Единая контрактная служба для подведомственных учреждений

468

Вопрос

Централизованная бухгалтерия имеет 8 подведомственных учреждений, хотят создать единую контрактную службу для подведомственных учреждений, какова процедура создания данной службы, в частности как назначить контрактного управляющего?

Ответ

В зависимости от объема закупок следует либо создать контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего. Для этого необходим соответствующий приказ руководителя. В отношении контрактной службы дополнительно следует разработать регламент или положение. Задачи контрактной службы, контрактного управляющего заключаются в обеспечении всех действий заказчика, начиная с планирования закупок и завершая исполнением обязательств по контракту.

Также нужно разработать (дополнить) должностные инструкции сотрудников, ответственных за проведение закупок и закрепить в трудовых договорах их дополнительные обязанности.

Помимо контрактной службы (управляющего) заказчик должен создать комиссию по проведению закупок. Такая комиссия определяет поставщиков при конкурентных способах закупки. То есть, ее функции (в отличие от контрактной службы или управляющего) реализуются только в процессе закупки. На практике учреждения создают единую комиссию. Однако можно создавать комиссию непосредственно перед каждой закупкой (конкурсную, аукционную, котировочную и т.д.).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных учреждений

1.Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Контрактная служба

Если годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создайте контрактную службу.* При этом в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика, а исходя из всех средств на закупки, выделенные на год (без учета средств на договоры, заключенные до 2014 года).

До 31 марта 2014 года учреждения вправе создавать контрактную службу, а с 1 апреля 2014 года это обязанность.

Выделять специальное подразделение для контрактной службы не обязательно.

Об этом сказано в части 1 статьи 38, частях 3, 28 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Возможны два варианта создания контрактной службы:

1) формирование нового структурного подразделения или возложение функций и полномочий на подразделение, которое выполняет функции снабжения;

2) создание сводной (нештатной) службы из сотрудников различных структурных подразделений.

Необходимо разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе. Для этого руководствуйтесь типовым положением (регламентом), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 (ч. 3 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если годовой объем закупок не превышает 100 млн руб. и контрактная служба отсутствует, то назначьте контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

Внимание: сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом до 2017 года данным специалистам будет достаточно образования, которое было получено ими в период действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Такой вывод следует из части 23 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Следует отметить, что, по мнению Минэкономразвития России, не только контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы, но и другие сотрудники, у которых в должностных инструкциях (регламентах) предусмотрены обязанности в сфере закупок, должны получить профессиональное образование в данной сфере. Например, члены комиссии по закупкам.

Более того, Минэкономразвития России советует организовать повышение квалификации членов комиссии по проведению закупок своевременно и оперативно.

Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. № Д28и-1070.

Задачи контрактной службы, контрактного управляющего заключаются в обеспечении всех действий заказчика, начиная с планирования закупок и завершая исполнением обязательств по контракту. Перечень основных функций и полномочий приведен в части 4 статьи 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Данный перечень является открытым, поэтому заказчик вправе определить дополнительные функции и полномочия исходя из области применения Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2.Статья: Создаем контрактную службу

<…>

Готовим регламент службы

На контрактную службу (управляющего) в силу пункта 4 статьи 38 Закона о контрактной системе возлагаются, в частности, следующие функции:

  • разработка планов закупок и плана-графика, размещение их в ЕИС;
  • проведение закупок, в том числе заключение контрактов;
  • участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подготовка материалов для выполнения претензионной работы;
  • организация консультаций с поставщиками с целью определения состояния конкурентной среды, определения наилучших решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд и другие функции и полномочия.

Согласно пункту 3 статьи 38 Закона о контрактной системе, контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Можно воспользоваться положениями проекта типового регламента, разработанного Минэкономразвития России, для предварительной подготовки собственного регламента.*

<…>

Если решено не увеличивать штатное расписание

Один из возможных путей решения проблемы формирования контрактной службы в условиях дефицита кадров – определить ответственными за закупки действующих работников учреждения. В этом случае следует издать соответствующий приказ.*

Дополнительные обязанности для сотрудников

Нужно отразить в должностных инструкциях и закрепить в трудовых договорах дополнительные обязанности.

Статья 74 Трудового кодекса РФ регламентирует изменение условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.*

В случае когда по организационным и технологическим причинам условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

<…>

Н.С. Насиров, методолог ЦБУ Интеркомп

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 11, ноябрь 2013

3.Рекомендация: Как создать комиссию по проведению закупок

<…>

До начала проведения закупки заказчик должен принять решение о создании комиссии, определить ее состав, порядок работы и назначить председателя. Создавать комиссию не нужно только при проведении закупки у единственного поставщика или подрядчика.

Для определения поставщиков конкурентными способами заказчик может создать одну или несколько следующих комиссий:

  • конкурсную;
  • аукционную;
  • котировочную;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Также заказчик может создать единую комиссию по проведению закупок, которая объединит функции всех вышеуказанных комиссий.*

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Функции

Комиссия любого типа должна:

  • принимать и рассматривать заявки на участие в конкурсе (аукционе), запросе котировок и запросе предложений;
  • определять победителя (будущего поставщика);
  • отклонять заявки, которые поданы на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), если их содержание не соответствует установленным требованиям;
  • оформлять протоколы на каждом этапе определения поставщика.*

Об этом сказано в части 3 статьи 39, статье 52, частях 3, 5 статьи 53, частях 3, 6 статьи 67, частях 7–8 статьи 78, частях 10, 16 статьи 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, каждая из комиссий (конкурсная, аукционная, котировочная, по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений) выполняет свои специфические функции, связанные с особенностями способов определения поставщика. Перечень функций, осуществляемых комиссией в рамках каждого способа, приведен в таблице. При этом единая комиссия может выполнять любые функции в зависимости от того, каким способом в каждом конкретном случае определяется поставщик (ч. 3 ст. 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Состав

В составе конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек. В котировочной комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений – не менее трех человек. Требования к количеству членов комиссий определены частью 3 статьи 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

В комиссию включайте преимущественно лиц, которые прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями о предмете закупки (ч. 5 ст. 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Данная норма означает, что такие специалисты должны составлять в комиссии большинство (письмо Минэкономразвития России от 6 сентября 2013 г. № Д28и-1030).

Членами комиссии по проведению закупок не могут быть лица, которые:

  • привлечены в качестве экспертов для определения поставщика;
  • подали заявки и претендуют на статус поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • состоят в штате организаций, подавших заявки;
  • могут быть подвержены влиянию со стороны участников закупки (в т. ч. акционеры, члены правления, кредиторы организаций – участников закупки);
  • состоят в браке с руководителем участника закупки или являются его близкими родственниками (родителями, детьми, дедушками, бабушками и внуками, полнородными или неполнородными братьями и сестрами);
  • являются усыновителями руководителя участника закупки или усыновлены им;
  • осуществляют контроль в сфере закупок (должностные лица контрольного органа в сфере закупок).

Если в комиссию все-таки попадут такие лица, заказчик (уполномоченный орган), который принял решение о создании комиссии, обязан их заменить.

Такой порядок установлен частью 6 статьи 39 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

27.03.2014г.

С уважением,

Людмила Рябинина, эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль