Заключение госконтрактов на срок превышающий финансовый год

939

Вопрос

Если главным распорядителем доведены лимиты на 2015 и 2016гг. (данные лимиты выделены не по целевым программам), можно ли заключать контракты, срок действия которых заканчивается в 2016г. и как учитывать суммы в общем совокупном объеме закупок на соответствующие годы?

Ответ

Да, вправе, при условии что учреждению доведены ЛБО не только на текущий год, но и на плановый период. По общему правилу получатели бюджетных (ПБС) вправе заключать госконтракты (договоры) в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) (п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

 

При расчете совокупного объема нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год, и вычесть суммы контрактов (договоров), которые были заключены до 1 января 2014 г. по правилам, но подлежат исполнению в текущем году. При этом в совокупном объеме не нужно учитывать средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212, 213). Такого мнения придерживаются сотрудники контролирующих ведомств в частных разъяснениях.

При заполнении плана-графика нужно учитывать, что если период проведения закупки товаров превышает срок, на который утверждается план-график, в столбце 8 через символ «/» также указывается количество товара, планируемого к поставке в текущем году исполнения контракта, в столбце 9 через символ «/» также указывается размер выплат в текущем году исполнения контракта.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Вправе ли казенное учреждение (другие получатели бюджетных средств) заключать госконтракты и договоры на срок, превышающий финансовый год

Да, вправе, при условии что учреждению доведены ЛБО не только на текущий год, но и на плановый период.* Кроме того, есть ряд исключений, позволяющих заключать контракты и на более длительный срок.

По общему правилу получатели бюджетных средств (ПБС) вправе заключать госконтракты (договоры) в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) ( п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

Порядок доведения ЛБО зависит от уровня бюджета. Так, на федеральном и региональном уровнях законы о бюджете утверждаются сроком на три года (на текущий год и плановый период). А бюджеты муниципальных районов и городских округов могут быть утверждены либо на один год, либо на три. Это следует из пунктов 3–4 статьи 169 Бюджетного кодекса РФ.

Соответственно, в целях реализации Закона о бюджете бюджетные данные (в т.ч. ЛБО) доводят до главных распорядителей и получателей бюджетных средств либо на один год, либо на три. В первом случае учреждение вправе заключать госконтракты (договоры) только на текущий год. Во втором – на срок до трех лет в пределах доведенных ЛБО.*

Из данного правила есть исключения, когда госконтракты (договоры) можно заключать с превышением доведенных ЛБО. Это возможно в следующих случаях:

предмет госконтракта – поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утвержденной Президентом РФ;

длительность производственного цикла выполнения работ, оказания услуг составляет более трех лет.

Такие государственные (муниципальные) контракты можно заключать в пределах средств, установленных на эти цели государственной программой вооружения, федеральными целевыми программами (ФЦП). Либо в соответствии с решениями Правительства РФ, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления.

Такой вывод следует из положений пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и подтвержден письмом Минфина России от 26 октября 2008 г. № 02-03-0/3290.

Таким образом, заключать госконтракты (договоры) участники бюджетного процесса вправе только в пределах доведенных ЛБО. Превышать лимиты нельзя, за исключением ряда случаев. Например, учреждение не вправе заключать договор аренды на 10 лет. Связано это с тем, что цикл услуг аренды не является длительным, его продолжительность регулируется взаимным соглашением сторон договора. Поэтому данный договор в категорию исключений для долгосрочных контрактов не попадает.

О том, как отразить в бюджетном учете принятие обязательств по заключенным контрактам, см. Как учесть санкционирование расходов у получателей бюджетных средств.

Из рекомендации « Как происходит санкционирование расходов бюджетов»

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Способы определения поставщиков

В общих случаях заказчик определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами ( ч. 2 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). К таким способам относятся:

конкурсы:
открытый ( ст. 48 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
с ограниченным участием ( ст. 56 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
двухэтапный ( ст. 57 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
закрытый ( ч. 1 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
закрытый с ограниченным участием ( ч. 10 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
закрытый двухэтапный ( ч. 14 ст. 85 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

аукционы:
открытый в электронной форме ( ст. 59 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
закрытый ( ст. 86 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

запрос котировок ( ст. 72 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

запрос предложений ( ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Также допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Но сделать это можно только в случаях, установленных статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в частности:

при закупке товара (работы, услуги), который относится к сфере деятельности естественных монополий (в соответствии с Законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ): железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электро- и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение и т. д.;

при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. При этом такие закупки не должны превышать 5 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 50 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика ( п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При расчете совокупного объема нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год, и вычесть суммы контрактов (договоров), которые были заключены до 1 января 2014 г. по правилам, но подлежат исполнению в текущем году. При этом в совокупном объеме не нужно учитывать средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212, 213). Такого мнения придерживаются сотрудники контролирующих ведомств в частных разъяснениях;*

при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб. Такие закупки могут проводить учреждения культуры (в т. ч. зоопарки, парки, театры, музеи, цирки), образовательные учреждения. При проведении закупок нужно соблюдать установленные ограничения: закупки не должны превышать 50 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 20 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика ( п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). О том, как рассчитывать совокупный объем закупок без плана-графика, см. выше;

заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся обеспечение проезда к месту командировки (проведения мероприятий) и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

заключение контракта на оказание преподавательских услуг.

При проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Для этого составьте отчет. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки ( ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3. Статья: Как размещать планы-графики с 2014 года

С 1 января 2014 года планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы должны публиковаться в интернете по правилам, установленным Федеральным казначейством и Минэкономразвития России*. Рассмотрим их.

* Особенности размещения на официальном сайте… утверждены приказом Федерального казначейства и Минэкономразвития России от20 сентября 2013г. №544/18н.

Кто относится к заказчикам

Планы-графики размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2014 и 2015 годы размещаются в соответствии с приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от27декабря 2011г. №761/20н. При этом учитываются Особенности… установленные приказом №544/18н, положения которых распространяются на:

определенные Федеральным законом от5 апреля 2013г. №44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) уполномоченные органы и учреждения, на которые в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе возложены такие полномочия (в том числе по размещению планов-графиков);

юридические лица, на которые при проведении ими закупок в соответствии с частями 4–6 статьи 15 Закона о контрактной системе распространяются его положения.

Порядок размещения

Планы-графики размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru ( п. 1 Особенностей). При этом планы-графики, содержащие сведения, составляющие гостайну, на официальном сайте не размещаются.

Срок для размещения планов-графиков в общем случае – три рабочих дня после их утверждения. Исключение – закупки путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера ( ст. 82 Закона о контрактной системе, п. 2, 7Особенностей). В этих случаях план-график размещается на официальном сайте в день его утверждения. При этом изменения в уже размещенный план-график вносятся в день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок. А в случае закупки у единственного поставщика (п. 9, 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) они вносятся не позднее чем за один календарный день до даты заключения контракта.

Изменения в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки вносятся не позднее чем за 10 календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение – случаи, указанные выше (установленные п. 7 Особенностей). › |

› | Если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), изменения вносятся не позднее чем за 10 календарных дней до даты заключения контракта ( п. 6 Особенностей).

Заполнение плана-графика*

Согласно пункту 5 Особенностей, план-график составляется по форме, утвержденной приказом №761/20н, с учетом следующего.

Информация о заказчике

В наименовании плана-графика указывается «План-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на год» с отражением года, на который он формируется. При указании данных о заказчике, предусмотренных формой планов-графиков по строке «ОКАТО», указывается код Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО).

Данные о контракте

В столбце 1 «КБК» указывается код бюджетной классификации РФ, содержащий в том числе код КОСГУ, относящийся к расходам бюджетов.

В столбце 2 «ОКВЭД» по соответствующей закупке (лоту) вписывают код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), продукции и услуг (ОКДП), указанный в столбце 3, с обязательным указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и вида объекта закупки. В столбце 3 «ОКДП» в аналогичном порядке указывают код ОКДП.

В столбце 4 «№ заказа (№ лота)» пишут порядковый номер закупки (лота), осуществляемой в пределах календарного года, присваиваемый заказчиком последовательно с начала года вне зависимости от способа формирования плана-графика, в соответствии со сквозной нумерацией, начинающейся с единицы.

В столбце 5 «Наименование предмета контракта» указывают наименование товара, работы, услуги, являющихся предметом контракта. В случае если при проведении закупки выделяются лоты, в плане-графике предмет контракта указывается раздельно по каждому лоту.

В столбце 6 «Минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта»указывают:

названные требования, которые могут включать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета контракта, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика и позволяющие идентифицировать предмет контракта с учетом положений статьи33 Закона о контрактной системе;

международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства;

запреты на допуск товаров, работ, услуг, а также ограничения и условия допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (при наличии таких запретов, ограничений, условий);

предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со статьями 28 и 29Закона о контрактной системе (при их наличии);

дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии таких требований). › |

› | Также в столбце 6 указывают информацию об ограничениях (при их наличии), связанных с участием в закупке только субъектов малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций, в соответствии со статьей30 Закона о контрактной системе и информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги (номер и дату протокола).

В столбце 7 «Ед. измерения» вписывают единицы измерения товаров, работ, услуг, являющихся предметом контракта, в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (ОКЕИ).

В столбце 8 «Количество (объем)» указывают количество товаров, работ, услуг, являющихся предметом контракта, в соответствии с единицами измерения, предусмотренными в столбце 7. В случае если период проведения закупки товаров превышает срок, на который утверждается план-график, в столбце 8 через символ «/» также указывается количество товара, планируемого к поставке в текущем году исполнения контракта.*

В столбце 9 «Ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта» вписывают начальную (максимальную) цену контракта (в тыс. руб.). Она определяется заказчиком в соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе. В случае если период проведения закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в столбце 9 через символ «/» также указывается размер выплат в текущем году исполнения контракта.*

Бывает, что при заключении контракта невозможно определить объем подлежащих выполнению работ или услуг. Например, при заключении контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования. Или при заключении контракта по оказанию юридических, медицинских, образовательных, гостиничных услуг, а также услуг связи, общественного питания, переводчика, по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, по проведению оценки. В этих случаях указывается цена запчастей или каждой запчасти к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги, а также через символ «/» максимальный размер оплаты по контракту.

В столбце 10 «Условия финансового обеспечения исполнения контракта (включая размер аванса)» вписывают через символ «/»:

размер обеспечения заявки (в тыс. руб.);

размер обеспечения исполнения контракта (в тыс. руб.);

размер аванса (в %), если он предполагается.

График осуществления процедур закупки указывается в столбцах 11 «Срок размещения заказа (месяц, год)» и 12 «Срок исполнения контракта (месяц, год)».

В столбце 11 вписывается планируемый срок размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). › |

› | В случае если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в столбце 11 указывается планируемый срок заключения контракта.

В столбце 12 указывают срок исполнения контракта. В случае если контрактом предусмотрено поэтапное исполнение, указываются сроки исполнения отдельных этапов.

Если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг – периодичность поставки (выполнения, оказания) (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).

В столбце 13 «Способ размещения заказа» указывают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В столбце 14 «Обоснование внесения изменений» вписывают Обоснование

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×