Оплата пени и штрафа с субсидии на выполнение гос. задания

1773

Вопрос

Мы являемся бюджетным учреждением, финансируемые за счет получения субсидии на выполнение гос. задания, предпринимательской деятельности не имеем, в программе ОМС не работаем. По результатам проверки ПФРФ и ФСС нам были начислены штрафы и пеня, которые мы оплатили по КОСГУ 290. Финансовая проверка КРУ нам указала что это является неэффективным расходованием бюджетных средств . Можем ли мы оплачивать пеня и штрафы с субсидии на выполнение гос. задания, не имея иные доходы.

Ответ

Размер субсидии на выполнение госзадания рассчитывается, в частности, на основании нормативных затрат на оказание госуслуг. При этом учитываются нормативные затраты: непосредственно связанные с оказанием услуги, на общехозяйственные нужды. Состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды приведен в пункте 18 Методических рекомендаций, утвержденных совместным приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 137н и Минэкономразвития России № 527. При этом состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды является открытым.

 

К признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения. В данном случае результат финансовой проверки эффективности расходования средств правомерен.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для бюджетных, казенных и автономных  учреждений

1.Рекомендация: Можно ли за счет субсидий, выделенных бюджетному или автономному учреждению на выполнение госзадания, оплатить услуги банков по выпуску и обслуживанию зарплатных карт сотрудникам

<…>

Запрет на направление средств субсидии на оплату услуг банков по выпуску и обслуживанию зарплатных карт сотрудникам действующим законодательством не установлен.

По общему правилу бюджетные субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг предоставляются бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (ч. 2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Для региональных и муниципальных учреждений порядок формирования задания и порядок его финансового обеспечения устанавливает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) (п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 5 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Для федеральных учреждений порядок формирования госзадания установлен:

в отношении федеральных бюджетных учреждений – постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 (п. 7 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671);

в отношении федеральных автономных учреждений – постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182 (ч. 5 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182).

Размер субсидии на выполнение госзадания рассчитывается, в частности, на основании нормативных затрат на оказание госуслуг. При этом учитываются нормативные затраты:

непосредственно связанные с оказанием услуги;

на общехозяйственные нужды.*

Об этом сказано в пунктах 10 и 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671, пункте 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182, пункте 16 Методических рекомендаций, утвержденных совместным приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 137н и Минэкономразвития России № 527.

Состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды приведен в пункте 18 Методических рекомендаций, утвержденных совместным приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 137н и Минэкономразвития России № 527.* К ним можно отнести затраты на оплату труда, услуги связи, коммунальные услуги. При этом состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды является открытым.* Поэтому при расчете субсидии учредитель также может отнести к таким затратам услуги банков по выпуску и обслуживанию зарплатных карт.

Вместе с тем, бюджетные и автономные учреждения не обязаны при планировании расходов строго соблюдать нормативы, которые использовал учредитель для расчета размера субсидии. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение госзадания. Кроме того, учреждение вправе оплатить услуги банков за счет экономии средств субсидий, полученных на выполнение госзадания (путем перераспределения средств на иные выплаты). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132, от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2703.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при оплате услуг банков по выпуску и обслуживанию зарплатных карт за счет субсидий нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

<…>

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

2.Рекомендация:  Как проверить эффективность использования бюджетныхсредств

<…>

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок (ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы (ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Важно учитывать, что и Росфиннадзор неприменение процедур закупок, которое привело к ущербу для заказчика, рассматривает как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств (письмо Росфиннадзора от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813).

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что Росфиннадзор старается обобщать опыт и классифицировать выявляемые нарушения в своих внутренних документах. Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят следующие действия*:

нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;

приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);

приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;

расходование средств без результата;

расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;

оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;*

неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;

непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;

приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).*

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 и определение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

В настоящий момент органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому они зачастую используют методологию аудита, разработанную органами внешнего финансового контроля (Счетной палатой РФ).

Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ (протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)), устанавливает, что эффективность должна оцениваться по трем основным параметрам:

экономичность;

продуктивность;

результативность.

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института

методологии и организации внутреннего контроля

в государственном секторе, государственный

советник РФ 2-го класса, к. э. н.

*   Так  выделена   часть   материала,   которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

21.03.2014г.

С уважением, Елена Иванковицер, эксперт Горячей линии  «Система Главбух»

Ответ утвержден Наталией Зориной, ведущим экспертом Горячей линии БСС «Система Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль