Закрытые способы закупки

1034

Вопрос

как выбрать способ размещения закупки закрытым способом на изготовление полиграфической продукции на бланки с грифом секретно, как рассчитать максимальную цену контракта, и нужно ли указывать данную закупку в плане-графике?

Ответ

Закрытые способы закупки проводятся в определенных случаях. В частности, если сведения о товарах (работах, услугах) или о федеральных нуждах, обеспечиваемых закупками, составляют государственную тайну. При этом государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и т. п. деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Уточните относится ли приобретение бланков с грифом секретно к закупкам товаров, которые составляют государственную тайну.

 

Способ определения поставщика закрытыми способами выбирается заказчиком самостоятельно. Можно провести как закрытый конкурс, так и закрытый аукцион. При этом особенностей для расчета НМЦК при закрытых закупках Законом № 44-ФЗ не установлено, а значит цена рассчитывается в том же порядке, что и при проведении открытого конкурса и аукциона в электронной форме.

Такие закупки также включаются в план-график.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .

1. Рекомендация: Как провести закрытые закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Чтобы провести закрытые закупки товаров (работ, услуг), заказчик должен сам разослать приглашения ограниченному кругу лиц. В этом случае информацию о закупках в открытом доступе размещать не нужно. Исключение предусмотрено только для извещения о закупках товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что само извещение эти сведения не содержит. Секретная информация в этом случае может быть только в документации о закупке или в проекте контракта, которые на официальном сайте не публикуются ( ч. 3 ст. 84, ч. 4 ст. 86 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Существуют четыре закрытых способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя):*

Данный перечень приведен в части 1 статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Условия проведения

Случаи применения закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены. Их можно использовать только в следующих случаях:*

  • сведения о товарах (работах, услугах), содержащиеся в документации о закупке, составляют государственную тайну;
  • сведения о федеральных нуждах, обеспечиваемых закупками, составляют государственную тайну;
  • требуется заключить контракт на приобретение услуг по страхованию, транспортировке и охране:
    – ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России;
    – музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (их копий), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, при передаче их заказчиками во временное пользование (владение) (в т. ч. в связи с проведением выставок);
  • требуется заключить контракт на приобретение услуг по уборке помещений или услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Данный перечень приведен в части 2 статьи 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При решении вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне необходимо руководствоваться положениями Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 и постановления Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 210.

Подробный перечень сведений, составляющих государственную тайну, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наделенных полномочиями распоряжаться этими сведениями, установлены Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203.

Согласование закупок

Применение закрытых способов определения поставщика необходимо согласовать с уполномоченным федеральным органом ( ч. 3 ст. 84 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так, Правительство РФ уполномочило Рособоронзаказ согласовывать закупки товаров (работ, услуг) для федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну ( п. 3 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728). Проведение закрытых закупок в остальных случаях требует согласования с ФАС России ( п. 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728). Органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок является Минэкономразвития России ( п. 1 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728). Поэтому Порядок согласования закрытых процедур определен приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537.*

<…>

Особенности проведения закрытого конкурса

Особенности, которые нужно соблюдать при проведении закрытого конкурса, наряду с общими требованиями к конкурсам определены статьей 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Они заключаются в следующем.

При закупке в форме закрытого конкурса провести процедуру вскрытия конвертов можно раньше срока, установленного в конкурсной документации. Но только при условии, что все приглашенные участники дали письменное согласие. Досрочное вскрытие конвертов не допускается, если извещение о закрытой закупке было размещено на официальном сайте ( ч. 6 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Протокол вскрытия конвертов и протокол рассмотрения и оценки заявок комиссия составляет в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у заказчика, второй не позднее рабочего дня, следующего за подписанием протокола, направляется в ФАС России (Рособоронзаказ). В тот же срок копии этих протоколов направляются всем участникам закупки. Такой порядок определен в частях 8, 9 статьи 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием и закрытого двухэтапного конкурса сообщайте о проведении закупок не менее чем за 30 дней до даты, назначенной для вскрытия конвертов с заявками. Учитывайте также порядок, установленный законодательством для предоставления и разъяснения документации о закрытых закупках, и соблюдайте условия сохранения государственной тайны. Во всем остальном порядок проведения закрытого конкурса с ограниченным участием и закрытого двухэтапного конкурса аналогичен общим требованиям:

Об этом сказано в частях 11, 15 статьи 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При этом Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ определяет особенности оформления протоколов при проведении закрытых конкурсов такого вида.

Так, протокол результатов проведения предквалификационного отбора на конкурс с ограниченным участием комиссия составляет в двух экземплярах. Один остается у заказчика, другой не позднее следующего рабочего дня с даты подписания направляется в ФАС России или Рособоронзаказ ( ч. 12 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Протокол рассмотрения и оценки заявок при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием и закрытого двухэтапного конкурса комиссия составляет в двух экземплярах.

Один экземпляр не позднее следующего рабочего дня с даты подписания направляется в ФАС России (Рособоронзаказ).

В тот же срок копии протоколов направляются всем участникам закупки. Такой порядок определен в частях 13, 16статьи 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Особенности проведения закрытого аукциона*

Участники, которые получили приглашение либо откликнулись на извещение о проведении закрытого аукциона, подают заявки в срок, который установлен документацией о закупке. Сделать это нужно в письменной форме, в запечатанных конвертах. Все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна быть заверена подписью и печатью участника. К заявке должна прикладываться опись входящих в ее состав документов ( ч. 4 ст. 88 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Требования к содержанию заявки на участие в закрытом аукционе приведены в части 2 статьи 88 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Аукционная комиссия должна рассмотреть поступившие заявки в течение 10 дней с момента вскрытия конвертов.

Свое решение по результатам рассмотрения заявок комиссия оформляет протоколом. Протокол должен содержать информацию обо всех участниках, допущенных к аукциону, и участниках, которым в допуске отказано, и обоснование всех решений. На следующий рабочий день после подписания протокола всеми членами комиссии его копия направляется в ФАС России (Рособоронзаказ). А участникам направляются уведомления о решении, принятом аукционной комиссией.

Такой порядок приведен в частях 2, 4–6 статьи 89 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Из числа членов аукционной комиссии простым большинством голосов и открытым голосованием выбирается аукционист ( ч. 5 ст. 90 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В его функции входит проведение закупки.

Непосредственно перед началом аукциона комиссия регистрирует участников и выдает им пронумерованные карточки.

Аукционист объявляет начало аукциона и предмет контракта, номер лота, начальную (максимальную) цену контракта (лота) и шаг аукциона. Он называет участников, не явившихся на аукцион, и предлагает присутствующим делать свои предложения о цене контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта снижается постепенно. Каждый раз она опускается на один шаг аукциона. Шаг аукциона составляет 5 процентов от начальной (максимальной) цены. После объявления сниженной цены участники поднимают свои карточки, показывая тем самым, что они готовы заключить контракт по этой цене.

Если после троекратного предложения о цене контракта ни один из участников не заявил о своем намерении предложить более низкую цену, аукционист обязан снизить шаг аукциона на 0,5 процента начальной цены контракта. Снижение производится до тех пор, пока шаг аукциона не снизится до 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта. Это лимит, ниже которого шаг аукциона опускаться не должен.

После того как аукционист объявит цену, уже уменьшенную на новый, пониженный шаг аукциона, участники опять поднимают карточки. При этом аукционист оглашает номер лишь того участника, который самым первым поднимает карточку.

Аукцион прекращается, если после троекратного объявления цены ни одна карточка не поднялась вверх. Тогда победителем становится участник, который последним согласился с предлагаемой ценой. При этом аукционист объявляет не только победителя, но и участника с предпоследним предложением о цене. Дело в том, что в случае отказа участника под первым номером от заключения контракта победителем станет участник под номером два.

Такая процедура установлена частями 4, 6 статьи 90 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

При проведении закрытого аукциона комиссия ведет протокол, который нужно оформить в двух экземплярах. Один остается у заказчика, другой в течение трех рабочих дней направляется победителю закупки. Кроме того, копию протокола надо направить в ФАС России (Рособоронзаказ) не позднее следующего рабочего дня с даты подписания. Об этом сказано в частях 8–9 статьи 90 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

<…>

Максим Чемерисов,

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

<…>

«Статья 21. Планы-графики

<…>

«8. Особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и совместных аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктами 3- 5 и 7 части 2 статьи 83, частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона, могут быть установлены Правительством Российской Федерации».*

<…>

§ 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1. Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями статей 85 и 86 настоящего Федерального закона информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

3. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. Срок действия решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не должен превышать девяносто календарных дней с даты его принятия до даты направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статья 85. Особенности проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса

1. Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

2. При проведении закрытого конкурса применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи.*

3. При проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в конкурсной документации или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Со дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закрытого конкурса заинтересованные в получении конкурсной документации лица подают заказчику запрос в письменной форме с приложением документов, подтверждающих соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и наличие доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. В течение трех дней с даты получения указанного запроса заказчик направляет таким лицам конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения данным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если указанная плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер указанной платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закрытом конкурсе.

4. Извещение о проведении закрытого конкурса не требуется при проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также в случаях проведения закрытого конкурса на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств, на закупку услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов. Не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и в случае проведения закрытого конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В указанных приглашениях должна содержаться информация, подлежащая включению в извещение о проведении открытого конкурса в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с конкурсной документацией всем участникам закрытого конкурса, направившим запросы на получение конкурсной документации, соответствующим предусмотренным настоящим Федеральным законом требованиям и получившим приглашения принять участие в закрытом конкурсе. Заказчик по требованию участника закрытого конкурса, которому направлено приглашение принять участие в закрытом конкурсе, обязан предоставить данному участнику конкурсную документацию в течение двух рабочих дней с даты получения указанного требования. При этом конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения этим участником платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена заказчиком и указание об этом содержится в приглашении принять участие в закрытом конкурсе. Размер такой платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии конкурсной документации.

6. Вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе может состояться ранее чем дата, указанная в конкурсной документации и приглашении принять участие в закрытом конкурсе, при наличии согласия в письменной форме на это всех участников такого конкурса, которым были направлены приглашения принять участие в нем.

7. Не позднее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе заказчик направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти перечень всех лиц, которым направлена конкурсная документация по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в таком конкурсе.

8. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем.

9. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом конкурсе составляется в двух экземплярах и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляется заказчиком в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В тот же срок копии указанного протокола направляются заказчиком участникам закрытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем.

10. Под закрытым конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом закрытого конкурса с ограниченным участием, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, и победителем такого конкурса признается его участник, прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам такого конкурса.

11. При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении конкурса с ограниченным участием и закрытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. Информация о закупке при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием сообщается участникам закупки в порядке и в сроки, которые установлены частью 3 настоящей статьи.

12. Протокол результатов проведения предквалификационного отбора с Обоснование

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×