Передача имущества в оперативное управление

1686

Вопрос

Казенное учреждение (учредитель) передает имущество в оперативное управление бюджетному или автономному учреждению. Какие проводки необходимо сделать учредителю? На каком счете учредителя должно отражаться имущество, переданное в оперативное управление

Ответ

Для отражения в учете операций по передаче основных средств государственным (муниципальным) организациям (в т. ч. подведомственным бюджетным и автономным учреждениям) применяется счет 0.401.20.241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям». В учете данные операции отразите проводками:

 

Дебет КРБ.1.401.20.241 Кредит КРБ.1.101.00.410
– отражена передача балансовой стоимости основного средства;

Дебет КРБ.1.104.00.410 Кредит КРБ.1.401.20.241
– отражена передача ранее начисленной суммы амортизации по переданному основному средству.

Имуществом, которое не относится к недвижимому и особо ценному имуществу бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Учредитель вправе изъять имущество, которое используется не по назначению. Поскольку учредитель передал имущество в оперативное управление подведомственному учреждению, то такое имущество не должно учитываться на балансе учреждения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух » версия для бюджетных , казенных и автономных учреждений

1. Ситуация: Как учредителю (казенное учреждение) отразить в бюджетном учете передачу основного средства подведомственному бюджетному (автономному) учреждению

Для отражения в учете операций по передаче основных средств государственным (муниципальным) организациям (в т. ч. подведомственным бюджетным и автономным учреждениям) применяется счет 0.401.20.241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям». В учете данные операции отразите проводками:*

Дебет КРБ.1.401.20.241 Кредит КРБ.1.101.00.410
– отражена передача балансовой стоимости основного средства;

Дебет КРБ.1.104.00.410 Кредит КРБ.1.401.20.241
– отражена передача ранее начисленной суммы амортизации по переданному основному средству.

Такой порядок следует из пунктов 10, 19 Инструкции № 162н и разъяснен в письме Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Внимание: при передаче подведомственному бюджетному (автономному) учреждению имущества учредитель (казенное учреждение) не вправе использовать счет 0.304.04.000 «Внутриведомственные расчеты». Использование данного счета приведет к нарушению методологии бюджетного учета, установленной Инструкцией к Единому плану счетов № 157н и Инструкцией № 162н. А также к искажению бюджетной отчетности.

Счет 0.304.04.000 используется для консолидации внутренних расчетов между участниками бюджетного процесса по движению между ними финансовых, нефинансовых активов и обязательств. А именно для расчетов между:

  • главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждений (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета);
  • головным учреждением и обособленными структурными подразделениями.

Об этом сказано в пункте 276 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктах 109–110 Инструкции № 162н. Также это следует из порядка заполнения справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), утвержденного приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.

Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, то есть не относятся к перечисленным субъектам (п. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому применять счет 0.304.04.000 для отражения расчетов между бюджетным (автономным) и казенным учреждениями нельзя.

Если учредитель передает учреждению недвижимое и (или) особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), показатели балансовой стоимости данного имущества должны найти отражение на счете 0.204.33.000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях». Подробнее об этом см. Как учредителю отразить в бюджетном учете показатель участия в подведомственных бюджетных и автономных учреждениях.

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении безвозмездную передачу основных средств»

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

Все имущество закреплено за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления. Исключение установлено для объектов культурного наследия (культурных ценностей). Такие объекты используются учреждением в особом порядке, как правило, на основе охранно-арендных договоров или на праве безвозмездного пользования. Об этом сказано в пункте 1 статьи 120, пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, частях 1, 8 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункте 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Имущество учреждений подразделяют на следующие группы:

  • имущество, закрепленное за ними учредителем;
  • имущество, приобретенное за счет средств учредителя (выделенных на эти цели);
  • имущество, полученное учреждением иным способом (в т. ч. приобретенное за счет средств от деятельности, приносящей доход).

Распоряжение имуществом и его списание

Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на списание имущества зависят от типа учреждения.

<…>

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:*

  • недвижимым имуществом (независимо от источника приобретения: субсидии, средства от деятельности, приносящей доход);
  • особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением учредителем, а также приобретенным за счет средств, выделенных учредителем;
  • особо ценным движимым имуществом приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения.

Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления (в т.ч. особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.* Исключение – совершение крупных сделок и передача имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила следуют из положений пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктов 10, 13 статьи 9.2,пункта 4 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Внимание: с 1 января 2014 года средства, вырученные от продажи недвижимости, нужно перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 1 Закона от 28 декабря 2013 г. № 418-ФЗ).

Перечислить средства нужно независимо от того, из какого уровня бюджета финансируется учреждение. Это связано с тем, что доходы от продажи недвижимого имущества бюджетных учреждений являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Так установлено в пункте 3статьи 41, пункте 1 статьи 51, части 1 статьи 57, части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ.

Порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества зависит от того, на базе какого имущества создано бюджетное учреждение:

  • федерального имущества;
  • имущества субъекта РФ (муниципального образования).

Для бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных бюджетных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17 утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

  • заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;
  • экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;
  • акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных бюджетных учреждений порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся (подп. «з» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установлен приказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. бюджетных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Кроме того, совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30нутвержден общий Порядок представления федеральными государственными (в т. ч. бюджетными) учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

В учете автономных учреждений:

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом:*

  • закрепленным за ним учредителем, а также приобретенным за счет средств, выделенных учредителем;
  • приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения.

Остальным имуществом, находящемся на праве оперативного управления (в т.ч. недвижимым и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.* Из данного правила есть исключение.Передавать имущество другим организациям в качестве их учредителя (участника) автономное учреждение вправе только с согласия своего учредителя. Совершать крупные сделки автономное учреждение может только с предварительного одобрения наблюдательного совета.

Такие правила следуют из положений пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, частей 2, 6 статьи 3, части 1статьи 15 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, и письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Внимание: с 1 января 2014 года средства, вырученные с продажи недвижимости, нужно перечислять в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 1 Закона от 28 декабря 2013 г. № 418-ФЗ).

Перечислить средства нужно независимо от того, из какого уровня бюджета финансируется учреждение. Это связано с тем, что доходы от продажи недвижимого имущества автономных учреждений являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Так установлено в пункте 3статьи 41, пункте 1 статьи 51, части 1 статьи 57, части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ.

Порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества зависит от того, на базе какого имущества создано автономное учреждение:

  • федерального имущества;
  • имущества субъекта РФ (муниципального образования).

Для автономных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных автономных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17 утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

  • заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;
  • экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;
  • акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных автономных учреждений порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся (учредители) (подп. «и» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834, подп. «ж», «н» п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 октября 2007 г. № 662). Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установленприказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. автономных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденнымприказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Кроме того, совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30нутвержден общий Порядок представления федеральными государственными (в т. ч. автономными) учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

<…>

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

20.02.2014г.

С уважением, Булат Ахмутинов

эксперт Горячей линии БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Наталией Зориной, ведущим экспертом Горячей линии БСС «Система Главбух»

_________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль