Способ определения поставщика и порядок оформления закупки

1299

Вопрос

В рамках ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки у единственного поставщика контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта. При использовании метода сопоставимых рыночных цен необходимо провести анализ рынка, что не всегда возможно при возникновении форс-мажорных ситуаций. Например, 1. Поломка служебного автомобиля на трассе, находящегося в служебной командировке. 2. Аварийная ситуация(прорвало систему отопления), связанная с поломкой сантехнических материалов. Вопрос: Какова процедура оформления контракта в сложившихся форс-мажорных обстоятельствах?

Ответ

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

В данной ситуации Вы можете произвести закупку у единственного поставщика с письменным обоснованием выбранного способа и цены ( в частности- срочностью закупки и, например, отсутствием других поставщиков необходимых товаров).

В частных разъяснениях специалисты Минэкономразвития России подчеркивают, что закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика должна осуществляться в крайне редких случаях (например, если нужно срочно приобрести товар (работу, услугу), без которого деятельность учреждения будет существенно затруднена).

Если ни один из методов обоснования НМЦК применить невозможно, тогда к обоснованию цены контракта нужно приложить и обоснование невозможности применения стандартных методов. Об этом сказано в части 12 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

О порядке оформления закупки в данных ситуациях можно сказать следующее. Статьей 434 ГК РФ предусмотрено, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Письменная форма договора при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ за наличный расчет считается соблюденной при наличии документа, подтверждающего факт оплаты товаров, работ, услуг с указанием цены и документами, подтверждающего факт получения соответствующего товара, выполнения работ, оказания услуг. Обычно, это товарный и кассовый чек.

Специально для того, чтобы закупки за наличный расчет в указанном случае были возможны, частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрены изъятия из требований к контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Способы определения поставщиков

В общих случаях заказчик определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами (ч. 2 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

К конкурентным способам относятся:

Также допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Но сделать это можно только в случаях, установленных статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в частности:

  • при закупке товара (работы, услуги), который относится к сфере деятельности естественных монополий (в соответствии сЗаконом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ): железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электро- и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение и т. д.;
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. При этом такие закупки не должны превышать 5 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 50 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При расчете совокупного объема нужно учитывать все средства на закупки, выделенные на год, и вычесть суммы контрактов (договоров), которые были заключены до 1 января 2014 г. по правилам, но подлежат исполнению в текущем году. При этом в совокупном объеме не нужно учитывать средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212,213). Такого мнения придерживаются сотрудники контролирующих ведомств в частных разъяснениях;*
  • при закупке товара (работы, услуги) на сумму до 400 000 руб. Такие закупки могут проводить учреждения культуры (в т. ч. зоопарки, парки, театры, музеи, цирки), образовательные учреждения. При проведении закупок нужно соблюдать установленные ограничения: закупки не должны превышать 50 процентов от общего годового объема, предусмотренного планом-графиком, и составлять не более чем 20 млн руб. в год. Однако в переходный период 2014–2015 годов совокупный объем закупок определяйте без использования плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). О том, как рассчитывать совокупный объем закупок без плана-графика, см. выше;
  • заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся обеспечение проезда к месту командировки (проведения мероприятий) и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг.

При проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Для этого составьте отчет. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2.Ситуация: Как для целей проведения закупки товаров (работ, услуг) определить начальную (максимальную) цену контракта

Для определения начальной (максимальной) цены контракта законодательство предусматривает следующие методы:*

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Данный перечень приведен в части 1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

На федеральном уровне начальную (максимальную) цену контракта определяйте с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567. Орган исполнительной власти субъекта РФ вправе разработать дополнительные методические рекомендации для определения начальных (максимальных) цен контрактов для обеспечения нужд субъекта РФ. Об этом сказано в частях 20–20.1 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Однако указанные методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению. Они не могут использоваться органами контроля для проверки деятельности заказчика. Поэтому методические рекомендации применяйте с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности и специфики закупаемого товара, работы, услуги.

Приоритетным является метод сопоставимых цен (анализа рынка). Об этом сказано в части 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Использование других методов определения начальной (максимальной) цены контракта допускается только в установленных законодательством случаях.*

<…>

Если ни один из методов применить невозможно, тогда к обоснованию цены контракта нужно приложить и обоснование невозможности применения стандартных методов. Об этом сказано в части 12 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3. Рекомендация:  Как заключить контракт по итогам определения поставщика

По результатам определения поставщика заключите контракт с победителем или единственным поставщиком.

Контракт должен быть оформлен письменно с соблюдением всех требований законодательства о контрактной системе.* Его нужно заключать независимо от источников финансирования (средства бюджета (в т. ч. субсидии), внебюджетные источники) и от того, каким способом был определен поставщик:

Такие правила установлены в части 1 статьи 1, пунктах 2, 8 статьи 3, пунктах 4, 5 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Однако в некоторых случаях заказчик вправе заключить контракт без учета следующих требований:*

Сделать это можно при закупке:

  • на сумму менее 100 000 руб.;
  • билетов на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
  • лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии в объеме, который необходим на срок до проведения запроса предложений.

Об этом сказано в части 15 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

4. Форма: Отчет заказчика о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Государственное учреждение научно-


исследовательского института «Альфа»


(ГУ НИИ «Альфа»)

наименование учреждения

г. Москва, ул. Бердяева, д. 19, (495) 963-17-18

адрес, телефон (факс)

AU_ALFA@YA.RU

адрес электронной почты

 

Отчет № 1 от 20 января 2014 г.


о невозможности (нецелесообразности) использования


иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя),


обоснования цены контракта и иных существенных условий исполнения контракта


при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)


для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Предмет


контракта

Основания размещения заказа у


единственного поставщика (обоснование


невозможности или нецелесообразности


использования иных способов


определения поставщика, (подрядчика,


исполнителя))

Обоснование


цены


контракта


(руб.)

Обоснование


иных


существенных


условий


контракта

Замена трех


стеклопакетов

Данная закупка направлена на замену


разбитых стеклопакетов в


лабораториях в минимально


возможные сроки (не позднее трех дней


со дня заключения контракта).

Применение других способов,


требующих затрат времени, может


привести к приостановлению научно-


исследовательских работ, выполняемых


по договорам на выполнение научно-


исследовательских работ, просрочке


исполнения обязательств по данным


договорам, штрафным санкциям *

12 653 руб. 00


коп.


(по


результатам


определения


цены


контракта


методом


сопоставим


ых рыночных


цен)

В связи с


необходимость


ю осуществить


закупку в


сжатые сроки


период


проведения


работ


установлен с


20.01.2014 по


23.01.2014

       

     

Отчет составил

 

Контрактный управляющий

     

В.Н. Зайцева

 

(должность)

 

(подпись)

 

(расшифровка


подписи)

Заказчик

       

А.В. Львов

     

(подпись)

 

(расшифровка


подписи)

20.01.2014

       
             

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

19.03.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×