Доход от сдачи в аренду имущества

186

Вопрос

Может ли муниципальное бюджетное учреждение сдавать в аренду дорожно-строительную и специализированную технику (наделены ей по распоряжению собственника как особо ценное имущество), если может, то как учреждение будет распоряжаться доходом от сдачи в аренду имущества.

Ответ

1. Бюджетное учреждение должно использовать имущество для достижения целей, ради которых оно создано. Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ). Финансовое обеспечение содержания имущества, сданного в аренду, учредителем не осуществляется (абз. 3 п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Нужно отметить, что заключение договоров аренды  в отношении муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальным бюджетным учреждениям, осуществляется по результатам проведения аукционов.

Об этом сказано в подпункте 3 пункта 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Подробнее о сдаче имущества в аренду в рекомендации № 2 и в статье № 3.

2. Доходами, полученными от приносящей доход деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – недвижимое имущество. Независимо от источника средств на его приобретение распоряжаться недвижимостью бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Кроме того, получить согласие собственника на распоряжение средствами от платной деятельности нужно при совершении крупных сделок, а также при передаче имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника). Такие правила установлены пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктами 4, 10, 3 статьи 9.2, пунктом  4 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 29.01.2013 г. № 02-13-06/296. Бюджетное учреждение не может размещать денежные средства от деятельности, приносящей доход, на депозитах в кредитных организациях и использовать их для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п. 14 ст. (.2 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ

О защите конкуренции (с изменениями на 2 ноября 2013 года)

<…>

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:*

<…>

3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.*

<…>

2. Рекомендация: Как провести аукцион на право заключения договоров аренды (безвозмездного пользования, доверительного управления) в отношении госимущества

Одним из способов проведения торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иных договоров, предусматривающих переход прав на государственное (муниципальное) имущество, является аукцион.*

Главбух советует: торги на право заключения договоров в отношении госимущества можно начать до истечения срока действующего договора аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления.

Общие правила

Правила проведения торгов в форме аукциона установлены приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67 (ч. 5 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ). Они не распространяются на земельные и лесные участки, водные объекты, участки недр, а также на имущество, передаваемое по концессионным соглашениям (ч. 2 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ).

Некоторые положения по проведению торгов и заключению договоров в отношении государственного и муниципального имущества изложены в разъяснениях ФАС России от 5 июня 2012 г. и от 1 ноября 2011 г.

Аукцион является открытым по составу участников и форме подачи предложения (п. 2 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Внимание: несоблюдение Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, признается нарушением. Такое нарушение является основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными (в т. ч. по иску антимонопольного органа) (ч. 4 ст. 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, ст. 168, 449 ГК РФ, письмо Минэкономразвития России от 21 января 2011 г. № Д05-171).

Условия проведения

Аукцион нужно проводить в отношении имущества, которое не включено в перечень, утвержденный приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. Торги по имуществу, включенному в указанный перечень, следует проводить путем проведения конкурса. Такой вывод следует из положений пункта 3 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. При этом по решению организатора торги на право заключения договоров в отношении имущества, по которому заключение договоров возможно только путем проведения конкурса, могут быть проведены в форме аукциона. Об этом сказано в пункте 23разъяснений ФАС России от 5 июня 2012 г., письме ФАС России от 17 марта 2010 г. № АЦ/7021.

Также в виде конкурса нужно проводить торги для заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 3.1 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Когда можно не проводить

В некоторых случаях передача прав на государственное (муниципальное) имущество возможна без проведения аукциона.

В частности, аукцион проводить не нужно при предоставлении прав в отношении госимущества:

государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам;

Банку России;

государственным (муниципальным) учреждениям;

организациям, ведущим образовательную деятельность;

медицинским организациям;

для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;

на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев;

гражданам, которые не являются предпринимателями;

некоммерческим организациям;

являющегося частью (частями) помещения, здания, строения, сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 кв. м и не превышает 10 процентов площади помещения (здания, строения, сооружения), права на которые принадлежат учреждению, передающему такое имущество.

При этом некоммерческим организациям передавать имущество без проведения торгов можно, только если они не ведут деятельность, приносящую доход. Исключение – передача имущества некоммерческим организациям на основании пункта 4части 1 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Также аукцион проводить не нужно при предоставлении прав в отношении госимущества:

лицу, подавшему единственную заявку на участие в аукционе. Но только при условии, что указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе;

лицу, признанному единственным участником аукциона. Договор заключите на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе. При этом цена не должна быть меньше начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.

Для организатора торгов заключение договоров в этих двух случаях является обязательным. Договор заключите на условиях и по цене, предусмотренным заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе (но не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении).

Полный перечень условий, при которых не нужно проводить аукцион, указан в части 1 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, пункте 151 Правил, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67, пунктах 3–10 разъяснений ФАС России от 5 июня 2012 г. и письме ФАС России от 17 марта 2010 г. № АЦ/7021.

Кроме того, не должны проводить аукцион в отношении закрепленного за ними имущества образовательные и научные бюджетные (автономные) учреждения при одновременном соблюдении следующих требований:

арендаторами являются хозяйственные общества, созданные указанными учреждениями;

деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений и т. д.), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;

договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду, в безвозмездное пользование данного имущества, запрет на залог арендных прав.

Не проводят аукцион и в отношении имущества государственных и муниципальных организаций, ведущих образовательную деятельность, при заключении договоров аренды (безвозмездного пользования):

с медицинскими организациями – для охраны здоровья обучающихся и сотрудников;

с организациями общественного питания – для оказания услуг питания обучающимся и сотрудникам;

с физкультурно-спортивными организациями – для создания условий занятия обучающимися физкультурой и спортом.

Об этом сказано в частях 3.1, 3.2 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, пункте 20 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.

Порядок и условия заключения договоров аренды без проведения торгов утверждены постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 г. № 677.

<…>

Станислав  Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

3. Статья: Если образовательное учреждение сдает в аренду имущество…

С полученных за аренду доходов образовательная организация должна начислять НДС*. Причем переложить эту обязанность по условиям договора на арендатора нельзя. Нужно знать и другие нюансы заключения договора аренды.

* Письмо Минфина России от 28 февраля 2013 г. № 03-07-11/5941.

Какое имущество можно сдавать в аренду

По договору аренды (имущественного найма), арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и (или) пользование. Данное определение арендного договора закреплено в статье 606Гражданского кодекса РФ.

Перечень имущества, передаваемого в аренду, определен законодательством. Это вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи): земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др.

А вот деньги, ценные бумаги и некоторое другое имущество (потребляемые вещи) не могут быть предметом аренды.

Кроме этого, отдельными нормами могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается (например, оружие) или ограничивается (земельные участки).

Имущество, передаваемое в аренду, должно быть легитимным и четко идентифицироваться по отмеченным в договоре признакам. В противном случае неточности в договоре могут привести к убыткам. А при отсутствии в договоре аренды данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, условие об объекте аренды считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор – незаключенным* ( постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 января 2010 г. № Ф03-7379/2009 ).

Согласно статье 608 Гражданского кодекса РФ, сдавать имущество в аренду может его собственник. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Последнее относится и к государственным образовательным учреждениям, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (передача такого имущества в аренду возможна только с согласия собственника, за исключением земельных участков).

Образовательное госучреждение, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за редким исключением, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Срок действия договора аренды

Сроки сдачи имущества в аренду определяются по договоренности сторон: их нужно зафиксировать в договоре. Если же срок в договоре не указан, то договор считается заключенным на неопределенный срок. И тогда каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом письменно другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества – за три месяца до предполагаемого срока расторжения.

Законом могут устанавливаться предельные сроки договора для конкретных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.*

Досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним и договора субаренды. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды. › |

› | Если договор аренды является ничтожным, ничтожными являются и заключенные в соответствии с ним договоры субаренды ( ст. 618 Гражданского кодекса РФ ).

Внесение арендной платы

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются сторонами самостоятельно. В случае когда в договоре они не прописаны, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.*

Анализ действующего законодательства позволяет говорить о том, что в большинстве муниципальных образований учреждения при сдаче имущества в аренду пользуются действующими местными рекомендациями расчета арендных платежей.

Так, учреждения применяют коэффициенты (такие, например, зафиксированы в разд. 9Положения о сдаче в аренду муниципального недвижимого имущества Егорьевского муниципального района Московской области от 27 октября 2008 г. № 16-н/2008). Или же используют порядок определения арендной платы на основании торгов (конкурса), проводимых по заявлению заинтересованных лиц (потенциальных арендаторов).

Такой порядок, например, был утвержден постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 5 ноября 2009 г. № 9657-П «Об утверждении порядка выдачи разрешения на право сдачи в аренду имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями г. Магнитогорска на праве оперативного управления».

При этом арендные платежи могут быть определены в виде:

твердой суммы вносимых периодически или единовременно платежей;

доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, доходов;

оказания арендатором определенных услуг;

возложенных на арендатора договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты.

Важно знать, что размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.*

Арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились. В свою очередь, арендодатель вправе потребовать досрочного внесения арендной платы арендатором в случае существенного нарушения им сроков внесения платежей, но не более чем за два срока подряд.

Содержание имущества

Наибольшие споры и разногласия в арендных отношениях вызывают вопросы содержания и ремонта арендуемого имущества, в частности недвижимости.

Статьей 616 Гражданского кодекса РФ определено, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, а арендатор должен поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не определено договором аренды.

С учетом ограниченности бюджетов учебных заведений стоит обратить пристальное внимание именно на такую формулировку, которая позволяет полностью (или частично) перенести финансовое (или иное) бремя по содержанию и ремонту имущества образовательного учреждения на арендатора, но только с его согласия.*

Важно запомнить
К договорам аренды транспортных средств, зданий и сооружений, финансовой аренды применяются общие положения об аренде.

О.А. Пелих,

юрист

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 4, АПРЕЛЬ 2013

4. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное

Бюджетное

Автономное

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ


Финансовое обеспечение содержания имущества, сданного в аренду*

Учредителем осуществляется содержание имущества, которое сдается в аренду в рамках основной деятельности (финансируемой по бюджетной смете)

Учредителем не осуществляется содержание сдаваемого в аренду:
– особо ценного движимого имущества (закрепленного учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем);
– недвижимого имущества

(п. 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)*

Учредителем не осуществляется содержание сдаваемых в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено учредителем или приобретено за счет средств, выделенных учредителем

(ч. 3 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

Право заниматься платной деятельностью, распоряжение доходами*

Может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения

Доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы России

(п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392)

Доходы в виде средств от производственной деятельности (привлечения осужденных к труду) федеральных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, после зачисления в бюджет направляются на финансовое обеспечение деятельности указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований

(п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ)

Вправе:
– оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;
– осуществлять приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям. При условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

(п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)*

<…>


Распоряжение имуществом*

Не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться имуществом без согласия собственника

(п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Без согласия собственника не вправе распоряжаться:
– недвижимым имуществом (независимо от источника его приобретения);
– особо ценным движимым имуществом, которое закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем;
– особо ценным движимым имуществом, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения

Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, в том числе особо ценным движимым имуществом, которое приобретено после изменения типа учреждения за счет средств от деятельности, приносящей доход. Исключение – совершениекрупных сделок и передача имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника)

(п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10, 13ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798)

Следует отметить, что учреждение может использовать имущество, закрепленное за ним по КФО 4, в иной приносящей доход деятельности (предусмотренной его уставом) и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (КФО 2). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3694*

Без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которое:
– закреплено за учреждением или приобретено за счет средств, выделенных учредителем;
– приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения

Остальным имуществом учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – совершение крупных сделок и внесение недвижимого имущества в уставный капитал других организаций в качестве их учредителя (участника)

(п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798)

Следует отметить, что учреждение может использовать имущество, закрепленное за ним по КФО 4, в иной приносящей доход деятельности (предусмотренной его уставом) и осуществлять расходы по его эксплуатации за счет иных источников (КФО 2). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3694

<…>

5. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению использовать собственные доходы

Порядок использования собственных доходов учреждения (средств, полученных от деятельности, приносящей доход) зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение вправе:

оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;

осуществлять деятельность, приносящую доход, которая служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. При условии, что такая деятельность указана в учредительных документах.

Доходами, полученными от такой деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – недвижимое имущество. Независимо от источника средств на его приобретение распоряжаться недвижимостью бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Кроме того, получить согласие собственника на распоряжение средствами от платной деятельности нужно при совершении крупных сделок, а также при передаче имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктами 4, 10, 13 статьи 9.2, пунктом 4статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296.

Бюджетное учреждение не может размещать денежные средства от деятельности, приносящей доход, на депозитах в кредитных организациях и использовать их для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).*

<…>

Ситуация: может ли бюджетное (автономное) учреждение предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход)

Однозначного ответа законодательство не содержит.

При этом в отношении бюджетных учреждений Минфин России высказал мнение о том, что такие учреждения не вправе предоставлять займы (письмо от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Запрет связан с тем, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные от деятельности, приносящей доход, только для достижения целей, ради которых оно создано (которые указаны в учредительных документах) (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Выдача займа таким целям не соответствует. Поэтому учреждение не вправе предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья.

Более того, финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на предоставление и получение кредитов и займов.

В отношении автономных учреждений официальных разъяснений Минфина России о запрете на предоставление займов нет. В Законе от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ такой запрет также не установлен. Вместе с тем положения законодательства о распоряжении средствами от деятельности, приносящей доход, для данного типа учреждений аналогичны положениям для бюджетных учреждений. То есть автономные учреждения, так же как и бюджетные, вправе использовать средства, полученные от такой деятельности, только для достижения целей, ради которых оно создано (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Учитывая позицию Минфина России по этому вопросу, выдачу займа (ссуды) сотрудникам целесообразно согласовать с учредителем.

Следует отметить, что ранее (в письме от 14 июня 2012 г. № 02-05-11/2131) Минфин России в разъяснениях о применении кода КОСГУ в соответствии со своим приказом от 21 декабря 2011 г. № 180н указывал на то, что расходы на предоставление сотрудникам займов (ссуд) следует отражать по статье КОСГУ 540 «Увеличение задолженности по бюджетным кредитам». При этом указаний о запрете выдавать займы (ссуды) не было. Поэтому если раньше, до выхода письма Минфина России о неправомерности выдачи займа, учреждение такой заем выдало, то в бухучете нужно сделать следующие проводки.

В учете бюджетных учреждений:

При предоставлении займа (ссуды) в безналичной форме сделайте проводку:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.11.610
– перечислен заем (ссуда) на счет сотрудника;

Кредит 18 (код КОСГУ 540)
– отражено выбытие средств со счета учреждения.

При выдаче займа (ссуды) из кассы сделайте запись:

Дебет 2.207.14.540 Кредит 2.201.34.610
– выдан заем (ссуда) сотруднику учреждения из кассы.

Такой порядок установлен пунктами 73, 85, 101 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 207.00, забалансовый счет 18).

<…>

Ситуация: вправе ли бюджетное (автономное) учреждение использовать выручку от платной деятельности, поступившую в кассу учреждения, минуя лицевой счет. Учреждению лицевой счет открыт в Казначействе России

Да, вправе.

Бюджетные и автономные учреждения, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, при расчетах наличными денежными средствами должны руководствоваться приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н. Положениями данного приказа запрет на использование выручки, минуя лицевой счет, не установлен.

Кроме того, право на использование выручки из кассы следует также из порядка формирования бухгалтерской отчетности. А именно Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). Данный Отчет в части исполнения плановых назначений предусматривает оплату денежных обязательств не только через лицевые счета, но и напрямую из кассы учреждения (п. 42–44 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н).

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения вправе использовать выручку от платной деятельности напрямую из кассы, минуя лицевой счет.

Перечень целей, на которые можно потратить средства из кассы, приведен в пункте 2 указаний Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У. Так, расходовать наличную выручку можно на следующие цели:

выдачу зарплаты;

социальные выплаты;

оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

выдачу сотрудникам под отчет (в т. ч. командировочных);

выплату денег при возврате товаров, отказе от выполнения работ или оказания услуг (при условии, что ранее они были оплачены наличными).

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советн

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль