Возмещение необоснованно произведенных расходов

610

Вопрос

К ак бюджетное учреждение может возместить в доход местного бюджета необоснованно произведенные расходы. ревизионной комиссией признаны необоснованными расходами расходы на участие в выездных спортивных мероприятиях. Предложено вернуть за счет средст в внебюджетной деятельности. Я правильно понимаю, что необоснованно произведенные расходы не являются нецелевыми и возврату не подлежат. Бюджетным учреждением были сформированы команды для участия в выездных соревнованиях согласно Положения о соревнованиях. Расходы по участию в вышеперечисленных соревнованиях были профинансированы за счет неиспользованного в текущем году остатка средств. Является ли это необоснованным расходованием средств Уточнение вопроса №389602 Выездные соревнования не включены в муниципальное задание Бюджетного учреждения, в связи с чем, расходы по участию в вышеперечисленных соревнованиях были профинансированы за счет остатков субсидии на муниципальное задание на 01.01.2013 г.

Ответ

Неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, подлежат использованию бюджетным учреждением в текущем финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Именно этот документ определяет направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания.

 

Проведение каких-либо мероприятий (в том участие в выездных спортивных мероприятиях) на постоянной (регулярной) основе может быть предусмотрено государственным заданием, доведенным до бюджетного учреждения. В этом случае финансовое обеспечение расходов на их проведение осуществляется за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.

В рассматриваемой ситуации  проведение таких мероприятий не включено в госзадание.  Положениями Приказа № 81н не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в Плане, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на выполнение государственного задания. Главное, чтобы государственное задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством. Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД. Об этом сказано в письмах Минфина России от 12.07.2012 № 02-13-06/2703, от 29.01.2013 № 02-13-06/293. В рассматриваемом случае, если участие в выездных спортивных мероприятиях не относится к уставной деятельности учреждения, следовательно расходы не направлены на выполнение задания, поэтому признаны необоснованными.

В данной ситуации не идет речь о возмещении ущерба виновным лицом. Учреждение возмещает необоснованно произведенные расходыв доход местного бюджета за счет средств от внебюджетной деятельности.

Таким образом, можно применить следующие корреспонденции счетов:

Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 303 05 730 - отражена задолженность перед бюджетом;

Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610, Кредит 17 (КОСГУ 130) - денежные средства перечислены в доход бюджета.

Поскольку Инструкцией № 174н порядок отражения в бухгалтерском учете данных операций прямо не предусмотрен, окончательное решение о корреспонденциях, которые должны применяться в рассматриваемой ситуации, должностные лица бюджетного учреждения должны принять самостоятельно, согласовав его с учредителем.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация: Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Общие требования

Единые требования к составлению Плана утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н. При этом требования, установленные данным приказом для подразделений, распространяются также на федеральные бюджетные и автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых (в случаях, предусмотренных законодательством) выполняет другое федеральное бюджетное (автономное) учреждение (п. 2 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>

Учредитель вправе при установлении порядка формирования Плана предусмотреть детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ. А по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, в законодательстве нет. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на иные выплаты, с обязательным уточнением Плана).*

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, писем Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.*

Плановые объемы выплат, связанные с оказанием платных услуг по основной деятельности, определяйте с учетом порядка определения платы, установленной учредителем. Следует отметить, что учредитель вправе установить формирование плановых поступлений (выплат), в том числе в разрезе видов услуг, работ (п. 14–15 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Плановый объем выплат за счет средств целевых субсидий определите в соответствии с правовым актом, которым установлен порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета (п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>

Станислав  Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 12.07.2012 № 02-13-06/2703

О возможности возмещения сотрудникам бюджетного учреждения командировочных расходов за счет экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо ФГБУ о возможности возмещения сотрудникам бюджетного учреждения командировочных расходов за счет экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание), и сообщает.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии, предоставляемой учреждению из федерального бюджета в соответствии со ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок формирования государственного задания федеральным бюджетным учреждениям установлен Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 N 671 (далее - Положение).

В соответствии с п.10 Положения размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

При этом в составе нормативных затрат на оказание государственных услуг учитываются нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

Порядок определения нормативных затрат устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2010 N 137н/527 (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с п.17 Методических рекомендаций в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:

нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;

нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;

иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Указанные нормативные затраты используются для расчета объема субсидии на выполнение государственного задания.

При этом документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее - План), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н (далее - Приказ N 81н).

Положениями Приказа N 81н не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в Плане, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на выполнение государственного задания.

В соответствии с положением ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного учреждения на иные выплаты, в том числе на выплаты командировочных расходов, с обязательным уточнением Плана.

При этом указанное перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.*

Директор Департамента
бюджетной политики и методологии
С.В.Романов

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.01.2013 № 02-13-06/293

Об использовании экономии средств, образующейся в результате выполнения государственного задания на оказание государственных услуг

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо федерального государственного бюджетного учреждения (далее - Учреждение) от 13.11.2013 N 1-ИП-23/1051 в части использования Учреждением экономии средств, образующейся в результате выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), и сообщает. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) Учреждением осуществляется путем предоставления ему из федерального бюджета субсидий на выполнение государственного задания (далее - субсидия на выполнение государственного задания).Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) федеральным государственным учреждениям определен Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 N 671 (далее - Положение).В соответствии с пунктом 10 Положения размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных указанному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки. Указанные нормативные затраты используются для расчета объема субсидии на выполнение государственного задания. При этом документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" (далее - приказ N 81н).В соответствии с положениями пункта 11 приказа N 81н плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат в том числе на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, пособия по социальной помощи населению, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, приобретение материальных запасов, прочие расходы.

Положениями пункта 12 приказа N 81н (в ред. приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.10.2012 N 132н "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации") установлено, что при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением государственного задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания могут устанавливаться по отдельным статьям расходов с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 БК РФ.В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в Плане, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания. Исходя из изложенного, по мнению Департамента, в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности Учреждения, в том числе на увеличение заработной платы, с обязательным уточнением Плана, в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения. При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не требуется.

Вместе с тем указанные перераспределения не должны влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.*

Директор Департамента
бюджетной политики и методологии
С.Романов

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ, КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ ОТ 26.09.2012 №№ 02-13-07/3919, 42-7.4-05/5.1-545

Об исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений

 

<…>


При этом, учитывая, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств. Вместе с тем, бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия.*

<…>

5. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 20.08.2012 № 02-07-10/3259

О включении в планы контрольной деятельности Минюста России подведомственных федеральных бюджетных учреждений в части контроля за финансово-хозяйственной деятельностью

<…>

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Учитывая ст.6 БК РФ, а также ст.152 БК РФ, определяющую закрытый перечень участников бюджетного процесса, к которым в том числе относятся получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса.


В соответствии с п.1 ст.78.1 БК РФ в бюджетах предусматриваются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Согласно ст.268 БК РФ Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В связи с этим контроль прежде всего направлен на соблюдение условий предоставления субсидий, а именно выделения, получения, целевого использования бюджетных средств. При этом, по мнению Департамента бюджетной политики и методологии, в отношении субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), Росфиннадзор может только подтвердить отсутствие или наличие фактов хищений средств, полученных за счет указанной субсидии.

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред.Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) контроль за деятельностью, в том числе за финансово-хозяйственной, федеральных бюджетных учреждений осуществляют федеральные государственные органы, на которые возложены функции и полномочия учредителя.

Учитывая реализацию механизмов по финансовому обеспечению деятельности учреждений посредством предоставления субсидий, акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.*

Таким образом, по мнению Департамента бюджетной политики и методологии, Минюсту России следует включать в план контрольной деятельности подведомственные федеральные бюджетные учреждения в целях осуществления ведомственного финансового контроля.

Директор департамента
бюджетной политики и методологии
С.В.Романов

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

28.07.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль