Классификация расходов в автономном учреждении

1165

Вопрос

В каких случаях в автономном учреждении расходы относятся на счет 109.80 , а в каких на счет 109.60?

Ответ

Все затраты, связанные с оказанием услуг в рамках выполнения госзадания или платных услуг отражаются на соответствующих аналитических счетах счета 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (пункт 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Способ калькулирования себестоимости услуг и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования выбирает учредитель или учреждение самостоятельно с учетом отраслевой специфики затрат. Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике с учетом разъяснений учредителя.

 

При изготовлении одного вида продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к прямым. Прямые затраты относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги (счет 0.109.60.000) .

Если согласно учетной политике учреждения общехозяйственные расходы учитываются в себестоимости  работ (услуг), то их следует учесть на счетах 109.70.000 (109.80.000), а потом списать на себестоимость продукции (работ, услуг): Дебет 4.109.60.223 Кредит 4.109.70 (80)223.

Полный перечень расходов бюджетного учреждения, которые сразу относятся на счет 0.401.20.000, приведен в пункте 153 Инструкции 174н от 16.12.2010г.

В течение года сформированная себестоимость услуг в рамках выполнения госзадания списывается с кредита счетов, открытых к счету  109 60 000, на финансовый результат.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Статья: Формируем себестоимость. Особенности учета затрат

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции. В статье даны практические рекомендации по их распределению и учету.

Правила распределения затрат

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом как прямых, так и накладных (косвенных) общехозяйственных расходов. Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.*

<…>

Прямые расходы

К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующиерасходы:

  • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
  • прочие расходы на общехозяйственные нужды.

<…>

В силу пункта 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.

<…>

В. Г. Неклокова

аудитор

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», №3, март 2013

2.Статья: Правила учета работ по госзаданию

На выполнение госзадания учреждению выделена субсидия (по коду 180). В задании прописано пять видов работ. Следует ли вести бухгалтерский учет в разрезе каждого вида работ, и если да, то каким образом определить прямые расходы?

Бухгалтерский учет следует вести в разрезе каждого вида работ по государственному заданию. Это установлено пунктами 134–140 Инструкции по применению Единого плана счетов, которая утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, и пунктами 58–67 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Способ калькулирования себестоимости работ и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования выбирает учредитель или учреждение самостоятельно.

Общехозяйственные расходы, согласно утвержденной учреждением учетной политике, распределяются на себестоимость оказанных работ, а в части нераспределяемых затрат – на увеличение расходов текущего финансового года.*

Если прямые затраты определить невозможно (что бывает крайне редко), учреждение само выбирает любой иной показатель, характеризующий результаты своей деятельности, по которому будет производиться распределение накладных и общехозяйственных расходов. Правила указанного распределения и базы распределения утверждаются учетной политикой учреждения.

Для организации учета затрат по каждому виду работ для счета 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» вводятся дополнительные аналитические коды (аналитика, субконто), соответствующие каждой государственной работе. Накладные и общехозяйственные расходы (счета 109 70 000 и 109 80 000) по итогам месяца на основании Справки (ф. 0504833) распределяются на себестоимость каждой работы (счет 109 60 000) пропорционально выбранному показателю (базе распределения).*

Д.Н. Каримов,
консультант по бюджетному учету и налогам

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 7, июль 2012

3. Статья: Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов*

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:

  • прямые затраты;
  • накладные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • издержки обращения.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг прежде всего делятся на прямые и накладные ( п. 134 Инструкции № 157н). Однако здесь не приведено разъяснение того, что относится к прямым, а что к накладным расходам.

По мнению автора, можно использовать следующие определения.*

Прямые расходы* – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы* – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве, расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве, и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Общехозяйственные расходы* связаны с общим обслуживанием производства и управлением учреждением в целом. К ним обычно относят административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходына ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года. При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.

При применении Инструкции № 157н необходимо будет распределить ряд общехозяйственных расходов прежде всего между затратами на выполнение государственного (муниципального) задания и предпринимательской деятельностью (источниками доходов), а уже затем между видами услуг (в рамках приносящей доход деятельности). Рассмотрим это на примере.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение выполняет государственное (муниципальное) задание и оказывает два вида платных услуг. В состав общехозяйственных расходов отнесена оплата электроэнергии. Общехозяйственные расходы распределяются между источниками получения доходов и по видам оказываемых услуг пропорционально выручке (на основании учетной политики).*

За текущий месяц получено:

– финансовое обеспечение на выполнение государственного (муниципального) задания на сумму 1 480 000 руб. (НДС не облагаются);

– доходы от оказания платных услуг в размере 520 000 руб. (без учета НДС).

При этом для упрощения расчетов доходы от каждого вида услуг составили по 260 000 руб.

За месяц расходы на электроэнергию составили 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Задолженность по оплате электроэнергии начислена за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

В конце месяца необходимо сделать следующее.

1. Определить удельный вес доходов от приносящей доход деятельности за месяц. Он составил 26 процентов (520 000 руб. / (520 000 руб. + 1 480 000 руб.)).

2. Отнести расходы по электроэнергии на предпринимательскую деятельность:

118 000 руб. × 26% = 30 680 руб.

На эту же сумму должны быть восстановлены кассовые расходы по государственному (муниципальному) заданию.

3. Отнести расходы (стоимость электроэнергии) по видам платных услуг для формирования их себестоимости:

– на первую услугу – 15 340 руб. (30 680 руб. × 50%);

– на вторую услугу – 15 340 руб.

Выбор показателя распределения

Итак, способ распределения расходов устанавливает само учреждение.* Выбор показателя, на основании которого распределяются общехозяйственные расходы, имеет существенное значение. Базу распределения следует выбирать с учетом следующих критериев.

1. Экономическая обоснованность. Выбранный показатель для распределения расходов должен реально отражать долю расходов, приходящуюся на конкретный вид деятельности.

2. Простота. База, используемая в расчетах, должна легко определяться.

3. Учет требований налогового законодательства. Особую значимость это требование приобретает при осуществлении бюджетным учреждением в рамках предпринимательской деятельности операций, подлежащих обложению НДС, а также освобожденных от налогообложения.

А.Л. Опальская, эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 2, февраль 2014

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Дополнительно по данному вопросу:

Как распределять общехозяйственные расходы

Бухгалтерский учет затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

12.03.2014г.

С уважением,

Ольга Трошина

Старший эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной,

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль