Закупка товаров (работ, услуг) стоимостью не более 100 тыс. руб.

261

Вопрос

Заказчик может не размещать в еэс сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч р ублей.ст.4 п.15 ФЗ-223 Поясните, 100 тыс. рублей за какой период: год, квартал, месяц? Как лучше описать этот пункт в положении о закупках.

Ответ

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ закупочную деятельность заказчика регламентирует Положение о закупке. Оно должно содержать:

 

1) требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;

2) порядок заключения и исполнения договоров;

3) иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей по одному договору.

Ниже приведен фрагмент Постановления администрации города Тамбова от 19.12.2013 № 10901 "Об утверждении примерного положения о закупках товаров, работ, услуг", где пунктом

15.2 установлено, в каких случаях Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Данным пунктом установлено, в том числе, право приобретения иных товаров (работ, услуг), начальная (максимальная) цена которых не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом общий объем таких закупок должен составлять не более пяти миллионов рублей в год. Для закупки по данному основанию Заказчик должен провести сравнительный анализ рынка с сопоставлением цен не менее чем от трех поставщиков и составить справку-обоснование цены договора. Если цены на закупаемые товары, работы, услуги сложно сопоставить, то Заказчик должен привести обоснование цены путем составления калькуляции (расчета, сметы). Обоснование цены должно храниться Заказчиком вместе с договором.

А в пункте 15.3. указано, что Извещение о закупке у единственного поставщика (за исключением закупки на сумму, не превышающую сто тысяч рублей) размещается на Официальном сайте не позднее чем за 1 день до предполагаемой даты заключения договора и должно содержать следующие сведения:

способ закупки;

наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика;

предмет договора.

При разработке Положения о закупках учтите типичные ошибки заказчиков, допускаемых при составлении положения о закупках, которые рассмотрены ниже в статье.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Особенности для бюджетных учреждений*

Бюджетные учреждения должны проводить закупки в общем порядке, установленном для заказчиков.

Внимание: закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ содержит положения, которые регулируют деятельность государственных и муниципальных заказчиков, но неприменимы к бюджетным учреждениям.

Бюджетное учреждение должно руководствоваться всеми требованиями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, которые относятся к термину «заказчик». Оно не признается государственным или муниципальным заказчиком (п. 5–7 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Например, закупки бюджетных учреждений допускается централизовывать только в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Бюджетные учреждения должны самостоятельно обосновывать закупки, заключать и исполнять контракты. В то время как процесс закупок государственных и муниципальных заказчиков можно централизовать полностью. Планирование закупок, заключение и исполнение государственного или муниципального контракта, в том числе приемка товаров (работ, услуг) и их оплата для нескольких государственных или муниципальных заказчиков, могут быть переданы одному уполномоченному органу, уполномоченному учреждению (ч. 2, 3 и 5 ст. 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Бюджетные учреждения имеют право не применять Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ только при закупках:

за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;

в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;

за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС).

При этом к доходам от иной деятельности относятся все поступления, за исключением грантов, средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а также субсидий, предоставленных из бюджетной системы России (письмо Минэкономразвития России от 11 сентября 2013 г. № Д 28и-1045).

Во всех вышеуказанных случаях при проведении закупок бюджетное учреждение может руководствоваться Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Для того чтобы воспользоваться своим правом, учреждению нужно разработать положение о закупке и разместить его до начала года на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Об этом сказано в частях 1–3 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 4 части 2 статьи 1, пункте 6 части 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Внимание: для применения в 2014 году Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ принять и разместить на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) положение о закупке нужно до 1 апреля 2014 года. До его размещения бюджетные учреждения при проведении закупок должны руководствоваться Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 25 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Пример составления положения о закупках бюджетного учреждения*

Администрацией бюджетного учреждения «Альфа» было принято решение проводить в 2014 году закупки за счет средств от иной приносящей доход деятельности в порядке, установленном Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

В связи с этим руководитель учреждения «Альфа» в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ утвердил положение о закупках, которое было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в январе 2014 года (до 1 апреля 2014 года).

Также бюджетному учреждению на основании безвозмездных договоров (соглашений) могут быть переданы полномочия на проведение закупок для государственных и муниципальных нужд (ч. 6 ст. 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При проведении закупок для этих нужд учреждение обязано соблюдать положения, установленные законом для государственных (муниципальных) заказчиков.*

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18.07.2011 № 223-ФЗ

О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (с изменениями на 28 декабря 2013 года)

<…>

Статья 4. Информационное обеспечение закупки*

<…>

15. Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.* В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

<…>

3. Статья: Положение о закупках: что учесть при разработке

С 2014 года бюджетные учреждения получат возможность проводить закупки не только по нормам Закона о контрактной системе. Для этого до 1 января 2014 года учреждениям надо принять положение о закупках.

Возможные режимы закупок

Закон о контрактной системе (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ), вступающий в силу с 1 января 2014 года, внесет значительные изменения в практику проведения закупок бюджетными учреждениями. Они получат право использовать два режима закупок. Закупки за счет средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий будут осуществляться по нормам Закона о контрактной системе. А закупки, предусмотренные частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе (за счет грантов, средств, полученных при ведении приносящей доход деятельности, а также в качестве исполнения по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения контракта иными лицами), можно проводить по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Для того чтобы в полной мере воспользоваться правом осуществления закупок по нормам Закона № 223ФЗ, бюджетные учреждения до 1 января 2014 года вправе принять правовой акт (положение о закупках). Он разрабатывается в соответствии со статьей 2 Закона № 223ФЗ в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе и проводимых в 2014 году. Такое положение должно быть размещено до 1 января 2014 года на официальном сайте в интернете www.zakupki.gov.ru.

Требования к содержанию положения о закупках

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Оно должно содержать:

1) требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;

2) порядок заключения и исполнения договоров;

3) иные связанные с обеспечением закупки положения.*

Отметим, что до настоящего времени не урегулирован вопрос о порядке принятия бюджетным учреждением положения о закупках, поскольку не установлено, кто его принимает от лица учреждения. › |

› | Частью 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ определено, кем утверждается положение о закупке для отдельных видов юридических лиц. Так, если заказчик ООО, то положение утверждает общее собрание его участников. Если заказчиком является ГУП или МУП, положение утверждает его руководитель. Но в отношении бюджетных учреждений этот момент не урегулирован.

Говоря об общих рекомендациях к содержанию положения о закупках, следует отметить, что опыт применения Закона № 223ФЗ выявил ряд типовых случаев непонимания сути закона лицами, его применяющими. Рассмотрим некоторые из типичных ошибок заказчиков, допускаемых при составлении положения о закупках.*

1. Отсутствие каких-либо конкретных правил и (или) рекомендаций по выбору способа закупки.* Очень часто копируется опыт (крайне неоднозначный) госзакупок (одноименность продукции, «поквартальность» мелких закупок, предельный процент мелких закупок и т. д.). Не учитывается один из базовых принципов научно обоснованной методологии закупочной деятельности, который заключается в следующем: преимущественными способами закупки являются конкурентные закупки (в идеальном случае – конкурсы и аукционы). В случае нецелесообразности конкурентных закупок проводится неконкурентная закупка у единственного поставщика при строгом контроле обоснованности такой закупки и ее конечной стоимости.

2. Необоснованно завышенный ценовой порог проведения неконкурентных процедур.* Многие коллеги слишком поздно осознают, что правило проведения закупки на неконкурентной основе «до 10 млн руб.» при максимальных ценах заключаемых контрактов не более 2 млн руб. не найдет (и справедливо не найдет) понимания у органов по контролю и надзору.

3. Непонимание разницы между неконкурентной закупкой и непубличной закупкой.* Правило выбора способа закупки принадлежит заказчику. Правило публичности закупки (размещения информации о такой закупке) регулируется частью 15 статьи 4 Закона № 223ФЗ. В общем случае максимальный размер непубличной закупки не может превышать 100 тыс. руб. (кроме отдельных заказчиков).

Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., он вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

4. Непродуманное копирование опыта закупочных систем иных заказчиков исходя из возможности открытого доступа к реестру положений о закупках.* Не следует слепо заимствовать положения о закупках таких организаций, как «Ростелеком», «Газпром», «Российские железные дороги», «Росатом» и т. д. Такие нормативные документы действительно являются результатом труда высококвалифицированных специалистов, но они созданы для решения ряда задач, которые для подавляющего большинства бюджетных учреждений не актуальны (сложные организационные схемы взаимодействия подразделений и служб, применение сложных процедур закупок для сложных (соответственно) объектов закупок, описание сложных алгоритмов оценки заявок).

5. «Изобретение» самых невероятных закупочных технологий.* Вариантов сотни, но при анализе сути предлагаемых процедур выясняется, что фактически речь идет о конкурсах/аукционах, которые заказчик всячески пытается понимать как неторговые процедуры. Есть судебная практика, которая отлична от субъективного восприятия авторов таких новелл. «Предзапросный мониторинг цен» и «запрос ценовых оферт» могут быть оценены судом как те же конкурсы, но проведенные с грубейшими нарушениями как Закона № 223ФЗ, так и общих норм гражданского законодательства.

6. Применение непрозрачных алгоритмов определения победителя*. Пример: закупка товара с определенными потребительскими свойствами (или его эквивалента). Критерий оценки «качество». Весовое значение 60 баллов (так в документации). Полная неопределенность в части порядка оценки заявок. Допустим, участник предлагает к поставке оригинальный товар. Это 0 баллов или 60 баллов? Прямое нарушение принципа прозрачности закупок и принципа измеряемости требований к объекту закупки.

7. Отсутствие порядка приемки результатов исполнения договора, как документальной, так и фактической, что является нарушением требований части 2 статьи 2 Закона 223ФЗ (содержание положения).*

Важно запомнить
Вопрос о возможности принятия бюджетным учреждением положения о закупках после 1 января 2014 года является в настоящее время неурегулированным.

Александр Владимирович Бурков,

ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 12, ДЕКАБРЬ 2013

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА ОТ 19.12.2013 № 10901

Об утверждении примерного положения о закупках товаров, работ, услуг

<…>

7. Общие положения об осуществлении закупок

7.1. Настоящим Положением предусматриваются следующие способы закупок:

а) конкурентные способы закупки:

путем проведения торгов (конкурс, аукцион);

без проведения торгов (запрос предложений, запрос котировок);

б) неконкурентные способы закупки:

закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).*

7.2. Заказчик выбирает способ осуществления закупки из перечня, установленного пунктом 7.1 настоящего Положения, исходя из необходимости наиболее полного, своевременного и качественного обеспечения потребностей Заказчика в закупаемых товарах, работах, услугах и эффективности расходования средств и с учетом ограничений, установленных настоящим Положением для конкретного способа закупок.

<…>

8.1. Документация об осуществлении закупки включает в себя извещение о закупке (извещение о проведении конкурса, извещение о проведении аукциона, извещение о проведении запроса котировок, извещение о проведении запроса предложений, извещение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и документацию о закупке (конкурсная документация, документация об аукционе, документация о запросе предложений).

8.2. В извещении о закупке, за исключением извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), должны быть указаны следующие сведения:*

способ закупки;

наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика;

предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой Заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена (за исключением извещения о проведении запроса котировок);

место и даты вскрытия конвертов с заявками на участие в процедуре закупки, рассмотрения предложений Участников и подведения итогов закупки;

сведения о преференциях (при необходимости);

сведения об участии в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства (при необходимости).

<…>

15. Закупка у единственного поставщика (подрядчика,

исполнителя)

15.1. Под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ осуществления закупок, при котором Заказчик предлагает заключить гражданско-правовой договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) либо принимает предложение о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения торгов или иных конкурентных процедур закупки.

15.2. Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях:

приобретения товаров (работ, услуг) в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий или для удовлетворения срочных потребностей Заказчика вследствие чрезвычайного события, в том числе при необходимости срочного ремонта имущества, используемого Заказчиком, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно;

приобретения товаров (работ, услуг), которые могут быть получены только от одного поставщика (подрядчика, исполнителя). Критерием, позволяющим осуществлять закупку в данном случае, является в том числе один из следующих:

- товары (работы, услуги) производятся по уникальной технологии, либо обладают уникальными свойствами, что подтверждено соответствующими документами;

- поставщик (подрядчик, исполнитель) закупаемых товаров (работ, услуг) является субъектом естественной монополии в соответствии с действующим законодательством;

- поставщик (подрядчик, исполнитель) закупаемых товаров (работ, услуг), является единственным официальным дилером поставщика, обладающего вышеуказанными свойствами;

- поставщик (подрядчик, исполнитель) закупаемых товаров (работ, услуг) является единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем в данном регионе, при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;

- поставщик закупаемых товаров или его единственный дилер осуществляет гарантийное и текущее обслуживание товаров, поставленных ранее и наличие иного поставщика невозможно по условиям гарантии;

заключения Заказчиком договора в целях исполнения ранее заключенного Заказчиком контракта (договора) по результатам торгов (иных процедур), в которых Заказчик принимал участие, в том числе торгов (иных процедур) на право заключения контракта (договора) для государственных и муниципальных нужд, гражданско-правового договора бюджетного учреждения;

проведения дополнительных закупок, когда по соображениям стандартизации, унификации, а также для обеспечения совместимости или преемственности (для работ, услуг) с ранее приобретенной продукцией новые закупки должны быть сделаны только у того же поставщика (подрядчика, исполнителя);

размещения заказа на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

размещения заказа на заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

приобретения материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности определенных авторов в случае, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу;

размещения заказа на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами;

приобретения услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);

приобретения услуг, связанных с проведением технического обслуживания специальной аппаратуры, аттестации и контроля защищенности объектов автоматизации, обрабатывающих информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, и выделенных помещений;

заключения гражданско-правовых договоров о выполнении работ, оказании услуг Заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами;

возникновения потребностей в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

заключения на новый срок договора аренды недвижимости в отношении занимаемого Заказчиком помещения или используемых им объектов недвижимости;

приобретения товаров (работ, услуг), процедура закупки которых иным способом признана несостоявшейся по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, и по итогам такой процедуры не заключен договор.

При этом изменений условий договоров не допускается, за исключением сроков поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, а также цены, которая может быть снижена;

приобретения иных товаров (работ, услуг), начальная (максимальная) цена которых не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом общий объем таких закупок должен составлять не более пяти миллионов рублей в год. Для закупки по данному основанию Заказчик должен провести сравнительный анализ рынка с сопоставлением цен не менее чем от трех поставщиков и составить справку-обоснование цены договора. Если цены на закупаемые товары, работы, услуги сложно сопоставить, то Заказчик должен привести обоснование цены путем составления калькуляции (расчета, сметы).

Обоснование цены должно храниться Заказчиком вместе с договором;*

<…>

15.3. Извещение о закупке у единственного поставщика (за исключением закупки на сумму, не превышающую сто тысяч рублей) размещается на Официальном сайте не позднее чем за 1 день до предполагаемой даты заключения договора и должно содержать следующие сведения:

способ закупки;

наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика;

предмет договора.*

<…>

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

19.02.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×