Внутренний муниципальный финансовый контроль

4569

Вопрос

Как должны организовать внутренний муниципальный финансовый контроль муниципальные образования поселений в соответствии с требованиями действующего законодательства (Бюджетный Кодекс РФ, Федеральный закон 131-ФЗ)? Имеется ли обязанность органа местного самоуправления муниципального района по организации и ведению внутреннего муниципального финансового контроля в поселениях?

Ответ

Государственный (муниципальный) финансовый контроль направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые регулируют бюджетные правоотношения. Он подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний контроль осуществляют органы финансового контроля местных администраций. О том, как организовать внутренний контроль в учреждении - рассказано в рекомендации. Этот порядок можно применять при организации внутреннего муниципального контроля с учетом положений статьи 269.2.Бюджетного кодекса РФ.

В качестве примера порядка организации внутреннего муниципального финансового контроля в конце ответа приведена ссылка  на Постановление Администрации города Томска от 20.11.2013 № 1320 «О порядке осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю в муниципальном образовании «Город Томск».

Государственный (муниципальный) финансовый контроль

Государственный (муниципальный) финансовый контроль направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые регулируют бюджетные правоотношения. Он подразделяется на внутренний и внешний.*

Внешний контроль проводит Счетная палата России и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний контроль осуществляют:

  • Росфиннадзор и органы финансового контроля субъектов РФ и местных администраций;
  • Казначейство России (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований).*

Такие правила определены статьей 265 Бюджетного кодекса РФ.

1. Статья 269.2. Бюджетный кодекс РФ

«Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля*

1. Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

2. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:*

  • проводятся проверки, ревизии и обследования;
  • направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
  • направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
  • осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

3. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения.»*

Как создать систему внутреннего контроля в учреждении

Нормативная база внутреннего контроля

Начиная с 1 января 2013 года все учреждения обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Контроль вышестоящего ведомства не может заменить внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, который должен быть организован силами самого учреждения (ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Однако термин «внутренний», используемый

Бюджетным кодексом применительно к ведомственному контролю, подчеркивает взаимосвязь и единство задач контроля на всех уровнях и стадиях бюджетного процесса.

Контрольные мероприятия, проводимые ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, направлены:

  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам;
  • на соблюдение стандартов составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета получателями бюджетных средств;
  • на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Такие правила установлены частью 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ.*

О том, в каких случаях бюджетные и автономные учреждения должны вести бюджетный учет, см. Какие формы нужно сдавать бюджетному и автономному учреждению в составе бухгалтерской отчетности.

Повышение уровня требования к организации внутреннего финансового контроля с подзаконных актов до уровня закона отражает значимость такого контроля.

В настоящее время для государственных (муниципальных) учреждений отсутствует определение термина «система внутреннего контроля». Поэтому можно воспользоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Согласно пункту 41 Правила (стандарта) № 8, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, система внутреннего контроля представляет собой процесс, который направлен на «обеспечение достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности организации нормативно-правовым актам».

Законодательством о бухучете «не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля» (информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012). Следовательно, учреждение вправе разработать собственную систему контроля, утвердив ее любым способом.

Вместе с тем, учреждениям при выборе конкретных процедур внутреннего контроля целесообразно учитывать требования и регламенты проведения:*

Связано это с тем, что учредители (ГРБС, РБС) обязаны проводить внутренний финансовый контроль подведомственных учреждений (ч. 1 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 5.1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 3.23 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Одновременно учреждения всех типов могут быть объектом государственного (муниципального)финансового контроля (ч. 1 ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ). Соответственно, учреждение заинтересовано провести самопроверку по тем же вопросам и теми же способами до того, как его начнет проверять вышестоящее ведомство или, например, Росфиннадзор.

Таким образом, при организации системы внутреннего контроля учреждения должны учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:

Для некоторых госорганов специальные стандарты внутреннего и ведомственного контроля (аудита) уже разработаны.* Например, при проведении контрольных мероприятий в органах Казначейства России нужно руководствоваться стандартами, утвержденнымиприказом Казначейства России от 29 июня 2011 г. № 253.

Цели и задачи контроля

Исходя из совокупных требований бюджетного законодательства и законодательства о бухучете главными целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности данных бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения;
  • выявление нарушений законодательства при ведении учета.

Об этом сказано в статьях 160.2-1 и 265 Бюджетного кодекса РФ и статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Эти общие цели совпадают с целями внешнего аудита. Но внешний аудит не способен предотвратить совершение противоправных и неэффективных действий при расходовании бюджетных средств. Кроме того, система внутреннего контроля государственного (муниципального) учреждения должна строиться с учетом целей, поставленных Бюджетным кодексом перед внутренним финансовым контролем. Такими целями являются:

Вышеуказанные цели предполагают, что система внутреннего контроля должна позволять отслеживать эффективность работы структурных подразделений и отделов, а также добросовестность выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.

С помощью системы внутреннего контроля учреждение может своевременно обнаружить нарушения (ошибки), исправить и предотвратить их появление в дальнейшем. Это позволит учреждению избежать санкций со стороны Росфиннадзора, который имеет право за бюджетные нарушения привлекать к административной ответственности и применять бюджетные меры принуждения (ст. 23.7 КоАП РФ, п. 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ).

Задачи внутреннего контроля, решение которых позволит достичь поставленных целей, можно сформулировать с помощью пункта 4 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункта 157 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, и пункта 62 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.

В рамках своих контрольных мероприятий внутренние ревизоры должны:*

  • установить соответствие фактов хозяйственной жизни требованиям законодательства;
  • проверить правильность их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности;
  • определить целесообразность совершения фактов хозяйственной жизни;
  • проверить соблюдение утвержденных норм (нормативов) при использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • установить соответствие проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников;
  • проверить наличие и движение имущества, денежных средств и обязательств;
  • выявить нарушение финансовой дисциплины;
  • анализировать саму систему внутреннего контроля учреждения на предмет повышения ее эффективности.

Типы и методы контрольных мероприятий

Нормативными актами, которые регулируют бухучет и бюджетный процесс, определены три основных типа контрольных мероприятий:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль;
  • последующий контроль.

В разрезе этих типов учреждение обязано отчитываться о результатах проведенных контрольных мероприятий в пояснительной записке к Бухгалтерскому балансу и пояснительной записке к бюджетной отчетности (п. 62 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, п. 157 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н).

Любое учреждение имеет право разработать собственные методы по каждому типу внутреннего контроля. В частности, можно использовать методы, которые предусматривает бюджетное законодательство.

Предварительный контроль предшествует хозяйственной операции и, соответственно, позволяет предотвратить нецелесообразные и неправомерные операции. Главной задачей такого контроля является предупреждение нарушений.

Стандартный и самый распространенный метод предварительного контроля – это санкционирование (разрешение) операций (ч. 5 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ).

Текущий контроль также проводится для своевременного выявления нарушений законодательства и нерационального расходования средств. Такой тип контроля позволяет оценить результативность расходования средств до завершения операции и в случае необходимости внести в ее исполнение коррективы.

Текущий контроль, как правило, проводится методами:

Организация системы внутреннего контроля

Построение организационно-штатной структуры системы контроля зависит от типов и методов контроля, выбранных учреждением для применения, от фактического объема задач, а также от множества иных специфических условий деятельности учреждения.

Каким образом будет организован внутренний контроль, решает само учреждение.*

Необходимо лишь придерживаться элементарной целесообразности и сопоставлять затраты на контроль с полученным результатом.

При этом нужно учитывать, что все сотрудники учреждения в соответствии с полномочиями и функциями принимают участие в мероприятиях внутреннего контроля. Контрольные процедуры в той или иной мере проходят постоянно на всех уровнях и во всех подразделениях в рамках текущей хозяйственной деятельности. Поэтому максимальный эффект система внутреннего контроляприносит, когда налажена прочная взаимосвязь всех ее элементов:

Такой перечень элементов системы приведен в приложении № 2 к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 8, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

На практике при создании системы внутреннего финансового контроля учреждение может выбирать следующие варианты:*

  • распределить контрольные функции между сотрудниками (подразделениями);
  • создать функциональную комиссию (или несколько комиссий) для проведения проверок;
  • создать специальное подразделение внутреннего контроля (службу внутреннего аудита, ревизионный отдел);
  • ввести штатную единицу ревизора (внутреннего аудитора);
  • привлечь независимого консультанта (аудитора) на договорной основе.

Ответственность

Санкции за отсутствие системы контроля законодательством прямо не установлены. Однако в рамках внутреннегогосударственного финансового контроля Росфиннадзор имеет право изучить систему внутреннего контроля учреждения. В частности, в ходе ревизии Росфиннадзор может проверить наличие и состояние текущего контроля:*

  • за движением материальных ценностей и денежных средств;
  • за правильностью формирования затрат;
  • за полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей;
  • за достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг.

Такие правила предусмотрены пунктом 86 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н, пунктом 56 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092.

Таким образом, Росфиннадзор в своем предписании или в представлении, составленном по результатам проверки, может указать на нарушения в системе внутреннего контроля. А за невыполнение предписания (представления) предусмотрена административная ответственность.

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль