Распределение расходов между видами оказываемых услуг по доходам

172

Вопрос

У бюджетной организации есть общехозяйственные расходы по предпринимательской деятельности, можем ли мы распределять расходы между видами оказываемых услуг по доходам? Оплачиваем расходы (подписка, услуги связи и т.д.). Хотим распределить эти расходы в % соотношении от поступлений связанных с предприним. деятельностью. Еще хотелось узнать по поводу затрат, оплачиваем за счет предпринимательской деятельности, а связаны эти расходы с гос.услугами. Как учитывать эти расходы?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом в настоящее время бюджетное учреждение не может общехозяйственные расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой), распределять пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов. Кроме того, расходы ,оплаченные за счет средств от приносящей доход деятельности, но относящиеся к деятельности по выполнению госзадания так ж не могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Кроме того, учреждения при расчете налога на прибыль не вправе учесть даже часть таких затрат. Вместе с тем, в последних разъяснениях Минфин России в двух случаях допускает возможность включения в расходы некоторых затрат, оплаченных за счет средств от приносящей доход деятельности, но связанных с деятельностью на госзадании. Во-первых, при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на оплату коммунальных услуг и ремонт имущества, которые оплачены частично за счет субсидий и частично за счет платной деятельности. Однако уменьшать доходы на указанные расходы можно только в сумме превышения фактических расходов над суммой полученной на эти цели субсидии. Для признания расходов необходимо обосновать данные действия расчетом затрат, которые не были профинансированы из бюджета (включены в субсидию). Во-вторых, в письме от № 03-03-06/4/8 Минфин России высказал мнение о том, что учреждение может учесть в составе налоговых расходов стимулирующие доплаты и надбавки вне зависимости от того, задействованы сотрудники в предпринимательской деятельности или нет. При этом должны быть выполнены следующие условия: надбавки и доплаты стимулирующего характера предусмотрены трудовым договором, другим локальным нормативным актом (положением о порядке оплаты труда); выплаты экономически обоснованны (т. е. связаны с трудовыми показателями), документально подтверждены и оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности.

 

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. Расходы оплачены за счет средств от платной деятельности, но связаны с ведением как приносящей доход деятельности, так и с деятельностью на госзадании

Нет, нельзя. При этом Минфин России допускает некоторые исключения.*

По общему правилу при расчете налога на прибыль расходы учитываются при условии, что они экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, приносящей доход* (п. 1 ст. 252 НК РФ). В рассматриваемой ситуации общехозяйственные (общепроизводственные) расходы относятся одновременно как к деятельности, направленной на получение дохода, так и к деятельности на госзадании. Следовательно, такие расходы не могут быть признаны экономически обоснованными (связанными непосредственно с предпринимательской деятельностью).

Кроме того, учреждения при расчете налога на прибыль не вправе учесть даже часть таких затрат. Это связано с тем, что глава 25Налогового кодекса РФ не предусматривает распределение доходов (расходов) между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального распределения затрат, установленный статьей 272 Налогового кодекса РФ, применяется только для распределения доходов (расходов), которые формируют налоговую базу. То есть применяется исключительно в отношении расходов, связанных с деятельностью, приносящей доход (в случае ведения видов деятельности, для которых установлены разные режимы налогообложения).*

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03-03-06/4/31096, от 1 октября 2012 г. № 03-05-05-01/57, от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, от 29 ноября 2011 г. № 03-03-05/118, от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/38, от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/25, от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4.*

Вместе с тем, в последних разъяснениях Минфин России в двух случаях допускает возможность включения в расходы некоторых затрат, оплаченных за счет средств от приносящей доход деятельности, но связанных с деятельностью на госзадании.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на оплату коммунальных услуг и ремонт имущества, которые оплачены частично за счет субсидий и частично за счет платной деятельности. Однако уменьшать доходы на указанные расходы можно только в сумме превышения фактических расходов над суммой полученной на эти цели субсидии. Для признания расходов необходимо обосновать данные действия расчетом затрат, которые не были профинансированы из бюджета (включены в субсидию).* Об этом сказано в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124.

Во-вторых, в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/4/8 Минфин России высказал мнение о том, что учреждение может учесть в составе налоговых расходов стимулирующие доплаты и надбавки вне зависимости от того, задействованы сотрудники в предпринимательской деятельности или нет. При этом должны быть выполнены следующие условия:*

  • надбавки и доплаты стимулирующего характера предусмотрены трудовым договором, другим локальным нормативным актом (положением о порядке оплаты труда)* (абз. 1, п. 2, п. 25 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ);
  • выплаты экономически обоснованны (т. е. связаны с трудовыми показателями), документально подтверждены и оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности* (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обратите внимание, что согласно устным комментариям сотрудников финансового ведомства применять такой подход к другим доплатам (например, компенсационным), а также к другим расходам, учреждения не вправе.*

Следует отметить, что ранее Минфин России в отношении некоммерческих организаций придерживался другой позиции. В частности, в письме от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/4/17 финансовое ведомство указывало, что расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой), распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ). Такой вывод поддерживали и арбитражные суды* (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. № КА-А40/2761-09, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008).

Какой из вышеизложенных позиций отдать предпочтение, учреждение должно решить самостоятельно. Однако в связи с выходом более поздних разъяснений Минфина России налоговые инспекции при проверках, скорее всего, будут руководствоваться именно ими.*

Из рекомендации «Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления)»

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

17.03.2014г.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной

ведущим экспертом БСС  «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль