Наличие высшего профессионального образования для руководящих должностей

408

Вопрос

Подскажите, пожалуйста, правомерны ли действия администрации сельского поселения, если в августе 2011 года на должность заместителя главы администрации сельского поселения был принят работник с высшим образованием, но без стажа работы на должностях муниципальной службы и без стажа работы на иных руководящих должностях, был индивидуальным предпринимателем, после принятия на должность, предпринимательскую деятельность законно закрыл, т.к не имеет право заниматься ею будучи муниципалом. Если не правильно, то может ли это нарушение грозить увольнением сотрудника? В августе у данного сотрудника будет стаж 3 года.

Ответ

Должность заместителя главы администрации сельского поселения относится к должностям руководителей.

 

Согласно закону от 09.10.2007 № 96-ГД для категории «руководители» всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования,  для должностей категории «руководители» высшей группы – не менее двух лет работы на главных должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях;

для должностей категории «руководители» иных групп – не менее одного года работы на ведущих должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях.

На уровне законодательства установлено обязательное условия – наличие стажа на руководящих должностях, таким образом, действия администрации сельского поселения в августе 2011 года были не законны.

На основании статьи 84 ТК с заместителем главы администрации сельского поселения следует расторгнуть договор.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.10.2007 № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области (с изменениями на 3 октября 2013 года)»

<…>

«Статья 6. Требования, в том числе типовые квалификационные, для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области

(наименование с изменениями на 25 октября 2011 года, - см. предыдущую редакцию)

1. Для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Для категории «руководители» всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования.*

Для категорий «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего профессионального.

Для категории «обеспечивающие специалисты» всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего (полного) общего.

3. К стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования:

1) для должностей муниципальной службы категории «руководители» высшей группы – не менее двух лет работы на главных должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях;

2) для должностей муниципальной службы категории «руководители» иных групп – не менее одного года работы на ведущих должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях*.

3.1. Дополнительным требованием для замещения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования является наличие (часть введена согласно изменениями на 8 февраля 2012 года):

- высшего профессионального образования;

- опыта работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции:

для председателя контрольно-счетного органа муниципального образования - не менее двух лет;

для заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования - не менее одного года.

4. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам муниципального служащего в Самарской области, необходимым для исполнения им должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность.

4.1. Для замещения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования могут быть установлены дополнительные требования к образованию и опыту работы (часть введена согласно изменениями на 8 февраля 2012 года).

5. (часть исключена согласно изменениям на 3 октября 2013 года, - см. предыдущую редакцию).»

2.Статья 84 Трудового кодекса РФ.

<…>

«Статья 84. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора

Трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях:

заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному работнику по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, либо заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы;

заключение трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности*;

Абзац шестой предыдущей редакции с 7 января 2011 года считается абзацем седьмым настоящей редакции -Федеральный закон от 23 декабря 2010 года N 387-ФЗ.

в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, - см.предыдущую редакцию).

Если нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).»

<…>

3. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 17 декабря 2013 г. по делу № 33-1237/2013

«Судья Монгуш С.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Чикашовой М.Н.

судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,

с участием прокурора Чадамба Д.О.,

при секретаре И., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чикашовой М.Н. гражданское дело по заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района Республики Тыва о признании незаконным назначения К. на должность **, и возложении обязанности на Администрацию сельского поселения сумона Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района Республики Тыва расторгнуть трудовой договор с К. по апелляционной жалобе К. на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 02 октября 2013 года,

установила:

Прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва М. обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района Республики Тыва с вышеуказанным иском и просил о признании незаконным назначения К. на должность **, а также просил о возложении обязанности на Администрацию сельского поселения сумона Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района Республики Тыва расторгнуть трудовой договор с К.. В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции в администрации муниципального образования сельское поселение сумон Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района Республики Тыва (далее - Администрация) выявлены нарушения федерального законодательства. Администрацией незаконно принята на должность ** К., которая не соответствует квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 02.03.2007 года N 25-ФЗ, с изменениями от 21.11.2011 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации"* (далее - Федеральный закон), Законом Республики Тыва от 12.01.2000 года N 389, с изменениями от 11.01.2013 года "О муниципальной службе (новая редакция)" (далее - Закон), приложением к указанному Закону, требующих наличия высшего профессионального образования для замещения указанной должности. В ходе проверки выявлено, что К. имеет среднее специальное образование. Таким образом, Администрация обязана расторгнуть трудовой контракт с К. на основании п. 11 ст. 77, ст. 84 ТК РФ.*

Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 02 октября 2013 года заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено. Признаны незаконными действия Администрации сельского поселения сумона Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района Республики Тыва по назначению на должность ** К.. Возложена обязанность на Администрацию сельского поселения сумона Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района Республики Тыва расторгнуть трудовой договор с К.*

Не согласившись с решением суда, третье лицо К. подал апелляционную жалобу, в которой просил об отмене решения и прекращения производства по делу. В обоснование указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Суд не учел, что ее назначили на указанную должность распоряжением Администрации на основании решения конкурсной комиссии от ** года. Суд не принял во внимание, что она выполнила требования аттестационной комиссии и не истребовал результаты аттестационной комиссии от 2011 года, согласно которым, она соответствует занимаемой должности, а также сведения о том, что в настоящее время обучается в высшем учебном заведении, в связи с чем просит приобщить к материалам дела аттестационный лист от ** года, экзаменационный лист от ** года и справку ** Полагает, что прокурор не имел полномочий на подачу иска, чем нарушено ее конституционное право на труд. При этом прокурором района не проводилось проверок в отношении Администрации.

В судебном заседании прокурор Ч. просила оставить решение без изменения.

Представитель Администрации сельского поселения сумона Дерзиг-Аксынский Каа-Хемского района Республики Тыва, третье лицо К. в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признает их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица К. - С. апелляционную жалобу поддержала.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно ст. 8 Закона Республики Тыва от 12 января 2000 года N 389 "О муниципальной службе" для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (далее - должности муниципальной службы) квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) (далее - стаж муниципальной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона Республики Тыва должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы.

Должности ** администрации сельского поселения в Республике Тыва по функциональному признаку относятся к категории "специалисты" и входят в группу ведущих должностей муниципальной службы.

В соответствии с п. 1 приложения к указанному Закону Республики Тыва для замещения должностей муниципальной службы определяются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования: для высших, главных, ведущих, старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования.

Из материалов дела видно, что распоряжением председателя Администрации Дерзиг-Аксынского сумона Каа-Хемского кожууна Республики Тыва от 09 ** года N ** К. назначена ** и в тот же день, ** года, с ней заключен трудовой договор на неопределенный срок. Согласно сведениям из диплома серии ** К. закончила ** года негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "**" по специальности "**" с присвоением квалификации "**".

Таким образом, К. занимает должность ** при отсутствии высшего профессионального образования, что не соответствует квалификационным требованиям, установленным законом для замещения данной должности.

Принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, поскольку на указанную должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих, установленных ст. 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".*

Кроме того, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе. Согласно абзацу 3 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Исходя из положений приведенных правовых норм, прекращение трудового договора по указанному основанию возможно, если выполнение конкретной трудовой функции требует обязательного наличия документа об образовании, подтверждающего получение лицом квалификации, которая позволяет ему выполнять данную работу. Такую правовую позицию высказал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2013 N 26-КГ12-12.

В этой связи, поскольку уровень профессионального образования К. не отвечает установленным законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора. А с учетом невозможности дальнейшего пребывания К. на должности ** суд правильно возложил обязанность на Администрацию муниципального образования прекратить трудовой договор с К.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, и не могут повлечь отмену состоявшегося решения.

Ссылка в жалобе о том, что проверка прокурором не проводилась, необоснованна, так как из материалов дела видно, что прокурором запрашивались в администрации муниципального образования сведения, необходимые для проведения проверки, связанной с исполнением законодательства о муниципальной службе, в результате чего выявлены нарушения. Поскольку в силу действующего законодательства прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о муниципальной службе, то в рамках предоставленных ему полномочий он обратился в суд с указанным иском.

Представленные в суд апелляционной инстанции документы не принимаются судебной коллегией, поскольку доказательств, подтверждающих невозможность представления указанных документов в суд первой инстанции, не представлено. Ходатайств об истребовании данных доказательств сторонами в суде первой инстанции не заявлялось, кроме этого из протокола судебного заседания видно, что К. выражала согласие с иском прокурора.

Таким образом, суд дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно, нарушений процессуального права не допущено.

При таких обстоятельствах доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение законного и обоснованного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 02 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 декабря 2013 года.»

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

11.03.2014г.

С уважением,

Наталия Зорина эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден:
Ольгой  Холиной ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль