Учет полученных доходов от возмещения коммунальных услуг за проживание в общежитии

673

Вопрос

Как доказать ревизору, что полученные доходы от возмещения коммунальных услуг за проживание в общежитии являются нашими собственными доходами и мы можем ими распоряжаться по собственному усмотрению, а не перечислять непосредственно организациям поставляющим нам коммунальные услуги. Мы являемся бюджетной организацией и работаем по плану ФХД.

Ответ

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706. Однако положения Правил регулируют в основном особенности заключения договоров об оказании платных услуг, а особенностей организации и ведения бухучета соответствующих операций практически не касаются. Соответствующие подзаконные акты в настоящее время находятся в стадии разработки. Поэтому при определении состава расходов, включаемых в себестоимость платных услуг, представляется наиболее рациональным исходить из нормы части 2 статьи 101 Закона об образовании. Одним из наиболее непростых вопросов, связанных с переходом на требования нового Закона об образовании, стал вопрос об установлении платы за общежитие в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Предоставление общежития, по существу, является разновидностью платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями студентам. Потому расчет себестоимости услуги и порядок расчетов за нее должны осуществляться по общим правилам.

 

Предоставление общежития студентам является разновидностью сдачи имущества бюджетного учреждения в аренду. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется, соответственно, перечислять её организациям ,оказывающим коммунальные услуги не нужною Плата за коммунальные услуги включается в расчет себестоимости платы за общежитие и является доходом учреждения.

О боснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

1. Статья: Новое в учете образовательных учреждений

<…>

Платные услуги

Вступление в силу Закона об образовании фактически привело к расширению перечня платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями всех уровней.

Основной учетной проблемой в данной отрасли деятельности бухгалтерских служб, по нашему мнению, является проблема формирования себестоимости платных услуг и цены, по которой услуги должны реализовываться.

В частности, возникает вопрос, какие затраты должны быть включены в себестоимость услуг.

Образовательные услуги

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706. Однако положения Правил регулируют в основном особенности заключения договоров об оказании платных услуг, а особенностей организации и ведения бухучета соответствующих операций практически не касаются.

Соответствующие подзаконные акты в настоящее время находятся в стадии разработки. Поэтому при определении состава расходов, включаемых в себестоимость платных услуг, представляется наиболее рациональным исходить из нормы части 2 статьи 101 Закона об образовании. В соответствии с ней платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. То есть не подлежат включению в себестоимость платных услуг, возмещаемых за счет доходов от реализации услуг, расходы, которые являются финансовыми обязательствами соответствующего уровня бюджета. › |

› | Так, например, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ( п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).

Обеспечение госгарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами госвласти субъектов РФ. Таким образом, в себестоимость платных услуг могут быть включены только те расходы, обеспечение которых не относится к полномочиям субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Письмом Минобрнауки России и Рособрнадзора от 10 сентября 2013 г. № 01-50-377/11-555 разъяснено, что отсутствуют законные основания для взимания денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся на деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса, приобретению учебников и учебных пособий. По нашему мнению, данное разъяснение можно применять и при определении состава затрат, включаемых в себестоимость платных услуг.

Плата за общежитие

Одним из наиболее непростых вопросов, связанных с переходом на требования нового Закона об образовании, стал вопрос об установлении платы за общежитие в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Предоставление общежития, по существу, является разновидностью платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями студентам. Потому расчет себестоимости услуги и порядок расчетов за нее должны осуществляться по общим правилам.

Письмом Минобрнауки России от 2 октября 2013 г. № ВК-573/09 разъяснено, что между требованиями Закона об образовании ( ст. 39) и статьи 154 Жилищного кодекса РФ имеются определенные несоответствия. Образовательные учреждения обязаны руководствоваться нормами Закона об образовании, в связи с чем при определении размера платы за общежитие в состав затрат не включается ряд расходов. В частности, такие как поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством РФ температуру и влажность в таких помещениях, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов и т. д.

Вместе с тем письмом № ВК-573/09 разъяснен порядок определения размера платы за коммунальные услуги (за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление) – исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (индивидуальных или домовых, установленных непосредственно в общежитии).

Таким образом, при формировании себестоимости услуги по предоставлению общежития в состав затрат следует включать все расходы за исключением тех, которые перечислены в упомянутом письме № ВК-573/09. Расходы на коммунальные услуги включаются в себестоимость услуги по предоставлению общежития или возмещаются отдельно – в зависимости от условий заключенного договора найма.

Журнал «Учет в сфере образования» № 1, Январь 2014

2. Письмо Минфина России от 27.08.2012 № 03-03-06/4/88 «Об учете средств бюджетного учреждения, поступающих от арендаторов в виде возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг, в целях налогообложения прибыли организаций»

Вопрос:

Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения в соответствии с решением учредителя предоставляет в аренду помещения в здании, закрепленного за нами на праве оперативного управления.

Между нашим учреждением и арендаторами заключены договоры на возмещение коммунальных и эксплуатационных услуг.

Учреждение, будучи получателем бюджетных средств, для целей налогообложения прибыли сумму коммунальных и эксплуатационных платежей в части, приходящейся на арендатора, учитывало в зависимости от источников финансирования в составе расходов в порядке, установленном ст.321_1 НК РФ. Если расчеты осуществлялись за счет как бюджетных средств, так и средств, полученных от приносящей доход деятельности, то в соответствии с п.3 ст.321_1 НК РФ затраты учреждения на оплату коммунальных услуг относились на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только в части "внебюджетной" доли данных затрат, определенной пропорционально объему поступлений из бюджетных и внебюджетных источников.

С 2012 года Филиал является получателем субсидий на выполнение государственного задания и получает доход от приносящей доход деятельности.

В связи с вышеизложенным, просим разъяснить:

1. признаются ли доходами учреждения денежные суммы, полученные от арендаторов в качестве оплаты коммунальных и эксплуатационных услуг, если да, то доходами в составе внереализационных доходов или в составе доходов от реализации?

2. при исчислении налога на прибыль, каков порядок признания расходов (сумм, полученных учреждением в качестве возмещения стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг), на уменьшение доходов? Вправе ли учреждение при исчислении налога на прибыль отнести на расходы всю сумму, полученную учреждением в качестве возмещения стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг, так как это является компенсацией наших затрат арендаторами?


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета средств бюджетного учреждения, поступающих от арендаторов в виде возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг, в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии с положениями статей 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 Кодекса.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Кодекса.

В статье 251 Кодекса приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Что касается денежных сумм, поступающих от арендаторов в виде возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг, то такие поступления, по мнению Департамента, признаются доходами и учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Таким образом, бюджетное учреждение нового типа, получающее субсидии, вправе учесть в расходах для целей налогообложения прибыли организаций суммы коммунальных и эксплуатационных платежей, приходящиеся на сданные в аренду помещения, находящиеся в составе здания, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления.

3. Статья: Сдача в аренду площадей и возмещение «коммуналки»

* Информация ФСТ России от 15 октября 2013 года. Актуальные разъяснения чиновников и нормативные акты – в нашей еженедельной новостной рассылке.

Договор аренды

Сдача в аренду временно не используемых зданий и помещений бюджетными и автономными образовательными учреждениями – один из видов предпринимательской деятельности, направленной на получение ими собственных доходов. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вопросы сдачи в аренду зданий и помещений образовательными учреждениями не регулирует. Однако есть нюансы оформления договора и учета расходов в зависимости от типа учреждения – рассмотрим их далее.

Общие положения договора об аренде, а также нормы, регулирующие заключение договоров отдельных видов объектов аренды, установлены главой 34 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Согласно статье 609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, то независимо от срока, заключается в письменной форме.

А статьей 651 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным только с момента такой регистрации.

Напомним, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым, а также недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.

Что касается автономных учреждений, то договоры аренды имущества они заключают в рамках реализации права на самостоятельное принятие решения в отношении деятельности по оказанию платных услуг.

Необходимо иметь в виду, что в том случае, когда сделка в форме договора аренды подпадает под понятие крупной или сделки с заинтересованностью, она может быть совершена учреждением только с согласия наблюдательного совета. › |

› | Цена крупной сделки превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Уставом автономного учреждения может быть предусмотрен и меньший размер крупной сделки.

Финансовое обеспечение имущества

На практике могут вызвать затруднение вопросы содержания сдаваемого в аренду недвижимого имущества. Поэтому поговорим об этом подробнее.

Бюджетные учреждения

Финансовое обеспечение содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, не осуществляется только в случае сдачи такого имущества в аренду.

Это установлено пунктом 6 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях».

Дополнительно отметим, что в разделе 9 Комментариев (Комплексных рекомендаций) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83ФЗ, разъяснено, что расходы на содержание имущества учреждений не учитываются при определении объема субсидии на государственное (муниципальное) задание, в случае если оно сдано учреждением в аренду.

Однако сдача имущества в аренду не влечет за собой уменьшение расходов на уплату налогов на это имущество.

Расходы на содержание такого имущества могут быть учтены как в составе нормативных затрат на оказание госуслуг, применяемых при расчете объема субсидии на госзадание, так и в рамках целевой субсидии. Таким образом, в принципе, расходы на содержание имущества, передаваемого в аренду, могут быть учтены при формировании государственного или муниципального задания.

Вместе с тем в разделе 6 Комментариев отмечено, что финансовое обеспечение содержания госимущества за счет соответствующего бюджета в случае сдачи его учреждением в аренду не осуществляется только в части затрат на содержание имущества.

Таким образом, уменьшение субсидии на сумму арендной платы происходит лишь в части затрат на содержание имущества, а не в части расходов, входящих в прямые затраты.

<…>

Бухучет операций

При сдаче в аренду основных средств и бюджетными, и автономными учреждениями возникает ряд вопросов, связанных с правильной организацией бухгалтерского учета отдельных операций.

Относим суммы на статьи КОСГУ

Если договором аренды предусмотрено отдельное возмещение потребленных коммунальных услуг, то, по мнению автора, суммы полученного возмещения должны отражаться обособленно – в составе доходов от оказания платных услуг (то есть по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ). В соответствии с Указаниями, утвежденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе от аренды, относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ. Расходы по содержанию имущества отражаются по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, а затраты на коммунальные услуги – по коду 223 «Коммунальные услуги» бюджетной классификации.

Так как в статье 9.2 Закона № 7ФЗ речь идет только о расходах на содержание имущества, то в общем случае формально основания для отражения стоимости коммунальных услуг по коду финансового обеспечения «2» отсутствуют. Так как данные расходы должны учитываться в составе затрат, возмещаемых за счет средств субсидии. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. Суммы возмещения арендодателю (учреждению) расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы.

В этом случае, по мнению автора, нет оснований для отнесения коммунальных расходов (в части услуг, потребленных на обслуживание переданных в аренду площадей). То есть расходы на коммунальные услуги в данном случае учитываются по КФО «2». Доходы, полученные в виде возмещения потребленных арендатором коммунальных услуг, в данном случае из арендной платы не вычленяются и, следовательно, отражаются в составе сумм, учитываемых по коду КОСГУ 120.

Отражение на счетах

В рассматриваемом случае в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений при отражении операций по аренде помещений оформляются следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена сумма стоимости коммунальных услуг в арендованном помещении

4 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»

4 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

Отражена сумма стоимости за услуги связи, потребленные арендатором

4 401 20 221
«Расходы на услуги связи»

4 302 21 730
«Увеличение кредиторской задолженности по услугам связи»

Отражена сумма стоимости прочих работ, услуг

4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»

4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Отражена сумма арендной платы

2 205 21 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»

2 401 10 120
«Доходы от собственности»

Отражена сумма рыночной стоимости работ и услуг, которые по условиям договора оплачиваются отдельно от арендной платы

2 205 31 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»

Важно запомнить
Суммы возмещения учреждению расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы или учитываться отдельно.


Журнал «Учет в сфере образования» № 2, Февраль 2014

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

21.04.2014г.

С уважением,

Евгения Шерченкова

эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Наталией Зориной

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

___________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль