Разделение объекта недвижимости

1137

Вопрос

В 2013 году на наш баланс на основании распоряжения Минимущество было закреплено 1 объект недвижимого имущества. С 03.07.2014  нужно этот объект недвижимости нужно разделить на 3 объекта. как правильно это нужно сделать. Какие проводки.

Ответ

Если невозможно определить затраты, формирующие вложения в объект основных средств, решение по определению стоимости для принятия к учету каждого объекта в составе объекта недвижимости вправе принять комиссия.

 

В налоговом учете не предусмотрен раздел объекта основного средства. Перед тем как разграничить объект (здание) на два независимых объекта, следует разработать методику (способ) разделения стоимости имущества между вновь образованными объектами и закрепить ее приказом руководителя. Один из вариантов - определить стоимость каждой части здания пропорционально доле ее площади в общей площади помещения. Начисленная амортизация также делится между вновь образованными объектами ОС, как правило, пропорционально их стоимости. Если после разделения характеристики зданий не изменились и срок полезного использования остался таким же, то нормы амортизации останутся прежними, и после разделения сумма амортизационных отчислений по каждому новому объекту будет равна амортизации по объекту, учитываемому до процедуры разграничения.

Для раздела здания необходимо оформить документы в БТИ, зарегистрировать права собственности на разделенные объекты недвижимости с уплатой госпошлины. Расходы на услуги по паспортизации зданий отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги», на уплату государственных пошлин и сборы в установленных законодательством случаях - на статью 290 «Прочие расходы».

Новым объектам основных средств присваиваются новые инвентарные номера, и в отношении их открываются инвентарные карточки, в которых следует сделать пометки об инвентарном номере прежнего основного средства.

Разделение одного объекта на два независимых не изменит валюту баланса учреждения, поскольку выбытие одного объекта компенсируется постановкой на учет двух других объектов недвижимости. В такой ситуации нет оснований для отражения в учете расхода в размере остаточной стоимости выбывающего имущества и дохода в виде стоимости принимаемых к учету объектов.

В учете разделение отражается внутренними записями по счету 0 101 00 000 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения», поскольку замены собственника не происходит, объект недвижимости остается, но только теперь он состоит из двух объектов.

Пример отражения в учете при разделении на две части:

на сумму стоимости здания А:

Дебет 0 101 11 000

«Основные средства - недвижимое имущество учреждения, жилые помещения»

Кредит 0 101 11 000

«Основные средства - недвижимое имущество учреждения, жилые помещения»

- в стоимости объекта, состоящего из двух зданий, выделена стоимость здания А в размере А% от первоначальной стоимости;

на сумму стоимости здания Б:

Дебет 0 101 11 000

«Основные средства - недвижимое имущество учреждения, жилые помещения»

Кредит 0 101 11 000

«Основные средства - недвижимое имущество учреждения, жилые помещения»

- в стоимости объекта, состоящего из двух зданий, выделена стоимость здания Б в размере Б% от первоначальной стоимости;

на сумму амортизации здания А:

Дебет 0 104 11 000

«Амортизация недвижимого имущества учреждения - жилых помещений»

Кредит 0 104 11 000

«Амортизация недвижимого имущества учреждения - жилых помещений»

- в размере ранее начисленной амортизации объекта, состоящего из двух зданий, выделена амортизация здания А в размере А% от общей амортизации;

на сумму стоимости здания Б:

Дебет 0 104 11 000

«Амортизация недвижимого имущества учреждения - жилых помещений»

Кредит 0 104 11 000

«Амортизация недвижимого имущества учреждения - жилых помещений»

- в размере ранее начисленной амортизации объекта, состоящего из двух зданий, выделена амортизация здания Б в размере А% от общей амортизации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Письмо Минфина России от 06.10.2011 № 03-03-06/1/632 «О порядке определения стоимости помещений, на которые оформлены права собственности взамен права собственности на все здание, для целей налогового учета»

« Вопрос:

ООО произвел переоформление права собственности на здание на отдельные права собственности на помещения внутри этого здания. В результате данных юридических действий свидетельство о праве собственности на здание целиком погашено Росреестром, взамен него выдано 5 новых свидетельств на различные помещения, составляющие в совокупности все здание. Данный вид операций не подходит ни под одно определение ситуаций в бухгалтерском и налоговом законодательстве, когда может меняться стоимость объекта основных средств, т.е. не является частичной ликвидацией, выбытием, продажей, списанием имущества. Правильно ли мы поступили в бухгалтерском и налоговом учетах при оприходовании каждого нового помещения: определили его первоначальную стоимость в зависимости от первоначальной стоимости здания и доли площади нового помещения в общей площади здания? Величина накопленной амортизации также была распределена между каждым вновь образованным помещением. Следовательно, срок полезного использования каждого нового помещения был оставлен такой же, как и срок службы самого здания до переоформления свидетельства?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, поставленному в письме, сообщает следующее. Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40000 рублей.На основании пункта 1 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексомпункте 2 статьи 257 Кодекса указано, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Как следует из письма, организация произвела переоформление права собственности на здание, оформив отдельные права собственности на отдельные помещения данного здания. При этом свидетельство на право собственности на само здание было полностью погашено.Указанная операция не предусмотрена статьей 257 Кодекса, положениями которой установлены основания изменения первоначальной стоимости объекта основных средств.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, для целей налогового учета стоимость помещений, на которые оформлены права собственности взамен права собственности на все здание, определяется исходя из первоначальной стоимости здания и доли площади нового помещения за вычетом сумм начисленной амортизации по зданию, рассчитанной пропорционально площади вновь образованного помещения. При этом срок полезного использования каждого нового помещения остается неизменным и соответствует установленному ранее сроку службы здания.»

2. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление основных средств, требующих госрегистраци и

В государственных (муниципальных) учреждениях госрегистрации подлежит право оперативного управления на основные средства, которые являются объектами недвижимого имущества (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства). Это следует из положений статьи 131 Гражданского кодекса РФ, статьи 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, пункта 36 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Документы для госрегистраци и

Госрегистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится на основании документов, устанавливающих наличие (возникновение, переход) прав на такое имущество, в частности:

  • заявления о государственной регистрации, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2013 г. № 722;
  • договора о передаче соответствующего имущества на праве оперативного управления;
  • договора купли-продажи (в т. ч. государственного (муниципального) контракта);
  • решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления;
  • документов о госрегистрации учреждения и его учредительных документов;
  • документов об объекте недвижимости;
  • других документов, предусмотренных законодательством.

Это следует из статей 13, 17 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ. А приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184 утверждены Методические указания к данному порядку. Для госрегистрации прав в г. Москве порядок приема и правила составления этих документов изложены в приказе Управления Росреестра по Москве от 13 апреля 2010 г. № 113.

Необходимые для госрегистрации прав документы представляются не менее чем в двух экземплярах. Конкретное количество подлинников, которое необходимо представить, установлено в пункте 5 статьи 18 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ.

Следует отметить, что возможность представления документов на госрегистрацию в электронной форме Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ не предусмотрена. Поэтому представить контракт, заключенный по результатам торгов в электронной форме, для регистрации нельзя. При этом действующее законодательство (в частности, Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) не содержит запрета на составление дополнительных экземпляров-подлинников этих контрактов на бумажном носителе. Количество подлинных экземпляров контракта, а также способы их подписания укажите в соответствующем разделе контракта.

Для госрегистрации перехода права на объекты недвижимости (по контракту, заключенному в форме электронного документа) представьте необходимое количество экземпляров-подлинников контракта на бумажном носителе.

Такие разъяснения содержатся в письме Минэкономразвития России от 27 сентября 2011 г. № Д23-4065. Несмотря на то что письмо основано на нормах утратившего силу Закона от 21 июля 2005 г. № 94-фз, разъяснения, приведенные в нем, актуальны и сейчас.

<…>

Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

10.08.2014г.

С уважением,

Евгения Шерченкова

эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Наталией Зориной

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

___________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль