Участие физического лица в определении поставщика по контракту

230

Вопрос

Может ли физ. лицо участвовать в аукционе или запросе котировок и должны ли входить налоги, которые организация уплачивает с физ. лиц (подоходный налог, ЕСН) в цену контракта

Ответ

Участвовать в определении поставщика (исполнителя, подрядчика) могут организации и граждане (в том числе и в аукционе, в запросе котировок).

 

При этом необходимо пройти аккредитацию на электронной площадке, необходимой для участия в электронном аукционе.

Сумму НДФЛ нужно учесть в цене контракта и удержать в момент оплаты гражданину. Страховые взносы в цену контракта не включайте.

Согласно положениям закона о контрактной системе, если учреждение заключает контракт с гражданином, его вознаграждение нужно уменьшить на сумму налоговых платежей. Таким образом, НДФЛ в цену контракта включается, но удерживается из дохода гражданина при выплате ему вознаграждения. Применять данное правило в отношении страховых взносов нельзя, так как они не являются налогами (не регулируются НК РФ).

В части страховых взносов при заключении контракта с гражданином, который не является предпринимателем и не занимается частной практикой, в документации о проведении закупки целесообразно прописать следующие условия: цена, предложенная гражданином – участником закупки, должна включать в себя общую сумму расходов по контракту (т. е. вознаграждение и страховые взносы). В противном случае, если в документации установлено требование указывать цену без учета страховых взносов, заказчик должен самостоятельно увеличить предложенную цену на их сумму. Связано это с тем, что при заключении с гражданином контракта на выполнение работ (оказание услуг), помимо выплаты вознаграждения по нему, у учреждения возникает обязанность уплаты страховых взносов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух » версия для бюджетных , казенных и автономных учреждений

1. Рекомендация:Кто может участвовать в проведении закупок

Закупка товаров (работ, услуг) начинается с определения поставщика, исполнителя или подрядчика (п. 3 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Поставщик (исполнитель, подрядчик)

Участвовать в определении поставщика (исполнителя, подрядчика) могут организации и граждане, включая индивидуальных предпринимателей и иностранные компании.

Требования к участникам закупки установлены статьей 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.* Эти требования подразделяются на единые и дополнительные. При этом часть единых требований комиссия должна проверить обязательно, а часть комиссия будет проверять, если сочтет нужным (ч. 8 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Обязательной проверке комиссии подлежат следующие единые требования:*

  • наличие прав у участника на ведение деятельности по реализации предмета закупки;
  • наличие прав на заключение контракта.

Об этом сказано в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Обязательной проверки комиссии требуют и дополнительные требования, которые в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ Правительство РФ может предъявлять к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • оборудования и других материальных ресурсов;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Если Правительство РФ установит дополнительные требования, то заказчик обязан извещать о них участников закупки, а комиссия должна проверять соответствие участников этим требованиям (ч. 4 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Например, проект постановления Правительства РФ от 18 октября 2013 г. предусматривает, что заказчик должен выдвинуть дополнительное требование, если сумма контракта на строительные работы превышает 50 млн руб. В этом случае участники закупки обязаны документально подтверждать, что за последние пять лет они выполняли аналогичные работы на сумму не менее 25 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (подтверждением может быть копия акта приемки объекта капитального строительства).

Комиссия вправе проверять соответствие участника закупки другим единым требованиям, предусмотренным законодательством, таким как отсутствие:

  • решения о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решения о приостановлении деятельности участника;
  • недоимки по налогам;
  • судимости за преступления в сфере экономики у руководителя или главного бухгалтера участника закупки;
  • конфликта интересов.

Полный перечень требований приведен в части 8 статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 1.1 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Внимание: в течение двух лет после вступления в силу Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ одновременно будут действовать старый и новый реестры недобросовестных поставщиков.

Старый реестр, сформированный в соответствии с законодательством о размещении заказов, в 2014–2015 гг. нужно вести, чтобы исключать из него информацию о недобросовестных поставщиках.

Новый реестр будет вести ФАС России в соответствии с требованиями статьи 104 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В течение двух лет со дня вступления в силу Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ заказчик вправе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливать требование об отсутствии сведений в старом реестре (ч. 21 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Требования к участникам закупки (как единые, так и дополнительные) заказчик обязан указывать в извещении и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если участник закупки не соответствует этим требованиям или предоставил недостоверную информацию о себе, то заказчик (закупочная комиссия) имеет право в любой момент отстранить его от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик может даже отказаться от заключения контракта, если такой участник станет победителем (ч. 9 ст. 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Если все же контракт будет заключен, то заказчик обязан будет принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 15 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Участником закупки не может быть специализированная организация, которую заказчик привлекал для подготовки закупки, то есть для разработки конкурсной документации, размещения извещений, направления приглашений и т. п. (ч. 5 ст. 40 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

При определении поставщика заказчик обязан предоставлять преимущества:

Данный перечень приведен в части 4 статьи 27 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Информацию о предоставляемом преимуществе заказчик должен указывать в извещении и документации о закупке.

Участвовать в определении поставщика кандидаты могут как лично, так и через своих представителей. Полномочия представителя нужно подтвердить доверенностью, оформленной по всем правилам законодательства. Это следует из части 3 статьи 27 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Порядок участия кандидатов в определении поставщиков различными способами подробно рассмотрен в рекомендациях:

<…>

Максим Чемерисов,

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Рекомендация: Как провести аукцион в электронной форме

<…>

Аккредитация участников закупки

Для прохождения аккредитации, необходимой для участия в электронном аукционе, участник закупки представляет оператору электронной площадки следующие документы и сведения:*

  • заявление участника об аккредитации на электронной площадке;
  • копии выписки из ЕГРЮЛ (для юридических лиц) или из ЕГРИП (для предпринимателей), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением об аккредитации;
  • копии учредительных документов участника закупки (либо паспорта, если участником является гражданин);
  • копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени учреждения (например, решение о назначении руководителя либо доверенность);
  • ИНН участника закупки;
  • решение об одобрении сделки, которая будет совершена по результатам аукциона (в том случае, если согласно учредительным документам участник не имеет права заключать сделку без этого решения).

Полный перечень документов и сведений, которые должны быть представлены для получения аккредитации, установлен частью 2статьи 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Требовать какие-либо дополнительные документы или сведения не допускается (ч. 3 ст. 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В течение пяти рабочих дней с момента поступления необходимых документов и сведений оператор электронной площадки обязан:

  • принять решение об аккредитации или об отказе в аккредитации участника закупки;
  • направить участнику уведомление о принятом решении.

Об этом сказано в части 4 статьи 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В случае принятия положительного решения оператор электронной площадки должен указать в уведомлении информацию о реквизитах счета, который предназначен для перечисления участником обеспечения заявки на участие в аукционе (ч. 9 ст. 44, ч. 5 ст. 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Оператор электронной площадки должен отказать участнику электронного аукциона в аккредитации, если он не представит необходимые документы и сведения или представит документы, не соответствующие требованиям. Отказ в аккредитации по другим основаниям не допускается. В случае отказа оператор электронной площадки должен указать в уведомлении причины своего решения. После устранения указанных причин участник вправе вновь представить документы для получения аккредитации. Об этом сказано в частях 6–8 статьи 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Участники закупки, которые получили аккредитацию и предоставили обеспечение заявки, могут участвовать во всех аукционах на данной электронной площадке в течение трех лет (ч. 5, 9, 13 ст. 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В случае изменения информации об участнике (в т. ч. замены или прекращения действия усиленной электронной подписи) он незамедлительно должен направить оператору электронной площадки новые данные. Оператор в течение часа обязан разместить обновленные сведения на электронной площадке (ч. 11–12 ст. 61 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов,

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3. Ситуация: Нужно ли в цену контракта включать налоги и страховые взносы, начисленные на вознаграждение исполнителя. Исполнитель по контракту – гражданин, который не является индивидуальным предпринимателем и не занимается частной практикой. Контракт заключен на выполнение работ (оказание услуг)

Сумму НДФЛ нужно учесть в цене контракта и удержать в момент оплаты гражданину. Страховые взносы в цену контракта не включайте.* Объясняется это так.

Начальную (максимальную) цену контракта определяет заказчик (ч. 1 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В отношении НДФЛ действует следующее правило. Согласно положениям закона о контрактной системе, если учреждение заключает контракт с гражданином, его вознаграждение нужно уменьшить на сумму налоговых платежей (ч. 13 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Таким образом, НДФЛ в цену контракта включается, но удерживается из дохода гражданина при выплате ему вознаграждения (ст. 226 НК РФ). Применять данное правило в отношении страховых взносов нельзя, так как они не являются налогами (не регулируются НК РФ).*

В части страховых взносов при заключении контракта с гражданином, который не является предпринимателем и не занимается частной практикой, в документации о проведении закупки целесообразно прописать следующие условия: цена, предложенная гражданином – участником закупки, должна включать в себя общую сумму расходов по контракту (т. е. вознаграждение и страховые взносы). В противном случае, если в документации установлено требование указывать цену без учета страховых взносов, заказчик должен самостоятельно увеличить предложенную цену на их сумму. Связано это с тем, что при заключении с гражданином контракта на выполнение работ (оказание услуг), помимо выплаты вознаграждения по нему, у учреждения возникает обязанность уплаты страховых взносов. Данные расходы фактически приводят к увеличению затрат учреждения на получение конкретной услуги (работы). Поэтому такие затраты нужно учитывать при сопоставлении предложенной гражданином цены с ценами других участников, а также при расчете цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (100 000 и 400 000 руб.).*

При заключении контракта с гражданином – победителем закупки в первом случае (т. е. когда участник в цену уже включил страховые взносы) в контракте в качестве вознаграждения укажите цену за минусом страховых взносов. Объясняется это тем, что базой для начисления взносов является сумма вознаграждения, указанная в контракте. Если ценой контракта оставить общие затраты, то учреждение должно будет:

1) начислить страховые взносы на эту сумму;
2) выплатить исполнителю всю сумму как вознаграждение.

Во втором случае (когда участник в заявке указывает цену без учета страховых взносов) в контракте укажите предложенную участником цену.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Цена в контракте ставится без учета страховых взносов. НДФЛ нужно удержать у гражданина в момент перечисления денег. При этом в цене контракта НДФЛ должен учитываться.

Например, по условиям документации участник в поданной заявке должен указать общие затраты по контракту (т. е. сумму вознаграждения и страховых взносов). Гражданином была предложена цена в 127 100 руб. (100 000 руб. вознаграждение + 27 100 руб. страховые взносы (100 000 руб. × 22% (ПФР) + 5,1% (ФФОМС)). Данная цена использовалась заказчиком для сопоставления заявки гражданина с другими заявками. По итогам проведения закупки гражданин признан победителем. В заключенном контракте указывается цена 100 000 руб. (т. е. без учета страховых взносов). При расчете гражданину будет выплачено 87 000 руб., а 13 000 руб. НДФЛ заказчик удержал и перечислил в бюджет.

Главбух советует: чтобы исключить разногласия с проверяющими, в контракте, заключенном с гражданином, справочно укажите, сколько ему будет выплачено на руки, какая сумма НДФЛ и страховых взносов будет перечислена в бюджет. Связано это с тем, что отсутствие в контракте информации о таких платежах некоторые проверяющие трактуют как нарушение.*

Из рекомендации «Как заключить контракт по итогам определения поставщика»

Максим Чемерисов,

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

11.04.2014г.

С уважением, Булат Ахмутинов

эксперт Горячей линии БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Наталией Зориной, ведущим экспертом Горячей линии БСС «Система Главбух»

_________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль