Порядок выбора способа определения поставщика в зависимости от суммы контракта

577

Вопрос

Разъясните пожалуйста пункт 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с указанным пунктом закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ). Например: МОБУ СОШ совокупный годовой объем закупок на 2014 год составляет 3800 тыс. рублей, из них 1960 тыс. руб. (более 50 %) на коммунальные расходы (тепловая энергия, электрическая энергия, услуги связи, водоотведение, водоснабжение). 50 % размера средств, предусмотренных п. 5 части 1 статьи 93 Федерального закона (возможность заключения гражданско-правовых договоров с единственными поставщиками) рас считывать от суммы совокупного годового объема (в данном случае 3800 тыс. руб.) или от суммы 1840 тыс. руб. (3800 тыс. руб. -1960 тыс. руб.)?

Ответ

Закон 44-ФЗ от 05.04.2013г. (далее - Закон)  позволяет образовательным учреждениям  производить закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тысяч рублей каждая на основании пункта 5 части 1 статьи 93. Кроме того, данные учреждения вправе производить закупки у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ (до 100 т.рублей), так как в Законе 44-ФЗ не содержится запрета для образовательных учреждений производить закупки по данному пункту.  Кроме того, эти закупки у единственного поставщика производятся по разным основаниям (пунктам статьи 93 Закона 44-ФЗ).  Аналогичные разъяснения были приведены о закупках у единственного поставщика по нормам Закона 94-ФЗ,  в настоящее время утратившего силу (письмо ФАС России от 9 февраля 2012 г. № АЦ/3704).

 

Таким образом, образовательные учреждения, перечисленные в п.5 статьи 93 Закона могут производить закупки у единственного поставщика по п.4-5 ч.1 статьи 93 Закона 44-ФЗ (5% и 50% соответственно).

Объем закупок у единственного поставщика по п.4-5 ч.1 статьи 93 Закона 44-ФЗ (5% и 50% соответственно), размер закупок путем проведения запроса котировок (10%) и у субъектов малого предпринимательства (15%) рассчитайте от величины 3 800 т. руб.

При расчете доли закупок у единственного поставщика следует учесть, что все учреждения обязаны не менее 15% от совокупного годового объема закупок произвести у субъектов малого предпринимательства, проводя конкурентные процедуры. Таким образом, в Вашей ситуации получится, что доля закупок у единственного поставщика составит менее 50%(100%-50% коммуналка-15% закупки у СМП), что не является нарушением.

В разъяснениях сотрудники Минэкономразвития РФ отвечают, что в совокупный годовой объем закупок 2014 года (от которого, в том числе будет рассчитываться пятипроцентный объем закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб., объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, десятипроцентный объем закупок путем проведения запросов котировок) должны включаться все закупки, на осуществление которых будут заключены контракты в течение 2014 года. То есть нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год, за вычетом средств, которые пойдут на оплату ранее заключенных (до 1.01.2014) контрактов.

Пример определения доли закупок у СМП приведен в рекомендации 4. Аналогично ему Вы можете рассчитать и 5% закупок у единственного поставщика, учитывая разъяснения Минэкономразвития РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Справочник: Порядок выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в зависимости от суммы контракта

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Сумма контракта

Основание

До 100 тыс. руб.

До 200 тыс. руб.

До 400 тыс. руб.

До 500
тыс. руб.

500 тыс. – 1 млн руб.

Свыше 1 млн руб.

Запрос котировок

+1

+1

+1

+1

–/+2

–/+2

Ч. 2 ст. 72, ст. 75, ч. 1 ст. 76, ч. 1 ст. 82, ч. 15 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

+3

–/+4

–/+5

–/+6

–/+6

–/+6

Ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Конкурс

+

+

+

+

+

+

Ст. 48 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Аукцион в электронной форме

+

+

+

+

+

+

Ст. 59 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Запрос предложений7

+

+4

+

+

+

+

Ч. 2 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

               


1 Совокупный объем закупок путем проведения запроса котировок не должен превышать 10 процентов от всего объема закупок на год, но не более чем 100 млн руб. в год* (ч. 2 ст. 72 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

2 Запрос котировок можно провести независимо от суммы контракта, если заказчик проводит закупку товаров (работ, услуг):

  • для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (ст. 75 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • для оказания скорой (в т. ч. специализированной) медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, лекарственных средств, топлива, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (ч. 1 ст. 76 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. № 1765-р. При этом проводится предварительный отбор участников, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в короткий срок без предоплаты и (или) с отсрочкой платежа могут поставить необходимые товары, выполнить работы или оказать услуги. Если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах (работах, услугах), которые не предусмотрены вышеуказанным перечнем, а применение других способов определения исполнителей из-за затрат времени нецелесообразно, закупку можно осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Об этом сказано в частях 1, 3 статьи 80, части 1 статьи 82 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
  • на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства федерального (краевого, муниципального) значения, относящихся к олимпийским объектам федерального значения (в соответствии с Законом от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ), а также на выполнение проектных, изыскательских работ в отношении таких объектов (ч. 15 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • на выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов (жилых домов блокированной застройки, многоквартирных домов), жилые помещения в которых предназначены для предоставления гражданам взамен земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов (ч. 15 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

3 Совокупный объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не должен превышать 5 процентов от всего объема закупок на год, но не более 50 млн руб. в год.* Данные ограничения не распространяются на закупку товаров (работ, услуг) для нужд сельских поселений. Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

4 На сумму, не превышающую 20 тыс. руб., заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком на поставки лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Объем закупаемых лекарств не должен превышать объем, необходимый пациенту в течение срока для закупки лекарств путем проведения запроса предложений. Об этом сказано в пункте 28 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

5 Закупку у единственного поставщика на сумму не более 400 000 руб. вправе проводить заказчики, перечисленные в пункте 5части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. При этом совокупный объем таких закупок не должен превышать 50 процентов от всего объема закупок на год, но не более 25 млн руб. в год. Об этом сказано в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

6 Заказчик вправе проводить закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) независимо от суммы контракта в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ (кроме случаев заключения контракта, предусмотренных п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

7 Заказчик вправе проводить закупку путем запроса предложений вне зависимости от суммы контракта в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

2. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Планирование закупок

Для проведения закупок заказчик должен предварительно составить и разместить план-график на очередной финансовый год.

Внимание: планы-графики на 2014 и 2015 годы размещайте по правилам, действовавшим до вступления в силу закона о контрактной системе, с учетом особенностей, установленных на переходный период (ч. 2 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). По новым правилам, кроме плана-графика закупок, нужно будет составлять отдельный план закупок.

В 2014 и 2015 годах применяйте форму плана-графика, которая утверждена приложением 2 к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20н. При этом заполнять данную форму необходимо в соответствии с требованиями совместного приказа данных ведомств от 20 сентября 2013 г. № 544/18н.*

План-график должен содержать перечень товаров (работ, услуг), планируемых к закупке в течение календарного года (п. 4–5приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н).* При этом сведения о товарах (работах, услугах), закупки которых начинаются в конце текущего года и заканчиваются в следующем году, включайте в план-график текущего года. Например, в план-график 2014 года должна быть включена информация о закупках, которые начинаются в декабре 2014 года, а заканчиваются в 2015 году. А также о закупках, которые проведены в декабре 2014 года для нужд 2015 года. Это следует из положений письма Минэкономразвития России от 22 марта 2013 г. № Д28И-320. Несмотря на то что письмо основано на нормах утратившего силу Закона о госзакупках № 94-ФЗ, приведенные в нем разъяснения можно применять и сейчас.

Утвержденный план-график разместите на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru.

<…>

Способы определения поставщиков

В общих случаях заказчик определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами* (ч. 2 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

К конкурентным способам относятся:

Также допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Но сделать это можно только в случаях, установленных статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в частности:

  • при закупке товара (работы, услуги), который относится к сфере деятельности естественных монополий (в соответствии сЗаконом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ): железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электро- и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение и т. д.;
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. При этом такие закупки не должны превышать 5 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 50 млн руб. в год.* Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При расчете совокупного объема нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год, и вычесть суммы контрактов (договоров), которые были заключены до 1 января 2014 г. по правилам, но подлежат исполнению в текущем году. При этом в совокупном объеме не нужно учитывать средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212,213). Такого мнения придерживаются сотрудники контролирующих ведомств в частных разъяснениях;*
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб. Такие закупки могут проводить учреждения культуры (в т. ч. зоопарки, парки, театры, музеи, цирки), образовательные учреждения. При проведении закупок нужно соблюдать установленные ограничения: закупки не должны превышать 50 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 20 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). О том, как рассчитывать совокупный объем закупок без плана-графика, см. выше;
  • заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся обеспечение проезда к месту командировки (проведения мероприятий) и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;*
  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг.

При проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Для этого составьте отчет. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3. ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539

О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

<…>

«По вопросам 4, 5 отмечаем.

Следует отметить, что понятие «совокупный годовой объем закупок» в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, определяется как объем закупок заказчика, предусмотренный планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, не превышающую сто тысяч рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, в случае заключения в 2013 году заказчиком договора, финансируемого из бюджетных лимитов 2014 года, заказчик не учитывает сумму данного договора при расчете совокупного объема плана-графика закупок на 2014 год.

При расчете совокупного объема закупок заказчик использует планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.»

<…>

4.Рекомендация: Кто может участвовать в проведении закупок

<…>

Участие субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций

Заказчики обязаны проводить закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций, занятых определенными видами деятельности (п. 1 ст. 31.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), и у субъектов малого предпринимательства. Законодательством установлено, что такие закупки должны составлять не менее 15 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком.

В 15-процентной норме учитываются закупки, в которых субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации:

  • напрямую участвуют в закупках. Поставщик в данном случае должен быть определен конкурентным способом.* Начальная (максимальная) цена контракта при проведении таких закупок не может превышать 20 млн руб. (ч. 1 ст. 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • участвуют в закупках в качестве субподрядчиков или соисполнителей. В данном случае заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) должен установить в извещении об осуществлении закупки требование к кандидатам о привлечении к исполнению контракта таких субподрядчиков или соисполнителей (ч. 5 ст. 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Заказчики имеют право не соблюдать требование о норме закупок только в следующих случаях:

  • закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд обороны и безопасности государства;
  • закупка Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием услуг по предоставлению кредитов;
  • закупка товаров (работ, услуг) у субъектов естественных монополий;
  • закупка работ в области использования атомной энергии.

Такой порядок установлен частями 1–2 статьи 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

<…>

Пример определения нормы закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций*

В 2015 году учреждение планирует заключение контрактов:

  • на приобретение легковых автомобилей (2 000 000 руб.);
  • на приобретение компьютеров (600 000 руб.);
  • на благоустройство территории учреждения (1 000 000 руб.);
  • на проведение текущего ремонта (700 000 руб.);
  • на техническое обслуживание оргтехники, компьютеров (800 000 руб.).

В целях соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрактный управляющий рассчитал минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Минимальный объем закупок составил:

((2 000 000 руб. + 600 000 руб. + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + 800 000 руб.) × 15%) = 765 000 руб.

В 2015 году нормативный объем закупок у таких поставщиков должен быть не менее 765 000 руб.

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

16.04.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль