КОСГУ: увеличение стоимости

155

Вопрос

Бюджетное учреждение по предписанию Роспотребнадзора провело реконструкцию контейнерной площадки, оборудовало ее крышей. По какой статье КОСГУ следует отразить расходы учреждения 225 или 310? Необходимо ли оформлять крытую контейнерную площадку как недвижимость и получать свидетельство о государственной регистрации права?

Ответ

Расходы на реконструкцию контейнерной площадки отразите по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

 

Под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основные средства), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).

Существует судебное решение (Постановление от 15 апреля 2013 г. № Ф09-2050/13), которое относит крытую контейнерную площадку к недвижимому имуществу и обязывает Управление Росреестра произвести государственную регистрацию.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: По какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы по договору, предметом которого является капитальный ремонт, реконструкция и технический надзор помещений

Оплатить расходы по договору, предметом которого является капитальный ремонт, реконструкция и технический надзор, по одной статье (подстатье) КОСГУ нельзя. Кроме того, в частных разъяснениях сотрудники Минфина высказывают мнение, что такой договор не может быть заключен. Договоры на капитальный ремонт и реконструкцию следует заключать отдельно. Чаще применяются следующие формулировки в предмете договора:

  • реконструкция с элементами реставрации – расходы по такому договору отразите по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»;*
  • капитальный ремонт с элементами реставрации – в этом случае расходы отразите по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Если все-таки договор заключен, то необходимо стоимость каждой позиции выделить отдельно. То есть нужно разделить общую сумму контракта по статьям (подстатьям) КОСГУ в соответствии с экономическим содержанием выполняемых работ (оказываемых услуг).

Расходы распределите следующим образом:

Такой порядок следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В учете казенных учреждений:

В случае реконструкции также применяется подгруппа вида расходов 410 «Бюджетные инвестиции» (элементы подгруппы 413 или 414) (подп. 5.1 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Из рекомендации «Как отнести расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ»

Игорь Кузьмин

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса (департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.04.2013 № 03-05-05-01/10624

Налог на имущество: понятия движимого и недвижимого имущества

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 2 апреля 2013 года N 03-05-05-01/10624

[Налог на имущество: понятия движимого и недвижимого имущества]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении линий связи и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378_1 Кодекса.

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество.

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (пункт 2 статьи 130 ГК РФ).

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлены, в частности, такие основные понятия как линейно-кабельные сооружения связи (объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи), линии связи (линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи), сооружения связи (объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи); средства связи (технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями) и др.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи" линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями) или объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи. К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности: кабельная канализация; наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов; кабельные переходы через водные преграды; закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).

Поэтому при определении состава движимого и недвижимого имущества линий связи необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.94 N 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), согласно которым здание и сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (пункт 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ).

При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ).*

Поэтому под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в пункте 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.*

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основные средства), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).*

Заместитель директора
Департамента
С.В.Разгулин

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 апреля 2013 г. № Ф09-2050/13

<…>

«Общество "Фирма "Автотрансэкспедитор" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на нежилое здание - крытая контейнерная площадка общей площадью 187,5 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 21, изложенного в сообщении от 11.04.2012 N 38/108/2011-219, и обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности общества "Фирма "Автотрансэкспедитор" на названный объект недвижимости.

Решением суда от 25.09.2012 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на названное здание. На Управление Росреестра возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности общества "Фирма "Автотрансэкспедитор" на нежилое здание - крытая контейнерная площадка общей площадью 187,5 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 21.*

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 432, 433, 454, 455, 549, 550, 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Управление Росреестра считает, что отказ в государственной регистрации права является законным, поскольку на государственную регистрацию был представлен правоустанавливающий документ (договор), не соответствующий требованиям действующего законодательства. Заявитель полагает, что право собственности общества "Фирма "Автотрансэкспедитор" на контейнерную площадку не подлежит государственной регистрации, так как предметом договора купли-продажи является производственное помещение с основными средствами и малоценными быстроизнашивающимися предметами, контейнерная площадка в нем не поименована. По мнению заявителя, при наличии противоречий в договоре купли-продажи и акте приема-передачи в отношении спорного объекта вопрос о заключенности договора купли-продажи подлежит разрешению в судебном порядке.

В отзыве на кассационную жалобу общество "Фирма "Автотрансэкспедитор" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между акционерным обществом открытого типа "Миасская грузовая автостанция" (далее - общество "Миасская грузовая автостанция", продавец) и товариществом с ограниченной ответственностью "Автотрансэкспедитор" (в настоящее время общество "Фирма "Автотрансэкспедитор", покупатель) заключен договор купли-продажи от 23.02.1996, согласно условиям которого покупатель приобрел производственное помещение, расположенное по адресу: Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 5. Названный договор зарегистрирован Бюро технической инвентаризации г. Чебаркуль.

Согласно п. 3 договора стоимость производственного помещения с основными средствами и малоценными и быстроизнашивающимися предметами составила 150 000 000 руб.

В соответствии с п. 7 договора передача продавцом помещения с основными средствами и малоценными и быстроизнашивающимися предметами осуществляется на основании акта приема-передачи, который подписывается обеими сторонами.

По акту приема-передачи от 28.02.1996 общество "Миасская грузовая автостанция" передало товариществу с ограниченной ответственностью "Автотрансэкспедитор" производственное помещение, основные средства и малоценные быстроизнашивающиеся предметы, находящихся по вышеназванному адресу. В данном акте поименован перечень передаваемого имущества, в том числе, контейнерная площадка.

Платежным поручением от 28.02.1996 N 32 товарищество с ограниченной ответственностью "Автотрансэкспедитор" перечислило обществу "Миасская грузовая автостанция" 150 000 000 руб. в счет оплаты по договору от 23.02.1996.

Общество "Фирма "Автотрансэкспедитор" 06.12.2011 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - крытую контейнерную площадку площадью 187,5 кв. м, расположенную по адресу: Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Суворова, д. 21.

С заявлением на государственную регистрацию обществом "Фирма "Автотрансэкспедитор" были представлены, в том числе договор купли-продажи от 23.02.1996, акт приема-передачи от 28.02.1996.

В уведомлении от 16.12.2011 N 38/108/2011-219 Управление Росреестра сообщило о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании п. 1 ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на срок до 13.01.2012 в связи с тем, что представленный договор купли-продажи не содержит информации о передаче в собственность нежилого здания - крытой контейнерной площадки.

Уведомлением от 11.01.2012 N 38/108/2011-219 государственная регистрация права собственности на указанное нежилое здание по заявлению правообладателя приостановлена на срок до 10.04.2012 на основании п. 3 ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с необходимостью устранения выявленных замечаний.

В сообщении от 11.04.2012 N 38/108/2011-219 Управление Росреестра на основании абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало обществу "Фирма "Автотрансэкспедитор" в государственной регистрации права собственности на нежилое здание крытой контейнерной площадки. В обоснование отказа Управление Росреестра сослалось на то, что представленный на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи от 23.02.1996 не содержит информации о возникновении права собственности на крытую контейнерную площадку.

Общество "Фирма "Автотрансэкспедитор", полагая, что данный отказ в государственной регистрации права собственности на крытую контейнерную площадку не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании со ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Как следует из материалов дела, основанием отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости явилось отсутствие в договоре купли-продажи от 23.02.1996 информации о передаче в собственность обществу "Фирма "Автотрансэкспедитор" крытой контейнерной площадки.

Пунктом 1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Согласно ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества, договор продажи недвижимости должен также предусматривать цену этого имущества (п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Проанализировав условия договора купли-продажи от 23.02.1996 в совокупности с актом приема-передачи от 28.02.1996 с учетом положений ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также приняв во внимание, что каких-либо разногласий по поводу передаваемых объектов недвижимости между продавцом и покупателем не имелось, сделка фактически сторонами исполнена (по акту приема-передачи объекты переданы покупателю, произведена оплата их стоимости), названный договор в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан, суды пришли к выводу о том, что представленный обществом "Фирма "Автотрансэкспедитор" договор купли-продажи соответствует требованиям гражданского законодательства, так как в этом договоре сторонами согласованы существенные его условия, цена отчуждаемого имущества, а также указаны данные, позволяющие точно определить недвижимое имущество, переданное покупателю по договору.

Принимая во внимание, что заявителем на государственную регистрацию совместно с договором купли-продажи от 23.02.1996 представлен акт приема-передачи от 28.02.1996 к указанному договору, содержащий перечень передаваемого по этому договору имущества, в котором поименовано, в том числе здание крытой контейнерной площадки, судами сделан правильный вывод о том, что данные документы подтверждают возникновение у общества "Фирма "Автотрансэкспедитор" права собственности на спорный объект и позволяют его достоверно индивидуализировать.

Таким образом, суды верно указали на отсутствие у Управления Росреестра оснований для отказа в государственной регистрации права собственности общества "Фирма "Автотрансэкспедитор" в отношении крытой контейнерной площадки и правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются на основании вышеизложенного как основанные на неправильном толковании норм материального права с учетом обстоятельств настоящего дела.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд»

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

30.05.2014 г.

С уважением,

Булат Ахмутинов, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Наталией Зориной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль