Налогообложение предпринимательской деятельности учреждения

241

Вопрос

Как правильно рас с читать налогооблагаемую базу и рассчитать прибыль в бюджетном образовательном учреждении от приносящей доход деятельности?

Ответ

Налоговая база для исчисления налога на прибыль определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически произведенных расходов, связанных с осуществлением коммерческой деятельности. При этом учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Выбранный порядок ведения раздельного учета закрепите в учетной политике для целей налогообложения. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их поступления. Подробно о расчете налога на прибыль приведено в ответе.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

 

1. Рекомендация: Как рассчитать налог на прибыль .

Сумму налога на прибыль рассчитывайте отдельно по каждому виду операций (доходов, видов деятельности), в отношении которых установлены разные налоговые ставки (п. 2 ст. 274 НК РФ). При этом сумма налога по операциям (доходам, видам деятельности), в отношении которых предусмотрена ставка налога на прибыль 0 процентов, будет равна нулю.

Налоговая база

Чтобы рассчитать сумму налога на прибыль, определите налоговую базу (п. 1 ст. 286 НК РФ). Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года и до его окончания (п. 7 ст. 274 НК РФ). При расчете используйте формулу:

Налоговая база по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%

=

Доходы (от реализации и внереализационные) нарастающим итогом с начала года

Расходы (связанные с производством и реализацией и внереализационные) нарастающим итогом с начала года

+

Убытки по операциям, учитываемым при расчете налога на прибыль в особом порядке

Доходы, указанные в пункте 5.3 раздела V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174

Убытки прошлых лет*

Такой порядок следует из статьи 274 Налогового кодекса РФ и раздела V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

Такой порядок следует из статьи 274 Налогового кодекса РФ и раздела V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

При этом к операциям, убытки от которых учитываются при налогообложении прибыли в особом порядке, относятся:

  • операции по реализации прав на земельные участки (ст. 264.1 НК РФ);
  • операции по реализации амортизируемого имущества (п. 3 ст. 268 НК РФ);
  • операции по реализации прав требования долга (ст. 279 НК РФ);
  • операции, связанные с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ);
  • операции, связанные с деятельностью учредителей доверительного управления (ст. 276 НК РФ);
  • операции с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на рынке ценных бумаг (ст. 280 НК РФ).*

Такой перечень приведен в разделах VIII, XIII Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

Доходы и расходы по таким операциям учитываются отдельно (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Если результат расчетов получился отрицательным, налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ).

<…>

Расчет налога и авансовых платежей

Как сумму налога по ставке 20 процентов, так и сумму авансовых платежей по нему рассчитывайте отдельными суммами, перечисляемыми в:

  • федеральный бюджет;
  • региональный бюджет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Сумму авансового платежа по налогу на прибыль за отчетный период определите по формулам:

Авансовый платеж по налогу на прибыль за отчетный период, зачисляемый в федеральный бюджет

=

Налоговая база по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, за отчетный период

×

Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (2%)

Авансовый платеж по налогу на прибыль за отчетный период, зачисляемый в региональный бюджет

=

Налоговая база по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, за отчетный период

×

Ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет (18% или ниже, если это установлено региональным законодательством)

такой порядок предусмотрен положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

                     

Пример расчета налоговой базы по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20 процентов

Отчетным периодом для налога на прибыль в организации является квартал. Региональная ставка по налогу на прибыль – 18 процентов.

Доходы организации в I квартале, облагаемые по ставке 20 процентов, составили 1 200 000 руб., а расходы, связанные с получением этих доходов, – 2 000 000 руб. Таким образом, в I квартале организация получила убыток 800 000 руб. (2 000 000 руб. – 1 200 000 руб.). Налоговая база и авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал равны 0.

Доходы организации во II квартале, облагаемые по ставке 20 процентов, составили 2 500 000 руб., а расходы, связанные с получением этих доходов, – 1 000 000 руб. Следовательно, по итогам полугодия доходы и расходы организации составляют:
– доходы – 3 700 000 руб. (1 200 000 руб. + 2 500 000 руб.);
– расходы – 3 000 000 руб. (2 000 000 руб. + 1 000 000 руб.).

Налоговая база по итогам полугодия равна 700 000 руб. (3 700 000 руб. – 3 000 000 руб.). Авансовый платеж по налогу на прибыль за этот отчетный период составляет:
– в федеральный бюджет – 14 000 руб. (700 000 руб. × 2%);
– в региональный бюджет – 126 000 руб. (700 000 руб. × 18%).

По итогам года рассчитайте сумму налога на прибыль по таким формулам:

Налог на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, зачисляемый в федеральный бюджет

=

Налоговая база по налогу на прибыль за год

×

Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (2%)

Налог на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, зачисляемый в региональный бюджет

=

Налоговая база по налогу на прибыль за год

×

Ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет (18% или ниже, если это установлено региональным законодательством)*


Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

<…>

Елена Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация: Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления) .

Учреждения, которые получают средства целевого финансирования и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках указанных поступлений (абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ).

<…>

Порядок ведения раздельного учета

Методики ведения раздельного учета в законодательстве нет. Поэтому раздельный учет можно вести в любом порядке.

Так, раздельный учет можно вести с использованием кода синтетического учета «Вид финансового обеспечения (деятельности)» (18 разряд). Для этого используйте данные аналитического учета (специальные ведомости, таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.

Выбранный порядок ведения раздельного учета закрепите в учетной политике для целей налогообложения.*

<…>

Для того чтобы при расчете налога на прибыль не учитывать целевое финансирование (целевые поступления), необходимо выполнить два условия:

Об этом говорится в абзаце 1 подпункта 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

<…>

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3. Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. Расходы оплачены за счет средств от платной деятельности, но связаны с ведением как приносящей доход деятельности, так и с деятельностью на госзадании.

Нет, нельзя. При этом Минфин России допускает некоторые исключения.

По общему правилу при расчете налога на прибыль расходы учитываются при условии, что они экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, приносящей доход (п. 1 ст. 252 НК РФ). В рассматриваемой ситуации общехозяйственные (общепроизводственные) расходы относятся одновременно как к деятельности, направленной на получение дохода, так и к деятельности на госзадании. Следовательно, такие расходы не могут быть признаны экономически обоснованными (связанными непосредственно с предпринимательской деятельностью).*

Кроме того, учреждения при расчете налога на прибыль не вправе учесть даже часть таких затрат. Это связано с тем, что глава 25 Налогового кодекса РФ не предусматривает распределение доходов (расходов) между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального распределения затрат, установленный статьей 272 Налогового кодекса РФ, применяется только для распределения доходов (расходов), которые формируют налоговую базу. То есть применяется исключительно в отношении расходов, связанных с деятельностью, приносящей доход (в случае ведения видов деятельности, для которых установлены разные режимы налогообложения).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03-03-06/4/31096, от 1 октября 2012 г. № 03-05-05-01/57, от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, от 29 ноября 2011 г. № 03-03-05/118, от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/38, от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/25, от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4.

Вместе с тем, в последних разъяснениях Минфин России в двух случаях допускает возможность включения в расходы некоторых затрат, оплаченных за счет средств от приносящей доход деятельности, но связанных с деятельностью на госзадании.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на оплату коммунальных услуг и ремонт имущества, которые оплачены частично за счет субсидий и частично за счет платной деятельности. Однако уменьшать доходы на указанные расходы можно только в сумме превышения фактических расходов над суммой полученной на эти цели субсидии. Для признания расходов необходимо обосновать данные действия расчетом затрат, которые не были профинансированы из бюджета (включены в субсидию). Об этом сказано в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124.

Во-вторых, в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/4/8 Минфин России высказал мнение о том, что учреждение может учесть в составе налоговых расходов стимулирующие доплаты и надбавки вне зависимости от того, задействованы сотрудники в предпринимательской деятельности или нет. При этом должны быть выполнены следующие условия:

  • надбавки и доплаты стимулирующего характера предусмотрены трудовым договором, другим локальным нормативным актом (положением о порядке оплаты труда) (абз. 1, п. 2, п. 25 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ);
  • выплаты экономически обоснованны (т. е. связаны с трудовыми показателями), документально подтверждены и оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обратите внимание, что согласно устным комментариям сотрудников финансового ведомства применять такой подход к другим доплатам (например, компенсационным), а также к другим расходам, учреждения не вправе.

Следует отметить, что ранее Минфин России в отношении некоммерческих организаций придерживался другой позиции. В частности, в письме от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/4/17 финансовое ведомство указывало, что расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой), распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ). Такой вывод поддерживали и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. № КА-А40/2761-09, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008).

Какой из вышеизложенных позиций отдать предпочтение, учреждение должно решить самостоятельно. Однако в связи с выходом более поздних разъяснений Минфина России налоговые инспекции при проверках, скорее всего, будут руководствоваться именно ими.

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4. Статья: Формируем себестоимость. Особенности учета затрат

<…>

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат. Они делятся на прямые затраты, которые непосредственно связаны с оказанием данного вида услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

<…>

Накладные расходы

Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.*

Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

<…>

Пример

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение госзадания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также от предоставления имущества в аренду.

Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств выглядят следующим образом:

1) субсидии на выполнение государственного задания, всего – 122 300 000 руб. (в том числе, на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением – 10 200 000 руб.).

2) приносящая доход деятельность, всего – 60 000 000 руб.

общая сумма поступлений составляет 182 300 000 руб.

Далее приведем отдельные статьи расходов, подлежащие распределению при планировании финансово-хозяйственной деятельности:*

1) услуги связи – 50 000 руб.;

2) расходы на коммунальные услуги, всего – 900 000 руб.

В том числе:

– на электроэнергию – 400 000 руб.

– на тепловую энергию – 300 000 руб.

– на водопотребление и водоотведение – 200 000 руб.

Транспортный налог – 200 000 руб.

Согласно установленной методике распределения общих расходов при планировании ФХД, общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности следующим образом:*

1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату налогов на имущество и землю) равна 112 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000);

2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) составляет 172 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000 + 60 000 000);

3) доля доходов по субсидиям равна 65 процентам ((122 300 000 руб. – 10 200 000 руб.) : 172 100 000 руб. × 100);

4) доля доходов от предпринимательской деятельности составляет 35 процентов ((60 000 000 руб. : 172 100 000 руб.) × 100).

Распределение расходов для наглядности представлено в таблице 1.

В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.

Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану ФХД с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

<…>

При ведении предпринимательской деятельности и формировании доходов и расходов для целей налогообложения необходимо руководствоваться общими нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, в том числе нормами пункта 1 статьи 272. Согласно ей, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Однако указанные положения действуют только в отношении расходов, подлежащих учету для целей налогообложения прибыли организаций, и не распространяются на расходы бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.*

В.Г. Неклокова

аудитор

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 3, март 2013

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

28.04.2014 г.

С уважением,

Наталья Кузнецова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Наталией Зориной,

ведущим экспертом Горячей линии  «Система Главбух».

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль