Отражение в учете начисления и перечисления НДС при реализации имущества казны

385

Вопрос

Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения не администратора доходов начисление и перечисление НДС при реализаци и имущества казны ?

Ответ

При реализации (передаче) имущества казны обязанность уплаты налога возникает у покупателей (получателей) этого имущества на правах налоговых агентов. Такая же позиция отражена в Письме ФНС России от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11247.

 

В случае реализации имущества казны гражданам, не являющимся предпринимателями, НДС уплачивает в бюджет учреждение (орган государственной власти, орган местного самоуправления), которое реализует данное имущество. Порядок отражения приведен ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных, казенных и автономных  учреждений

1.Рекомендация: Как отразить при налогообложении операции с имуществом казны

<…>

НДС

Некоторые операции, связанные с передачей и реализацией имущества казны, не признаются объектами обложения НДС. Так, не облагаются налогом:

передача имущества казны (в т. ч. в безвозмездное пользование) некоммерческим организациям на ведение уставной деятельности (п. 1 ст. 39, подп. 1, 10 п. 2 ст. 146 НК РФ);

передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ) (подп. 4 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

При реализации (передаче) имущества казны по другим основаниям обязанность уплаты налога возникает у покупателей (получателей) этого имущества на правах налоговых агентов. Исключение – реализация (передача) имущества казны гражданам, не являющимся предпринимателями (кроме приватизации жилищного фонда, которая не является объектом налогообложения). В этом случае НДС уплачивает в бюджет учреждение (орган государственной власти, орган местного самоуправления), которое реализует данное имущество. * Такой порядок следует из абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 27 июля 2012 г. № 03-07-11/198, от 31 мая 2012 г. № 03-07-14/56, от 14 мая 2012 г. № 03-07-11/142.

<…>

Эльмира Кадырова,

заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы

2. ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11247

О порядке исчисления НДС при реализацииимуществаказны

<…>

Просим дать разъяснения по вопросам налогообложения НДС. Согласно пп.12 п.2 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".Данная норма вступает в силу с 01.04.2011 (письмо ФНС России от 28 марта 2011 года N КЕ-4-3/4782@).1. Организация в мае 2010 года выкупила арендуемое ранее муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее муниципальную казну, в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Право собственности организации на указанное имущество зарегистрировано в июне 2010 года. Согласно договору купли-продажи оплата имущества осуществляется покупателем в рассрочку сроком на 5 лет ежемесячно равными платежами с учетом НДС, не позднее 10 числа расчетного месяца с одновременной уплатой процентов. Общий размер ежемесячного платежа установлен с учетом НДС. В соответствии с п.3 ст.161 НК РФ покупатель обязан исчислить, удержать из выплачиваемых продавцу доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.Учитывая, что изменения, внесенные Законом, распространяются только на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 года, обязана ли организация по указанной сделке удерживать и перечислять в бюджет суммы НДС в качестве налогового агента с апреля 2011 года?

Имеет ли организация право представить уточненные налоговые декларации и уменьшить налоговые обязательства налогового агента за июнь 2010 года - март 2011 года?2. Индивидуальный предприниматель по договору купли-продажи от 20 декабря 2010 года выкупил арендуемое им ранее муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее муниципальную казну, в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно договору купли-продажи оплата имущества осуществляется покупателем в рассрочку сроком на 5 лет ежемесячно равными платежами с учетом НДС, не позднее 10 числа расчетного месяца с одновременной уплатой процентов, первый расчетный месяц - январь 2011 года. Индивидуальный предприниматель 14 января 2011 года представил в налоговый орган заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. В данной ситуации возникает ли у органов местного самоуправления, осуществляющих операции по реализации муниципального имущества, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость?

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБАПИСЬМО от 12 июля 2011 года N ЕД-4-3/11247

О порядке исчисления НДС при реализации имущества казны

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о порядке исчисления налога на добавленную стоимость при реализации имущества казны и сообщает следующее.Из вопроса следует, что индивидуальный предприниматель по договору купли-продажи от 20.12.2010 выкупил арендуемое им ранее муниципальное недвижимое имущество, составляющее муниципальную казну, в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Оплата имущества осуществляется покупателем в рассрочку сроком на 5 лет ежемесячно равными платежами с учетом НДС, не позднее 10 числа расчетного месяца с одновременной уплатой процентов, первый расчетный месяц - январь 2011 года. Однако индивидуальный предприниматель 14 января 2011 года представил в налоговый орган заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Согласно полученной дополнительной информации переход права собственности индивидуального предпринимателя на недвижимое имущество зарегистрирован 12.04.2011.В отношении вопроса уплаты налога на добавленную стоимость в данной конкретной ситуации необходимо исходить из следующего.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами - покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.* Поскольку в январе 2011 года индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и пункта 3 статьи 161 Кодекса обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возникает у органа местного самоуправления. При этом исчисление и уплата налога в бюджет производится органом местного самоуправления в общеустановленном порядке.

Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров

3. ПИСЬМО от 14 августа 2013 г. № 03-07-11/33075

<…>

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной методологии рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации государственного (муниципального) имущества казны физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, а также по отражению этих операций в бюджетном учете и сообщает следующее.

Пунктом 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации (передаче) на территории Российской Федерации казенного имущества, в соответствии с которым налог на добавленную стоимость уплачивают покупатели указанного имущества - организации и индивидуальные предприниматели. Данный порядок не распространяется на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Поэтому при реализации государственного (муниципального) имущества, составляющего казну, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивают органы, осуществляющие операции по реализации данного имущества.

Отражение операций по реализации государственного (муниципального) имущества казны осуществляется в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Операции по реализации государственного (муниципального) имущества казны физическим лицам, не осуществляющим функции налоговых агентов, отражаются следующими бухгалтерскими записями:*

начисление доходов от операций по реализации государственного (муниципального) имущества казны по дебету счета 1 205 21 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности" и кредиту счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами";

начисление суммы налога на добавленную стоимость отражается по дебету счета 1 401 20 290 "Прочие расходы" и кредиту счета 1 303 04 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость";

перечисление сумм налога на добавленную стоимость отражается по дебету счета 1 303 04 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость" и кредиту счета 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам".»

<…>

*   Так  выделена   часть   материала,   которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

21.04.2014г.

С уважением, Елена Иванковицер, эксперт Горячей линии  «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой  Пушечкиной, зам. начальника Горячей линии  «Система Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль