациях и использовать их для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).*

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

3. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное

Бюджетное

Автономное

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

       

<…>

Право заниматься платной деятельностью, распоряжение доходами*

Может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения

Доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы России

(п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392)

Доходы в виде средств от производственной деятельности (привлечения осужденных к труду) федеральных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, после зачисления в бюджет направляются на финансовое обеспечение деятельности указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований

(п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ)

Вправе:
– оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;
– осуществлять приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям. При условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

(п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)*

<…>


Распоряжение имуществом*

Не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника

(п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Без согласия собственника не вправе распоряжаться:
– недвижимым имуществом (независимо от источника его приобретения);
– особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем;
– особо ценным движимым имуществом, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения

Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, в том числе особо ценным движимым имуществом, которое приобретено после изменения типа учреждения за счет средств от деятельности, приносящей доход. Исключение – совершениекрупных сделок и передача имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника)

(п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10, 13ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798)

Следует отметить, что учреждение может использовать имущество, закрепленное за ним по КФО 4, в иной приносящей доход деятельности (предусмотренной его уставом) и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (КФО 2). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3694*

Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которое:
– закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем;
– приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения

Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – совершение крупных сделок и внесение недвижимого имущества в уставный капитал других организаций в качестве их учредителя (участника)

(п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798)

Следует отметить, что учреждение может использовать имущество, закрепленное за ним по КФО 4, в иной приносящей доход деятельности (предусмотренной его уставом) и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (КФО 2). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3694

<…>

4. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.07.2013 № 65Н

Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации)

<…>

V. Классификация операций сектора государственного управления

<…>

Статья 290 Прочие расходы*

На данную статью КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения:*

<…>

5. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 16.12.2010 № 174Н

Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению

<…>

Счет 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам"

<…>

127. Для ведения бухгалтерского учета расчетов по принятым обязательствам применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

<…>

030291000 "Расчеты по прочим расходам"*

<…>

128. Операции по принятию (увеличению) обязательств бюджетным учреждением оформляются следующими бухгалтерскими записями:*

<…>

начисление вознаграждения по договорам гражданско-правового характера на оказание работ, услуг лицам, не состоящим в штате учреждения, отражается на основании акта (иного документа, предусмотренного договором согласно обычаям делового оборота) в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции: по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (030221730-030226730, 030231730, 030232730, 030234730, 030291730) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 010600000 "Вложения в нефинансовые активы" (010611310, 010621310, 010631310; 010622320, 010632320; 010624340, 010634340), 010960200 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (010960221-010960226, 010960290), 010970200 "Накладные расходы по изготовлению готовой продукции, выполнению работ, услуг" (010970221-010970226, 010970290), 010980200 "Общехозяйственные расходы учреждений" (010980221-010980226, 010980290), 010990200 "Издержки обращения учреждения" (010990221-010990226, 010990290), 040120200 "Расходы хозяйствующего субъекта" (040120221-040120226, 040120290);

<…>

129. Операции по исполнению (удержанию, погашению) обязательств бюджетным учреждением оформляются следующими бухгалтерскими записями:*

<…>

перечисление учреждением заработной платы сотрудникам, вознаграждений лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера, прочих выплат, стипендий, пенсий, пособий и иных социальных выплат на банковские карты отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (030211830-030213830, 030221830-030226830, 030231830, 030232830, 030234830, 030262830, 030263830, 030291830) и кредиту счета 020111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"*, 020127610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации";

<…>

6. Статья: Спонсорство и благотворительность: особенности налогообложения

<…>

Чем отличается безвозмездное спонсорство от благотворительности*

Законодательство не препятствует тому, чтобы оказывать спонсорскую помощь без каких-либо встречных обязательств, то есть на безвозмездной основе. При этом спонсорская помощь не перестанет считаться таковой. Главное, чтобы средства предоставлялись на проведение мероприятий, указанных в пункте 9 статьи 3 Закона № 38-ФЗ.

Однако безвозмездный характер спонсорской помощи не означает, что при таких обстоятельствах она становится благотворительной помощью. Согласно Федеральному закону от 11.08.95 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ) благотворительная деятельность осуществляется в строго определенных целях, указанных в пункте 1 статьи 2 этого закона. Кроме того, имеются ограничения по организационно-правовой форме организации — получателя благотворительной помощи. Такими получателями не могут выступать коммерческие организации, политические партии, движения и т. п. (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).

Таким образом, спонсорская помощь может называться благотворительной деятельностью, только если оказывается некоммерческой организации или физлицу в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона № 135-ФЗ. Если же мероприятие спонсируется безвозмездно и не преследуется цели благотворительности, то имеет место безвозмездное спонсорство.

Налогообложение благотворительности и безвозмездного спонсорства*

Налог на прибыль. Расходы в виде безвозмездно переданного имущества и целевых отчислений некоммерческим организациям не принимаются для целей налогообложения прибыли (п. 16 и 34 ст. 270 НК РФ). Ведь они не направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому как благотворительная, так и безвозмездная спонсорская помощь не уменьшают налогооблагаемую прибыль.*

НДС. В соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ операции по безвозмездной передаче товаров (за исключением подакцизных), выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав в рамках благотворительной деятельности не облагаются НДС. Но только если помощь направлена на цели, указанные в статье 2 Закона № 135-ФЗ. Кроме того, у благотворителя должны быть оформлены соответствующие документы, подтверждающие благотворительную деятельность. Если же оказанная помощь не соответствует понятию благотворительности или отсутствует ее документальное подтверждение, то такая передача имущества является объектом обложения НДС. Это не касается только денежной помощи.*

Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.08.07 № Ф04-5734/2007(37452-А03-15) суд пришел к выводу о неправомерном применении льготы, поскольку переданное органам внутренних дел и органам статистики имущество не предназначалось для достижения целей благотворительной деятельности, а использовалось получателями для выполнения своих профессиональных задач. ФАС Московского округа в постановлении от 30.11.09 № КА-А40/12738-09 посчитал, что организацией не был подтвержден благотворительный характер мероприятия, для проведения которого было предоставлено в безвозмездное пользование имущество.

Чтобы благотворитель смог воспользоваться указанной льготой, налоговые органы требуют представления следующих документов (письма УФНС России по г. Москве от 02.12.09 № 16-15/126825 и от 05.03.09 № 16-15/019593.1):

  • договора налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках оказания благотворительной деятельности;
  • копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  • актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров, работ, услуг.

По мнению судов, достаточным оформлением могут быть признаны письма с просьбой об оказании благотворительной помощи, товарные накладные с указанием товарной скидки 100% и пометкой «товар передается безвозмездно», а также платежное поручение о перечислении благотворителем средств (постановления ФАС Московского от 26.01.09 № КА-А40/13294-08 и от 09.01.08 № КА-А40/13490-07-2 , Северо-Западного от 17.11.05 № А56-11300/2005 округов). При этом суды отмечают, что представить доказательства того, что переданные средства использованы получателем не по целевому назначению, должна инспекция (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.09 № А55-9610/2008). В любом случае в подтверждение своих доводов в договоре лучше указать, что получатель благотворительной помощи должен использовать ее по целевому назначению.

Когда благотворительную помощь получает физлицо, то достаточно представить документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров, работ или услуг (письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.09 № 16-15/126825).

Если благотворитель передает имущество, специально приобретенное для благотворительной деятельности, то НДС, уплаченный при его приобретении, к вычету не принимается, а подлежит включению в стоимость этого имущества (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Но бывает и так, что в качестве пожертвования передаются ценности, ранее приобретенные для облагаемых операций, «входной» НДС по которым уже принят к вычету. В этом случае налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, когда был произведен благотворительный взнос (п. 3 ст. 170 НК РФ). По общему правилу восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов согласно статье 264 НК РФ (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Однако в данной ситуации пользоваться этой нормой опасно. Ведь восстановленный НДС напрямую связан с благотворительной деятельностью, расходы на которую не учитываются при налогообложении прибыли. Соответственно восстановленный НДС также не может быть признан в налоговом учете, как и в случае приобретения ценностей непосредственно для благотворительного взноса. Ведь указанные суммы не отвечают критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Напомним, что при передаче имущества благотворитель выставляет счет-фактуру в общеустановленном порядке с указанием «без налога» (письмо УФНС России по г. Москве от 15.05.07 № 19-11/44603).

Не следует забывать и о необходимости ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций и сумм «входного» НДС (п. 4 ст. 149и п. 4 ст. 170 НК РФ). Суммы НДС могут быть приняты к вычету полностью, только если доля расходов на необлагаемые операции не превысит 5% в общей сумме расходов (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ). Это требование относится и к благотворительной деятельности (постановление ФАС Московского округа от 11.10.11 № А40-138316/10-90-799). Причем организации, осуществляющие операции, указанные в пункте 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от применения соответствующих льгот (п. 5 ст. 149 НК РФ).*

Что касается безвозмездной спонсорской помощи, не являющейся благотворительностью, то здесь нужно учитывать положения статьи 146 НК РФ. В общем случае передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе признается их реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом передача в указанном качестве денежных средств не признается реализацией и соответственно не облагается НДС (подп. 1 п. 3 ст. 39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).* Таким образом, при оказании безвозмездной спонсорской помощи в неденежной форме у спонсора возникает объект обложения НДС.

Исключение — передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской (подп. 3 п. 3 ст. 39 и подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.08 № А19-19415/06-20-Ф02-5295/08). Обратите внимание: на работы и услуги эта норма не распространяется. При применении данной льготы нужно помнить о том, что «входной» НДС по имуществу, приобретенному для указанных целей, к вычету не принимается (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ)

Черевадская О. Е.,

Директор по аудиту ЗАО «Финансовый Контроль и Аудит», победитель Всероссийского конкурса «Лучший аудитор России»

ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 1-2, ЯНВАРЬ 2012

7. Статья: Спонсорство и благотворительность – отличия в учете

Если на мероприятии, которое профинансировала компания, ее (или ее продукцию) рекламируют, то речь идет о спонсорской рекламе. Но бывает, что компания оказывает помощь безвозмездно, не требуя распространять о себе какие-либо сведения. Имейте в виду, что не всякая такая помощь является благотворительностью. Таковой считается лишь та помощь, которая соответствует целям, предусмотренным статьей 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Итак, разберем три случая: когда передача денег (или имущества) является благотворительностью, когда это спонсорство и когда действия компании не подпадают ни под благотворительность, ни под спонсорство.

Благотворительность

Если помощь, которую оказала ваша компания, упомянута в Федеральном законе № 135-ФЗ, то это – благотворительность. В этой ситуации организация имеет права на определенные льготы. Однако и проблем с налогами такая ситуация вызывает немало.

Важная деталь

Если компания передает имущество в рамках благотворительности, то такая операция не облагается НДС.

НДС

Передача имущества в рамках благотворительной деятельности не облагается НДС на основании

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль