Дебиторская задолженность прошлых лет

618

Вопрос

Подскажите, какие бухгалтерские записи нужно сделать для отражения в учете возврата дебиторской задолженности прошлого года. В бу х чете у нас задолженность стояла на сч.206, контрагент перечислил нам долг и органы казначейства ставят эту сумму на доходы т.е. сч.205 как закрыть теперь сч.206? Согласно рекомендации дебиторская задолженность учитывается как уменьшение кассового дохода, НО наш учредитель не соглашается так делать мотивируя это тем что кассовый расход был в прошлом году а в этом у нас нет уже расчетов с этой организацией. Вот и возникает вопрос ка к закрыть 205 и 206 с ч е т

Ответ

Согласно действующим правилам, дебиторская задолженность прошлых лет отражается на лицевых счетах бюджетного учреждения (коды 20, 21) как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же кодам КОСГУ, по которым ранее был произведен кассовый расход. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25.03.2013 г. № 02-+03-07/9353 (направлено письмом Казначейства России от 04.04.2013 г. № 42-7.4-05/3.3-205), от 26.09.2012 г. № 02-03-07/3956). Основанием для зачисления средств на лицевой счет учреждения являются расчетные документы дебитора. Информировать дебитора о порядке заполнения таких документов учреждение должно самостоятельно. Например, в них должна содержаться информация о реквизитах счета, на который нужно перечислять дебиторскую задолженность. В случае отсутствия в платежном документе (указания ошибочного) кода КОСГУ суммы возврата дебиторской задолженности будут отражены на лицевом счете учреждения по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы». При необходимости данную информацию можно уточнить путем представления уведомления об уточнении операций клиента (ф. 0531852).

 

Возврат в текущем году аванса, перечисленного в прошлом финансовом году, отразите как восстановление кассового расхода (с отражением по тому же коду КОСГУ, по которому была произведена кассовая выплата). Об этом сказано в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19.07.2013 г. № 11н.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению отразить зачисление на лицевой счет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет от контрагента

Ответ на этот вопрос зависит от того, за счет каких средств ранее был произведен кассовый расход.

Дебиторскую задолженность прошлых лет нужно перечислить в доход соответствующего бюджета, если ранее кассовый расход был произведен за счет:

лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) – в случае если кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств до изменения типа учреждения;*

целевых субсидий. При этом федеральные учреждения могут не перечислять полученные средства в доход бюджета при наличии на это решения учредителя;

бюджетных инвестиций.

Это следует из положений статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, части 3.17статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ и письма Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131.

По общему правилу перечислить дебиторскую задолженность в доход соответствующего бюджета должен контрагент (дебитор). Для этого сообщите ему необходимые реквизиты, в частности:

реквизиты счета 0.401.01.000 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ»;

код классификации доходов бюджетов и код администратора доходов бюджета, администрирующего указанные поступления. Как правило, это орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения.

Кроме того, возможна ситуация, когда дебиторская задолженность зачислена на лицевой счет учреждения (или получена наличными в кассу). В этом случае перечислить задолженность в доход соответствующего бюджета учреждение должно самостоятельно.

В платежном документе дебитор (учреждение) должен указать код классификации доходов бюджета 000 1 13 02990 00 0000 130«Прочие доходы от компенсации затрат государства». Объясняется это тем, что дебитор (учреждение) компенсирует затраты, понесенные органом, осуществлявшим функции и полномочия учредителя в прошлые годы. Детализация данного кода классификации доходов зависит от того, за счет средств какого бюджета были произведены кассовые выплаты учреждением. Например, если расходы производились за счет целевых субсидий, предоставленных учреждению из федерального бюджета, применяется код 000 1 13 02991 01 0000 130. При этом на месте 1–3-го разрядов кода укажите код главного администратора. На месте 14–17-го разрядов укажите код подвида доходов. Об этом сказано в пункте 4 раздела II указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.*

Если расходы учреждения ранее были произведены им за счет средств от деятельности, приносящей доход, и (или) за счет субсидий на выполнение госзадания, учреждение вправе использовать остатки указанных средств в текущем финансовом году (ч. 17 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Кроме того, федеральные учреждения могут не перечислять в доход бюджета суммы возврата кассовых выплат прошлого года, произведенных за счет средств целевых субсидий (например, по причине неверного указания реквизитов или излишнего перечисления средств). Но только если учредитель примет решение о наличии потребности учреждения в направлении остатков субсидии на те же цели. Об этом сказано в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-03-07/9353 (направлено письмом Казначейства России от 4 апреля 2013 г. № 42-7.4-05/3.3-205).

В указанных случаях возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается на лицевом счете учреждения в порядке, установленном Федеральным казначейством или финансовым органом (в зависимости от того, где учреждению открыт лицевой счет). Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131.

Так, если учреждение обслуживается в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), порядок открытия и ведения лицевых счетов, в том числе порядок отражения операций со средствами от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, устанавливает соответствующий финансовый орган (ч. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Например, в Самарской области возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов (с отражением по тем же кодам КОСГУ, по которым был произведен кассовый расход) (п. 5.6 Порядка, утвержденного приказом Министерства управления финансами Самарской области от 13 декабря 2007 г. № 12-21/98).

Для учреждений, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, порядок отражения операций на лицевых счетах утвержден:

в отношении бюджетных учреждений – приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н;

в отношении автономных учреждений – приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н.

Согласно действующим правилам, дебиторская задолженность прошлых лет отражается на лицевых счетах бюджетного учреждения (коды 20, 21) как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же кодам КОСГУ, по которым ранее был произведен кассовый расход. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-03-07/9353 (направлено письмом Казначейства России от 4 апреля 2013 г. № 42-7.4-05/3.3-205), от 26 сентября 2012 г. № 02-03-07/3956.

Основанием для зачисления средств на лицевой счет учреждения являются расчетные документы дебитора. Информировать дебитора о порядке заполнения таких документов учреждение должно самостоятельно. Например, в них должна содержаться информация о реквизитах счета, на который нужно перечислять дебиторскую задолженность. В случае отсутствия в платежном документе (указания ошибочного) кода КОСГУ суммы возврата дебиторской задолженности будут отражены на лицевом счете учреждения по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы». При необходимости данную информацию можно уточнить путем представления уведомления об уточнении операций клиента (ф. 0531852).*

На лицевом счете автономного учреждения (код 30) возврат дебиторской задолженности прошлых лет подлежит восстановлению в размере сумм произведенных кассовых выплат без применения кода КОСГУ. На отдельном лицевом счете автономного учреждения (код 31) дебиторская задолженность прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов – в порядке, аналогичном установленному для бюджетных учреждений.

Это следует из пунктов 11, 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н, пунктов 10, 13Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н.

Из рекомендации «Как бюджетному и автономному учреждению открыть лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе)»

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Рекомендация: Как в бухучете отразить возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Поставщик вернул перечисленный в прошлом финансовом году аванс на покупку основного средства

Порядок отражения в бухучете возврата аванса, перечисленного в прошлом финансовом году на покупку основного средства, зависит от типа учреждения.

<…>

В учете бюджетных учреждений:*

Возврат в текущем году аванса, перечисленного в прошлом финансовом году на покупку основного средства, отразите как восстановление кассового расхода (с отражением по тому же коду КОСГУ, по которому была произведена кассовая выплата). Об этом сказано в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н.*

В учете сделайте следующие проводки:

Дебет 0.201.11.510 Кредит 0.206.31.660
– зачислен возврат дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет;

Дебет 18 (код КОСГУ 310)
– отражено восстановление кассового расхода.

Такой порядок следует из пунктов 72, 98 Инструкции № 174н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета201.01, 206.00, забалансовый счет 18).

В некоторых случаях полученную задолженность прошлых лет учреждение должно перечислить в доход бюджета. В частности, так следует поступить, если ранее кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств (до изменения типа) за счет лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований. Подробнее об этом см. Как отразить зачисление на лицевой счет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет.*

Перечисление в доход бюджета полученной дебиторской задолженности прошлых лет отразите в учете проводками:*

Дебет 4(5).201.11.510 Кредит 4(5).206.31.660
– зачислен возврат дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет;

Дебет 18 (код КОСГУ 310)
– отражено восстановление кассового расхода;

Дебет 4(5).401.10.180 Кредит 4(5).303.05.730
– начислена задолженность перед бюджетом в сумме поступившей на счет учреждения дебиторской задолженности прошлых лет (на основании извещения по форме № 0504805), отправленного администратору доходов);

Дебет 4(5).303.05.830 Кредит 4(5).201.11.610
– перечислена в доход бюджета сумма поступившей задолженности прошлых лет;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.

Если дебитор самостоятельно перечислил задолженность в доход бюджета, в учете сделайте проводки (на основании извещения по форме № 0504805):

Дебет 4(5).401.10.180 Кредит 4(5).303.05.730
– начислена задолженность перед бюджетом в сумме дебиторской задолженности прошлых лет;

Дебет 4(5).303.05.830 Кредит 4(5).206.31.660
– зачислен возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета.

Такой порядок следует из пунктов 72, 98 Инструкции № 174н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета201.01, 206.00, забалансовый счет 18). Вместе с тем, поскольку порядок отражения в бухучете возврата в бюджет задолженности прошлых лет в Инструкции № 174н не приведен, согласуйте его:

с финансовым органом;

с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

с Казначейством России.

Об этом сказано в пункте 4 Инструкции № 174н.

<…>

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату»

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислав  Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

3. ПРИКАЗ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ ОТ 19.07.2013 № 11Н

О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений

<…>

16. Клиент вправе в течение финансового года представить в орган Федерального казначейства Уведомление для уточнения кодов КОСГУ (кодов КОСГУ и (или) кодов субсидии), по которым операции были отражены на лицевом счете клиента (лицевом счете клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельном лицевом счете клиента).*

21.

<…>

Уведомления, представленные клиентом в орган Федерального казначейства, оформляются в порядке, установленном Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами Государственной компании "Российские автомобильные дороги", утвержденным приказом Федерального казначейства от 15 декабря 2009 года N 13н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 2009 года, регистрационный N 15925; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 9), с учетом следующих особенностей:

<…>

наименование клиента в заголовочной части должно соответствовать полному или сокращенному наименованию клиента, указанному в Карточке образцов подписей, представленной клиентом в установленном порядке в орган Федерального казначейства;

номер лицевого счета, указанный в кодовой зоне, должен соответствовать номеру лицевого счета клиента (лицевого счета клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельного лицевого счета клиента), открытого в органе Федерального казначейства;

<…>

в случаях, предусмотренных Порядком санкционирования (Соглашением), в поле "Примечание" Заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), Заявки на получение наличных денег, Уведомления, в поле "Назначение платежа" Заявки на кассовый расход (сокращенной) (код формы по КФД 0531851) указывается код субсидии;*

<…>

4. ПРИКАЗ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ ОТ 15.12.2009 № 13Н

Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами Государственной компании "Российские автомобильные дороги"

<…>

12. Суммы, зачисленные на счет N 40501 по расчетным документам, в которых отсутствует информация, позволяющая определить принадлежность поступивших сумм (далее - невыясненные поступления), учитываются в составе общего остатка на счете N 40501.Для уточнения невыясненных поступлений клиент представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении операций клиента по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531852) (далее - Уведомление).

Приложения к Порядку в Бюллетене не приводятся. - Прим.ред.Орган Федерального казначейства на основании представленного клиентом Уведомления формирует в установленном порядке Справку (код формы по ОКУД 0504833) (далее - Справка). Указанные Уведомление и Справка являются основанием для проведения органом Федерального казначейства операции без списания-зачисления средств на счете N 40501 и для отражения результатов уточнения невыясненных поступлений на лицевом счете клиента. Невыясненные поступления подлежат уточнению клиентом в течение 10 рабочих дней. В случае, если в течение 10 рабочих дней клиент не представил в орган Федерального казначейства Уведомление, орган Федерального казначейства на основании оформленного им расчетного документа возвращает указанные средства со счета N 40501 плательщику.

13. Суммы поступлений на счет N 40501, отнесенные к невыясненным поступлениям, результаты выяснения (уточнения) их принадлежности, а также операции по возврату невыясненных поступлений плательщику отражаются в Ведомости учета невыясненных поступлений по счету по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531853) на основании расчетных документов, Уведомлений и Справок органа Федерального казначейства.

Ведомость учета невыясненных поступлений по счету ведется с начала финансового года и формируется за определенный период. Операции по уточнению клиентом сумм невыясненных поступлений отражаются в Ведомости учета невыясненных поступлений по счету со знаком "минус" с одновременным отражением со знаком "плюс" по соответствующему уточненному коду классификации операции и (или) коду цели.

14. Клиент вправе уточнить кассовые операции в части кодов классификации операций и (или) кодов цели, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента. Для уточнения указанных кодов классификации операций и (или) кодов цели клиент представляет в орган Федерального казначейства Уведомление, в котором графы 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11 и 12 раздела 1 "Уточняемые реквизиты" и графы 2, 3, 4, 8 и 9 раздела 2 "Уточненные реквизиты" не заполняются. Орган Федерального казначейства на основании представленного Уведомления формирует в установленном порядке Справку. Указанные Уведомление и Справка являются основанием для проведения органом Федерального казначейства уточняющей операции без списания-зачисления средств на счете N 40501 и для отражения ее на лицевом счете клиента.*

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

28.07.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль