Стимулирующие выплаты профессорско-преподовательскому составу

152

Вопрос

Государственное автономное учреждение высшего профессионального образования г.Москвы "Московский институт открытого образования" ( дополнительное профессиональное образование) получает субсидию на выполнение государственного задания и ведет деятельность, приносящую доход. С 01.01.2014 года учреждение перешло на новую систему оплаты труда. Госзадание в 2014 году уменьшилось, субсидия меньше. Больше слушателей стало обучаться по внебюджету. В институте 40 кафедр, не все получили госзадание. У каких-то кафедр есть внебюджет, у каких-то нет. Остро встал вопрос: как выплачивать стимулирующие выплаты профессорско-преподовательскому составу. Учебные части пытаются смешать бюджет и внебюджет вместе, не понимая, что в бухгалтерии ведется раздельный учет. Короче, полное непонимание вопроса. Я изучила подборку в Главбухе и получила подтверждение своей точке зрения: штатное расписание и положение об оплате труда по бюджету и внебюджету должно быть отдельным. Помогите правильно сформулировать, опираясь на законодательную базу, ответ руководству. Тем более придется выступать перед Ученым советом, который далек от языка и мышления бухгалтера. Хотелось бы получить ответ эксперта на эту проблему.

Ответ

В Трудовом кодексе РФ сказано, что штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности учреждения. При этом оно должно включать в себя все должности (профессии) данного учреждения независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения.

 

Учреждение должно составить одно штатное расписание.

По поводу Положения об оплате труда: специалисты профильного ведомства в частных разъяснениях придерживаются мнения, что учреждение должно формировать отдельные положения об оплате труда для сотрудников, занятых в разных видах деятельности учреждения. При этом учреждение вправе сделать одно положение с общими нормами для всех сотрудников, а в дополнительных положениях конкретизировать особенности выплат для отдельных категорий сотрудников.

Перечисленные учреждениям средства в виде субсидий перестают быть средствами бюджета в момент их перечисления и становятся собственными доходами автономного учреждения. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания. Однако так как субсидии предоставляются на госзадание, расходовать денежные средства на стимулирующие выплаты сотрудникам, которые не участвуют в выполнении госзадания нельзя.

Так как автономные учреждения несут ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании, на выполнение которого предоставляются субсидии.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: может ли учреждение составлять два штатных расписания. Учреждение ведет как деятельность, связанную с выполнением государственного задания, так и приносящую доход деятельность

Нет, не может.

В Трудовом кодексе РФ сказано, что штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности учреждения (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). При этом оно должно включать в себя все должности (профессии) данного учреждения независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения* (п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, п. 19, подп. «в» п. 35 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Следовательно, составлять два штатных расписания, отдельно по каждой деятельности, не нужно*.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Рекомендация: Как оформить Положение об оплате труда

Положение об оплате труда учреждение разрабатывает самостоятельно (ст. 8, ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Оно должно содержать:

  • условия оплаты труда, которые свойственны только сотрудникам учреждения;
  • фиксированные размеры окладов (ставок зарплаты) по всем имеющимся в штате должностям, которые применяются к соответствующим профессиональным квалификационным группам (ПКГ) и их уровням*. Не указывайте в положении минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок зарплаты, предусмотренные примерными положениями об оплате труда, утвержденными органами госвласти (местного самоуправления). Такие минимальные размеры используйте только в качестве ориентиров;
  • нормы времени (труда) за определенную ставку (оклад) – календарный месяц, норма часов педагогической работы в неделю (год) и т. п.

Об этом сказано в пункте 12, подпункте «а» пункта 35 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11.

Кроме того, в положении отразите, в частности, размеры:

  • повышающих коэффициентов к окладу за выслугу лет;
  • персональных повышающих коэффициентов;
  • повышающих коэффициентов за квалификационную категорию;
  • иных выплат компенсационного и стимулирующего характера (например: премий, доплат за ненормированный рабочий день, сложность труда).

Такой вывод следует из статей 8 и 129 Трудового кодекса РФ.

С Положением об оплате труда следует ознакомить под подпись каждого вновь принятого на работу сотрудника (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

<…>

Ситуация: должно ли бюджетное учреждение формировать два положения об оплате труда. Учреждение получает субсидии на выполнение госзадания, а также ведет приносящую доход деятельность

Ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Однако специалисты профильного ведомства в частных разъяснениях придерживаются мнения, что учреждение должно формировать отдельные положения об оплате труда для сотрудников, занятых в разных видах деятельности учреждения.* Например, отдельное положение для сотрудников, занятых в приносящей доход деятельности, отдельное для занятных в госзадании, отдельное для ВМП и так далее.

При этом учреждение вправе сделать одно положение с общими нормами для всех сотрудников, а в дополнительных положениях конкретизировать особенности выплат для отдельных категорий сотрудников* (например, занятых в деятельности, приносящей доход, госзадании, ВМП и др.).

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Ситуация: В каких размерах компенсация расходов по переезду сотрудника на работу в другую местность, выплаченная бюджетным (автономным)учреждением, освобождается от обложения НДФЛ истраховыми взносами

<…>

Для бюджетных и автономных учреждений отдельные нормы не установлены. Согласно положениям бюджетного законодательства такие учреждения не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 Бюджетногокодекса РФ). Перечисленные этим учреждениям средства в виде субсидий перестают быть средствами бюджета в момент их перечисления (становятся собственными доходами учреждения)* (письмо Минфина России от 29 октября 2012 г. № 02-13-06/4517, совместное письмо от 26 сентября 2012 г. Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545). Из этого следует, что на такие учреждения должен распространяться порядок, установленный для организаций, не относящихся к бюджетной сфере. То есть от обложения НДФЛ и страховыми вносами освобождается компенсация, выплаченная в пределах норм, установленных внутренними документами учреждения.

<…>

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Игорь Кузьмин

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса (департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

4. Рекомендации: Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

<…>

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, направленных на:

  • оплату труда и начисления на оплату труда;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • коммунальные услуги;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • услуги по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг;
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством.

Учредитель вправе при установлении порядка формирования Плана предусмотреть детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ. А по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, в законодательстве нет. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на иные выплаты, с обязательным уточнением Плана).*

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, писем Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании* (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

Плановые объемы выплат, связанные с оказанием платных услуг по основной деятельности, определяйте с учетом порядка определения платы, установленной учредителем. Следует отметить, что учредитель вправе установить формирование плановых поступлений (выплат), в том числе в разрезе видов услуг, работ (п. 14–15 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Плановый объем выплат за счет средств целевых субсидий определите в соответствии с правовым актом, которым установлен порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета (п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>

Станислав Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

05.03.2014 г.

С уважением,

Наталия Зорина эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден:
Ольгой  Холиной ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль