Возмещение коммунальных расходов арендатором

787

Вопрос

Арендаторы возмещают нам (бюджетному учреждению) коммунальные расходы по договору.
Оплату этих расходов мы осуществляем за счет средств ОМС.
Возмещение арендатор производит по счету, выставленному ему нами, на лицевой счет по средствам ОМС. (К 720111000 с минусом).
1. Какие проводки мы должны сделать при начислении арендатору задолженности по возмещению?
2. Выставлять ли на такие возмещения счет-фактуру? (на доходы такие суммы не садятся, казначейство их сажает на расходы с минусом). Если да, то облагать ли такие возмещения НДС?

Ответ

1. Полученное арендодателем  возмещение коммунальных  расходов должно учитываться как средства по приносящей доход деятельности бюджетного учреждения по КФО 2 и статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)». Операция по начислению дохода оформляется бухгалтерской записью:

 

Дебет  220531560  Кредит 240110130.
Объясняется это так. В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем, финансовое обеспечение содержания данных активов учредителем не осуществляется.

Из этого следует, что поступления сумм в возмещение коммунальных услуг в плане финансово-хозяйственной деятельности должны отражаться как связанные с приносящей доход деятельностью. Значит, зачислять поступившие суммы следует на внебюджетный счет.

Следовательно, возмещать коммунальные расходы по КФО 7 неправомерно.

2. Оплата коммунальных платежей учреждением должна производиться раздельно (отдельно за имущество, используемое в основной деятельности и отдельно за имущество, сданное в аренду).

То есть при получении от коммунальщиков счета надо делать две проводки - по КФО 7 и по КФО 2  на сумму коммунальных платежей от арендатора.

В статье 2 приведены проводки по возмещению расходов по электроэнергии. При этом следует отметить, что счета бюджетного учета, которые приведены в данной статье, в настоящее время не применяются, так как Инструкция по бюджетному учету № 148н от 30.12.2008 г. утратила силу. Поэтому применяйте счета бухгалтерского учета и проводки, приведенные в Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Нормативными документами  порядок учета расчетов по возмещению расходов по содержанию имущества, переданного по договору безвозмездного пользования  не урегулирован. Поэтому проводки, которые Вы примените  в данной ситуации, следует согласовать с учредителем

3. Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями. В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.

Арендодатель – это абонент, который получает электро- и теплоэнергию, воду от снабжающей организации. А так как он выступает в качестве абонента, то сам не может быть снабжающей организацией для арендатора. Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству.

Значит, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию расходов по коммунальным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому арендодателю нельзя начислить НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принять входной НДС по этой сумме к вычету.

Есть аргументы, позволяющие арендодателю перевыставлять арендатору счета-фактуры закоммунальные услуги. Подробно об этом в рекомендации № 6.

В данной ситуации учреждение должно принять решение самостоятельно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Справочники: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное

Бюджетное

Автономное

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

       

<…>

Финансовое обеспечение содержания имущества, сданного в аренду*

Учредителем осуществляется содержание имущества, которое сдается в аренду в рамках основной деятельности (финансируемой по бюджетной смете)

Учредителем не осуществляется содержание сдаваемого в аренду:
– особо ценного движимого имущества (закрепленного учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем);
– недвижимого имущества

(п. 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)*

Учредителем не осуществляется содержание сдаваемых в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено учредителем или приобретено за счет средств, выделенных учредителем

(ч. 3 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

<…>

2. Статья: Поступление средств от аренды

На какой счет бюджетного образовательного учреждения должно поступать возмещение коммунальных услуг от арендаторов имущества – бюджетный или внебюджетный?

В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем, финансовое обеспечение содержания данных активов учредителем не осуществляется. Из этого следует, что поступления сумм в возмещение коммунальных услуг в плане финансово-хозяйственной деятельности должны отражаться как связанные с приносящей доход деятельностью. Значит, зачислять поступившие суммы следует на внебюджетный счет.*

В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету, к. э. н.

Журнал «Учет в сфере образования» №9, сентябрь 2012

3. Статья: Оплата коммунальных услуг арендатором

Сторонняя организация арендует помещение в административном здании бюджетного учреждения. Ему выставляют счета за потребленную электроэнергию в целом по зданию, хотя в том числе присутствует электроэнергия, потребленная арендатором. О том, как учреждению отразить данную ситуацию в учете и возместить свои затраты, – в статье.*

<…>

Организуем бюджетный учет

Обратите внимание: оплата электроэнергии за другого потребителя (в рассматриваемом случае за арендатора) проверяющими может быть расценена как нецелевое использование бюджетных средств. Поэтому учреждение на основании договоров, заключенных с поставщиками услуг, и выставленных ими счетов может оплатить оказанные коммунальные услуги, перечислив деньги как за счет средств бюджета (за себя), так за счет приносящей доход деятельности (за арендатора – пропорционально фактически произведенным расходам).

К сожалению, в Инструкции по бюджетному учету порядок отражения операций в такой ситуации не рассмотрен. Пояснения по этой теме даны лишь в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (утверждены Минздравсоцразвития России). С учетом данных в нем рекомендаций можно заключить, что учреждению следует отразить ситуацию так:*

Заметим, что приведенная корреспонденция счетов бюджетного учета нетиповая, поэтому ее перед применением необходимо согласовать* с главным распорядителем бюджетных средств. Данное правило определено положениями пункта 9 Инструкции по бюджетному учету.

Г. М. Федина

заведующий отделом методологии управления бухгалтерского учета и отчетности Минфина Московской области

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №12, декабрь 2009

4. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

<…>

«Счет 020500000 "Расчеты по доходам"

92. Для формирования информации в денежном выражении о наличии расчетов по доходам бюджетного учреждения* и операций, изменяющих указанные объекты учета, применяются следующие группы счетов:

020520000 "Расчеты по налогам от собственности";

020530000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг";*
 

93. Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

<…>


начисление иных доходов* за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги в рамках видов деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 220500000 "Расчеты по доходам"* (220521560-220531560*, 220552560, 220553660, 220571660-220575660, 220581660) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 240110100 "Доходы хозяйствующего субъекта"* (240110120, 240110130*, 240110140, 240110172, 240110180);

<…>

94. Операции по поступлению доходов от плательщиков, уменьшению расчетов с дебиторами по доходам, по иным основаниям отражаются следующими бухгалтерскими записями:

поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 "Расчеты по доходам"* (020521660-020541660, 020552660, 020553660, 020571660-020575660, 020581660) и дебету счета 020111510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства";*

<…>


128. Операции по принятию (увеличению) обязательств бюджетным учреждением оформляются следующими бухгалтерскими записями:*

<…>


принятие обязательств в сумме полученных по государственному (муниципальному) договору на нужды бюджетного учреждения *материальных ценностей, оказанных услуг,* выполненных работ, отражается на основании документов, предусмотренных договором (обычаями делового оборота) и подтверждающих исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору, в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции: по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам"* (030221730-030226730, 030231730-030234730) и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов* 010500000 "Материальные запасы", 010600000 "Вложения в нефинансовые активы", 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг",* 021001560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам", 040120200 "Расходы хозяйствующего субъекта" (040120221-040120226,* 040120290);

<…>


129. Операции по исполнению (удержанию, погашению) обязательств бюджетным учреждением оформляются следующими бухгалтерскими записями:*

<…>

уменьшение обязательств, принятых по государственным (муниципальным) договорам на нужды бюджетного учреждения, в сумме ранее перечисленной предварительной оплаты отражается на основании Справки (ф.0504833) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (030212830-030213830, 030221830-030226830, 030231830-030234830, 030291830) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020600000 "Расчеты по выданным авансам" (0206128660-020613660, 020621660-020626660, 020631660-020634660, 020691660);

оплата обязательств, принятых по государственным (муниципальным) договорам на нужды бюджетного учреждения, отражается на основании первичного учетного документа, подтверждающего расходование денежных средств бюджетного учреждения, в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам"* (030212830, 030213830, 030221830-030226830, 030231830-030234830, 030273830, 030291830) и кредиту счетов 020111610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства",* 020126610 "Выбытия денежных средств с аккредитивного счета учреждения в кредитной организации", 020127610 "Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации", 020134610 "Выбытия средств из кассы учреждения";»

<…>

5. Справочник: Отнесение доходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ

Вид доходов

Статья (подстатья) КОСГУ

Подтверждающие документы

Налоговые доходы

     

<…>

Доходы от оказания платных услуг (работ)*

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе:

доходы от оказания платных услуг (работ);

компенсации затрат государства;

компенсации затрат госучреждений;

возмещение затрат госучреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;

доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией госимущества, закрепленного на праве оперативного управления;*

доходы от возмещения расходов по совершению исполнительных действий судебными приставами;

плата за пользование общежитием;

доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС

доходы медицинских учреждений от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;

плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва;

другие аналогичные доходы

Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»*

Раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, письмо Минфина России от 24 сентября 2013 г. № 02-05-11/396

     

<…>

6. Рекомендация: Вправе ли арендодатель перевыставлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, расходы на которые тот ему компенсирует. Договоры со снабжающими организациями заключены напрямую с арендодателем

Нет, не вправе.

Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями (письма Минфина России от 10 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/86, от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86, от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340). В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.

Арендодатель – это абонент, который получает электро- и теплоэнергию, воду от снабжающей организации. А так как он выступает в качестве абонента, то сам не может быть снабжающей организацией для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25)). Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАС РФ от 16 февраля 2007 г. № 560/07).

Значит, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию расходов по коммунальным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому арендодателю нельзя начислить НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принять входной НДС по этой сумме к вычету.*

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие арендодателю перевыставлять арендатору счета-фактуры закоммунальные услуги. Они заключаются в следующем.

Перевыставление счетов-фактур арендодателем арендатору не противоречит нормам налогового законодательства. Никаких ограничений на этот счет статьи 167, 171, 172 Налогового кодекса РФ не содержат.

Кроме того, без обеспечения арендованного помещения коммунальными услугами организация-арендатор не может реализовать свое право на пользование арендуемым помещением (ст. 606, 611 ГК РФ). Следовательно, предоставление коммунальных услуг неразрывно связано с оказанием услуг по аренде. Поэтому арендодатель вправе перевыставить счет-фактуру арендатору на стоимость коммунальных услуг, а арендатор – предъявить к вычету НДС по ним.

Подтверждает такую позицию Президиум ВАС РФ в постановлениях от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08.*

До выхода постановлений Президиума ВАС РФ арбитражная практика по этому вопросу была неоднородной.

Некоторые суды придерживались точки зрения, полностью соответствующей позиции Президиума ВАС РФ (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19 июня 2008 г. № Ф09-4255/08-С2, от 29 февраля 2008 г. № Ф09-861/08-С2, от 21 января 2008 г. № Ф09-11295/07-С2, Московского округа от 26 августа 2008 г. № КА-А40/7882-08, от 1 октября 2007 г. № КА-А41/10014-07). В то же время некоторые суды подтверждали позицию контролирующих ведомств (см., например, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, постановления ФАС Центрального округа от 14 февраля 2008 г. № А48-1629/07-6, от 10 октября 2007 г. № А36-2553/2006, Восточно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. № А10-1581/08-Ф02-6877/08, от 30 октября 2008 г. № А10-845/08-Ф02-5264/08, А10-845/08-Ф02-5607/08, Поволжского округа от 4 марта 2008 г. № А65-8421/2007-СА1-37, от 6 февраля 2008 г. № А55-6796/2007-53, Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25), от 27 августа 2008 г. № Ф04-5231/2008(10532-А03-25) и от 24 марта 2008 г. № Ф04-2074/2008(2736-А45-41)).

С выходом постановлений Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. № 6219/08 и от 25 февраля 2009 г. № 12664/08арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной. Об этом свидетельствуют новые судебные решения (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. № А17-1804/2007,Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. № А33-12783/08-Ф02-2566/09, Московского округа от 10 июля 2009 г. № КА-А40/6262-09, Центрального округа от 29 апреля 2009 г. № А48-3884/08-17, Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А65-20968/2008, Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф04-5497/2009(19433-А45-29),Северо-Западного округа от 16 марта 2009 г. № А52-3899/2008, Уральского округа от 25 февраля 2009 г. № Ф09-10444/08-С2).

Из рекомендации «Как арендодателю отразить при налогообложении расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество. Организация применяет общую систему налогообложения»

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

7. Статья: По каким вопросам инспектор будет слушать ВАС, а не Минфин

<…>

Вычет НДС со стоимости «коммуналки»

Позиция Минфина: арендодатель не вправе перевыставлять счета-фактуры на «коммуналку», а арендатор — принимать НДС по ним к вычету. Ведь фактически электроэнергию реализует не арендодатель, а энергоснабжающая компания (письмо от 10.02.11 № 03-03-06/1/86).*

Противоречит постановлению Президиума ВАС РФ от 25.02.09 № 12664/08. Покупатель услуг

вправе принять к вычету НДС только на

основании оригиналов счетов-фактур (п. 1 ст. 172 НК РФ). По мнению судей, перевыставление

абонентом энергоснабжающей организации

счетов-фактур на имя фактического потребителя электроэнергии не противоречит НК РФ. А значит,

правомерен и вычет НДС по ним.

<…>

Газета Учет. Налоги. Право.

№ 13 2-8 апреля 2013 г.

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

26.06.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль