Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств

762

Вопрос

В связи с введение в пункт 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации  абзаца: «Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта».
Просим разъяснить порядок учета денежных обязательств по государственным контрактам, которые оплачиваются получателями средств областного бюджета за счет средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства?

Ответ

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

 

Для санкционирования оплаты учреждение должно представить в Казначейство России один из документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства. Санкционирование оплаты денежных обязательств происходит путем совершения разрешительной надписи (акцепта) на заявке на кассовый расход (на получение наличных денег). Отметка ставится только в том случае, если заявка соответствует требованиям и условиям, установленным в пунктах 4, 5, 10, 12–13, подпунктах 1–9 пункта 11 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н. Подробнее об этом рассказано в рекомендации 2.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как ПБС оплачивать и отражать денежные обязательства

Оплату денежных обязательств проводите в следующем порядке:

  • денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам – в пределах доведенных бюджетных ассигнований;
  • остальных денежных обязательств – в пределах доведенных ЛБО.

Об этом сказано в пункте 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ.

В показатели принятых денежных обязательств текущего финансового года включаются:*

1) в части расчетов с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) в разрезе получателей авансовых платежей:

  • на основании данных соответствующих аналитических счетов счета 1.206.00.000 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. При этом в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 1.206.00.000 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;
  • на основании кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 1.302.00.000 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году.* При этом в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;
  • на основании дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 1.302.00.000, счета 1.304.02.000, счета 1.304.03.000 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде.

2) в части расчетов с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц):

  • на основании данных по соответствующим аналитическим счетам счета 1.208.00.000 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;
  • на основании дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 1.208.00.000 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

При этом в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 1.208.00.000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

3) в части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей):

  • на основании кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 1.303.00.000 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;
  • на основании дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 1.303.00.000 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по оплате платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

При этом в принятых денежных обязательствах текущего периода не учитывайте показатели расчетов по излишне уплаченным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 1.303.00.000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

4) в части расчетов по расходам на обслуживание долговых обязательств на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 1.301.00.000:

  • в сумме кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;
  • в сумме дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Об этом сказано в пункте 141 Инструкции № 162н

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании документов, подтверждающих их принятие.*

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отразите проводками:

Дебет КРБ.1.502.11.(в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ.1.502.12.(в разрезе КОСГУ)
– приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на текущий финансовый год;

Дебет КРБ.1.502.21.(в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ.1.502.22.(в разрезе КОСГУ)
– приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на очередной финансовый год.

Уменьшение принятых учреждением обязательств отразите способом «красное сторно».

Такой порядок установлен пунктом 141 Инструкции № 162н.

Пример отражения в бухучете принятых в текущем финансовом году бюджетных и денежных обязательств*

В январе казенное учреждение «Альфа» заключило с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» договор на поставку оборудования на сумму 580 000 руб.

Согласно утвержденной в учреждении учетной политике бюджетное обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство – в момент получения документов, подтверждающих переход права собственности на имущество.*

В день подписания договора бухгалтер «Альфы» принял к учету обязательство:

Дебет КРБ.1.501.13.310 Кредит КРБ.1.502.11.310
– 580 000 руб. – приняты обязательства текущего года на основании подписанного договора поставки.

В феврале «Мастер» поставил оборудование и передал «Альфе» товарную накладную. На основании акта приема-передачи оборудования бухгалтер «Альфы» принял к учету денежное обязательство:

Дебет КРБ.1.502.11.310 Кредит КРБ.1.502.12.310
– 580 000 руб. – приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования.

Из рекомендации «Как учесть санкционирование расходов у получателей бюджетных средств»

Наталия Гусева, руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Рекомендация: Как происходит санкционирование расходов бюджетов

Этапы санкционирования

Санкционирование расходов бюджета включает в себя следующие этапы:

Такой порядок установлен статьей 219 Бюджетного кодекса РФ.*

В соответствии с полномочиями главным распорядителем бюджетных средств составляется бюджетная роспись. Бюджетная роспись составляется по распорядителям и получателям бюджетных средств (подп. 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).

Принятие бюджетных обязательств

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах лимитов, доведенных до него в текущем финансовом году и плановом периоде. Учреждение принимает бюджетные обязательства путем заключения госконтрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами.* Об этом сказано в статье 6, пункте 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ.

Получатель бюджетных средств исполняет публичные нормативные обязательства в пределах, доведенных до него бюджетных ассигнований (п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

<…>

Основание для принятия обязательств

Учет принятых бюджетных и денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утверждается учреждением в рамках формирования учетной политики (с учетом требований по санкционированию, установленных финансовым органом).* Например, основанием для принятия бюджетных обязательств могут быть приказы руководителя о премировании в межрасчетный период по формам № Т-11 и № Т-11а, заявления на выдачу подотчетных сумм, подписанные руководителем, и т. п.

Кроме того, для получателей средств федерального бюджета перечень документов-оснований приведен в приказе Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Суммы принятых бюджетных обязательств отражайте в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064).

Такой порядок установлен пунктом 318 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 140 Инструкции № 162н,Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Санкционирование оплаты на региональном (местном) уровне

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств регионального и местного бюджетов устанавливают финансовые органы соответствующего бюджета (п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).*

Санкционирование оплаты на федеральном уровне

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Для санкционирования оплаты учреждение должно представить в Казначейство России один из документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства:*

  • накладную, акт приемки-передачи, счет-фактуру – при поставке товаров;
  • акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактуру – при выполнении работ (оказании услуг);
  • исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);
  • иные предусмотренные законодательством документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.

Об этом сказано в подпункте 16 пункта 5, пунктах 7, 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства (информацию о документе, содержащем государственную тайну), можно представить:*

  • в форме электронной копии бумажного документа, созданной путем его сканирования;
  • в форме копии электронного документа;
  • на бумажном носителе.

Электронные копии документа подтверждаются электронной подписью уполномоченного лица учреждения (например, руководителя).

Документ на бумажном носителе можно представить в Казначейство России только при отсутствии технической возможности представления его электронной копии.

Такой порядок установлен пунктом 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

При отсутствии унифицированной формы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, учреждение вправе представить документ, составленный в произвольной форме. При этом такой документ должен содержать реквизиты и показатели, которые:

  • позволяют идентифицировать принадлежность документа к соответствующему госконтракту;
  • подтверждают факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Об этом сказано в письме Казначейства России от 19 июня 2012 г. № 42-2.2.-04/31.

В некоторых случаях при санкционировании оплаты представлять документы, которые подтверждают возникновение денежного обязательства, не нужно.

Так, в Казначейство России не нужно представлять документ-основание, если он содержит сведения, которые составляют государственную тайну. В данном случае в Казначейство России подайте информацию, содержащую:

  • номер и дату заявки на кассовый расход;
  • реквизиты документа-основания и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
  • указание, что документ-основание не представлен по причине наличия в нем сведений, которые составляют государственную тайну;
  • подпись уполномоченного лица учреждения, которое имеет право первой подписи (например, руководителя).

Об этом сказано в письме Казначейства России от 19 июня 2012 г. № 42-2.2.-04/31.

Кроме того, документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, не представляйте при следующих обстоятельствах:

  • перечислении авансовых платежей по договору (госконтракту) в соответствии с его условиями;
  • оплате по договору аренды;
  • перечислении средств в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий на капвложения из федерального бюджета другим бюджетам (заключенным в рамках федеральной адресной инвестиционной программы);
  • перечислении средств в соответствии с договором, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций;
  • перечислении средств в соответствии с нормативно-правовым актом о предоставлении субсидии;
  • санкционировании оплаты по следующим документам:
    – заявке на получение наличных денег (ф. 0531802);
    – заявке на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844);
    – заявке на кассовый расход (ф. 0531801, ф. 0531851) при перечислении средств от ГРБС получателям средств федерального бюджета (средств обособленным подразделениям ПБС, не наделенным полномочиями по ведению бюджетного учета);
    – заявке на кассовый расход (ф. 0531801, ф. 0531851) при оплате по договору на оказание услуг (выполнение работ), заключенному с гражданином, который не является индивидуальным предпринимателем.

Об этом сказано в пунктах 6, 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Санкционирование оплаты денежных обязательств происходит путем совершения разрешительной надписи (акцепта) на заявке на кассовый расход (на получение наличных денег). Отметка ставится только в том случае, если заявка соответствует требованиям и условиям, установленным в пунктах 4, 5, 10, 12–13, подпунктах 1–9 пункта 11 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н. Об этом сказано в пункте 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ, пунктах 14, 15Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.*

Следует обратить внимание на такой момент. При первичном санкционировании оплаты денежных обязательств, помимо прочего, проверяются реквизиты контрагента, указанные в заявке на кассовый расход (ф. 0531801, ф. 0531851) и документе-основании. Но при оплате уже учтенного ранее обязательства банковские реквизиты Казначейством России не сверяются, поэтому учреждению целесообразно самому более внимательно проверять эти реквизиты. Такой вывод следует из положенийподпункта 7 пункта 10, подпункта 7 пункта 11 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по госконтрактам сотрудники Казначейства России дополнительно проверят на соответствие условиям данного контракта:

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ.*

Платежные документы на кассовой расход принимаются от учреждения только в пределах остатка лимитов бюджетных обязательств (подп. 5, 6 п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н).

Исполнение денежного обязательства

Денежное обязательство считается исполненным при списании денежных средств с единого счета бюджета в пользу контрагентов на основании платежных документов (п. 6 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

Наталия Гусева, руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

02.06.2014 г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Ольгой Пушечкиной,
заместителем начальника группы Горячей линии «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль