Установка норм расхода топлива на автотранспорт

469

Вопрос

В нашем училище на балансе стоит автотранспорт. Установленных законодательством норм расхода бензина не хватает. Имеет ли право училище самостоятельно установить нормы расхода топлива на автотранспорт

Ответ

Если перерасход топлива возник по объективной причине при эксплуатации автомобиля в определенных условиях и местности (например, в условиях городских дорог, где имеются заторы, из-за вынужденной эксплуатации автомобиля в технически неисправном состоянии). В этом случае его списание производите по распоряжению руководителя учреждения. Подтвердить нормы списания ГСМ (превышающие установленные Минтрансом России и утвержденные руководителем) можно, в частности, контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения (специализированными организациями, которые осуществляют исследование по соблюдению правил эксплуатации транспортных средств в целях избежания перерасхода топлива). Списание ГСМ по распоряжению руководителя производите в общем порядке.

Нет, не может. Нормативный расход топлива определяется на основе базовой нормы расхода топлива с учетом поправочных коэффициентов (раздел 1 Методических указаний, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р). Поправочные коэффициенты увеличивают нормы расхода топлива, они устанавливаются с учетом климатических условий эксплуатации автомобиля (высокогорье, равнина и т.д.), также надбавки производятся при эксплуатации автомобиля в зимнее время (и уменьшаются в летнее время).

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 • Hs • S • (1 + 0,01 • D),

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение), %.

Если для конкретной модели автомобиля базовая норма расхода топлива не установлена, то руководитель учреждения может вводить в действие нормы, разработанные профильными научными учреждениями.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух » версия для бюджетных , казенных и автономных учреждений

1. Ситуация: Как определить для целей бухучета нормативный расход топлива, если распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г . № АМ-23-р базовая норма расхода топлива по конкретной модели (марки, модификации) автомобиля не утверждена

Нормативный расход топлива определяется на основе базовой нормы расхода топлива с учетом поправочных коэффициентов(раздел 1 Методических указаний, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р).

Если для конкретной модели (марки, модификации) автомобиля базовая норма расхода топлива не установлена распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, то она может быть утверждена приказом:

  • руководителя учреждения;
  • руководителя местной администрации региона.

Однако следует учитывать, что руководитель учреждения (местной администрации региона) может вводить в действие только нормы, разработанные профильными научными учреждениями. Для этого учреждение (местная администрация региона) должно подать индивидуальную заявку на разработку норм расхода топлива научному учреждению (например, Государственному научно-исследовательскому институту автомобильного транспорта). Типовой формы такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме.*

Такой порядок установлен в пункте 6 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Пример определения нормы расхода топлива для легкового автомобиля, если базовая норма расхода топлива по нему не утверждена*

Учреждение «Альфа» приобрело автомобиль VOLVO S80 2.0, объем двигателя 2 л. Базовая норма расхода топлива для данной модели не установлена.

Руководитель «Альфы» А.В. Львов направил заявку в Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (ГНИИАТ) на разработку норм расхода топлива. В соответствии с заключением ГНИИАТ Львов утвердил базовую норму расхода топлива приказом.

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные»

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 14.03.2008 № АМ-23-Р

Методических рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"

<…>

1. Общие положения и порядок применения норм расхода

<…>

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;*
- транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
- автобуса, где учитывается его снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
- самосвала, где учитывается его снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
- транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т·км) при работе грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом; автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом; или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями; или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, грузовые автомобили, автобусы и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах "Правил дорожного движения".*
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает базовую норму и дополнительный к базовой норме расход топлива, который зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

<…>

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

<…>

. Нормы расхода топлив для автомобилей общего назначения

Принятые сокращения, которые используются в таблицах разделов 2 и 3, приведенные в приложении 9.

2.1. Легковые автомобили

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:*

Qн = 0,01 • Hs • S • (1 + 0,01 • D),

(1)

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение), %.

<…>

3. Ситуация: Как в бухучете списать ГСМ, если фактический расход топлива больше нормативного

Ответ на этот вопрос зависит от причин возникновения перерасхода.

Перерасход топлива может возникнуть по объективной причине при эксплуатации автомобиля в определенных условиях и местности (например, в условиях городских дорог, где имеются заторы, из-за вынужденной эксплуатации автомобиля в технически неисправном состоянии). В этом случае его списание производите по распоряжению руководителя учреждения. Подтвердить нормы списания ГСМ (превышающие установленные Минтрансом России и утвержденные руководителем) можно, в частности, контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения (специализированными организациями, которые осуществляют исследование по соблюдению правил эксплуатации транспортных средств в целях избежания перерасхода топлива). Списание ГСМ по распоряжению руководителя производите в общем порядке.*

Если перерасход топлива возник по вине водителя, при ненадлежащей эксплуатации автомобиля, то учреждение может квалифицировать его как недостачу или ущерб. Подробнее о документальном оформлении недостачи или ущерба, нанесенного учреждению, см. Как удержать из зарплаты материальный ущерб, нанесенный организации. О том, как отразить в бухучете и при налогообложении недостачу, см. Как списать в бухучете недостачу (сверх норм естественной убыли) по вине сотрудника.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 8 июля 2011 г. № 02-06-10/3056.

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные»

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин

действительный государственный советник РФ 3-го класса

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

18.02.2014г.

С уважением, Булат Ахмутинов

эксперт Горячей линии БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Наталией Зориной, ведущим экспертом Горячей линии БСС «Система Главбух»

_________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль