Основные отличия в порядке финансирования автономных и казенных учреждений

879

Вопрос

Основные отличия в правовом статусе и порядке финансирования автономных и казенных учреждений?

Ответ

Автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, СМИ и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью).

 

Казенные учреждения функционируют для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством.

Порядок финансирования для автономных учреждений установлен в виде субсидий из соответствующего бюджета:
– на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии используются в очередном финансовом году (для достижения целей, ради которых учреждения созданы);
– на иные цели. Неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению в соответствующий бюджет. По решению учредителя данные средства могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году (при наличии потребности в направлении их на те же цели);
– на капитальные вложения. Не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению в соответствующий бюджет. По решению учредителя данные средства могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году (при наличии потребности в направлении их на те же цели).

А для казенных учреждений за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное

Бюджетное

Автономное

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

Направление деятельности

Оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством1

(ст. 6 Бюджетного кодекса РФ)*

К типу федеральных казенных учреждений обязательно должны относиться:
– управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части войск и воинских формирований;
– учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, учреждения, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
– специализированные учреждения для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации;
– учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы охраны России, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
– психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения

(ч. 1 ст. 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ)

Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах:
– науки;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры;
– социальной защиты;
– занятости населения;
– физической культуры и спорта;
– в иных сферах

(п. 1 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

В форме бюджетных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Государственные академии наук (в частности, Российская академия наук, отраслевые академии наук) считаются созданными в форме государственных бюджетных учреждений (п. 1 ст. 6 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах:
– науки;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры;
– СМИ;
– социальной защиты;
– занятости населения;
– физической культуры и спорта;
– многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
– в других сферах в случаях, установленных федеральными законами (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью).

В настоящее время другие сферы деятельности установлены:

(ч. 1 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 5 ст. 2 Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ)

Автономные учреждения, которые созданы до 1 января 2011 г. в виде фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), бизнес-инкубаторов и микрофинансовых организаций могут продолжать свою деятельность в данной сфере (п. 4 ст. 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ)

В форме автономных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)*

Органы управления

Структура, компетенция и порядок формирования органов управления бюджетного и казенного учреждений устанавливаются учредительными документами (в соответствии с Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, другими федеральными законами, а также нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и другими актами, указанными в п. 1 ст. 28 Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например:
– руководитель, назначаемый учредителем;
– попечительский совет;
– общее собрание работников и т. д.

Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание государственной академии наук (п. 1 ст. 6 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Наблюдательный совет, руководитель (который назначен учредителем и одобрен наблюдательным советом), другие органы, предусмотренные федеральным законодательством и уставом учреждения (в частности, общее собрание сотрудников, ученый совет и т. д.)

(ч. 2 ст. 8 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Документы о планах деятельности

Бюджетная смета, по решению учредителя может быть сформировано государственное (муниципальное) задание

(п. 2 ст. 161, п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671)

План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание

(п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, подп. «а» п. 19 ст. 6 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ)

План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) задание

(п. 7 ч. 13 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Финансовое обеспечение

За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

(п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)*

В виде субсидий из соответствующего бюджета:
– на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), в соответствии с государственным (муниципальным) заданием2. Неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии используются в очередном финансовом году (для достижения целей, ради которых учреждения созданы);
– на иные цели3. Неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению в соответствующий бюджет. По решению учредителя данные средства могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году (при наличии потребности в направлении их на те же цели);
– на капитальные вложения. Не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению в соответствующий бюджет. По решению учредителя данные средства могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году (при наличии потребности в направлении их на те же цели)

(п. 1 ст. 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ, ч. 17–18 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, ч. 3.15, 3.17, 3.18 ст. 2, ч. 4 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)*

       

<…>


1 В виде казенных учреждений не могут быть созданы государственные учреждения субъектов РФ (муниципальные учреждения), участвующие в реализации территориальных программ ОМС (ч. 19 ст. 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

2 Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания устанавливаются:

  • Правительством РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местной администрацией – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Так, субсидии из федерального бюджета предоставляются федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с графиком к соглашению о предоставлении субсидии. Такое соглашение заключается между учредителем и учреждением (если другое не установлено федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ).

В соответствии с графиком субсидия подлежит перечислению не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов (для образовательных бюджетных и автономных учреждений – 65%) годового размера субсидии в течение первого полугодия;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.

Вышеприведенный порядок не распространяется на учреждения, оказание услуг (выполнение работ) которых зависит от сезонных условий (если учредителем не установлено иное).

Такой порядок предусмотрен пунктом 19 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2013 г. № 1213.

3 Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются:

  • Правительством РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местной администрацией – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Так, из федерального бюджета целевые субсидии (за исключением субсидий, направляемых на осуществление капвложений) предоставляются федеральным бюджетным и автономным учреждениям в порядке, установленном учредителем по согласованию с Минфином России. При этом одним из условий такого порядка может быть заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии между учредителем и учреждением.

Такой порядок предусмотрен пунктом 20 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2013 г. № 1213.

Из местного бюджета целевые субсидии могут предоставляться для осуществления расходов, носящих непостоянный характер (если их включение в состав нормативных затрат на выполнение муниципального задания может привести к искажению реальной стоимости услуг (работ)). В частности, целевые субсидии могут быть предоставлены:

  • на приобретение основных средств (за исключением недвижимости), неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
  • оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда, обучению сотрудников (на курсах повышения квалификации, в области охраны труда и т. д.), ремонту транспортных средств, если проведение таких мероприятий не носит ежегодный характер.

Если вышеуказанные мероприятия осуществляются на постоянной основе (в силу специфики деятельности учреждения), расходы на их проведение могут быть отнесены к одной из групп нормативных затрат и включены в расчет субсидий на муниципальное задание.

Такое мнение Минфин России высказал в письме от 18 сентября 2012 г. № 02-03-11/3784.

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

25.07.2014 г.

С уважением,

Булат Ахмутинов, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Наталией Зориной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль