Расходование средств без плана ФХД

584

Вопрос

Если у учреждения отсутствует план по доходам и расходам от приносящей доход деятельности на текущий финансовый год , имеет ли право учреждение расходовать денежные средства оставшиеся на лицевом счету с прошлого года и поступившие в текущем?

Ответ

Нет, не имеет. Финансово-хозяйственная деятельность бюджетных учреждений ведется на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности. В нем содержатся плановые показатели по поступлениям денежных средств в разрезе видов деятельности, осуществляемых учреждением, и плановые показатели по расходованию полученных средств. Неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки внебюджетных средств подлежат использованию бюджетным учреждением в текущем финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

 

При этом остаток внебюджетных средств отражается в строке Плана " Планируемый остаток средств на начало планируемого года". План и изменения в него составляйте в порядке и по форме, установленным учредителем.

Например, Приказом Минобрнауки от 10.12.2013 г. № 1321 утвержден новый порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных госучреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России. Данным порядком установлено, что вносить изменения в план ФХД можно не чаще одного раза в квартал. Для этого заполняется форма "Сведения о вносимых изменения".

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Общие требования

Единые требования к составлению Плана утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н. При этом требования, установленные данным приказом для подразделений, распространяются также на федеральные бюджетные и автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых (в случаях, предусмотренных законодательством) выполняет другое федеральное бюджетное или автономное учреждение (п. 2 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

План финансово-хозяйственной деятельности должны составлять:

автономные учреждения;

бюджетные учреждения.

Такой порядок следует из подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

План составляйте в порядке и по форме, установленным учредителем.* Особенности составления и утверждения Плана для обособленных подразделений также определяет учредитель (если иное не установлено федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ). Об этом сказано в пунктах 2, 4, 16 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и пункте 2 письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 02-03-09/429. Например, для учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России, порядок составления Плана и его форма утверждены приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1321.

План финансово-хозяйственной деятельности составьте на следующие периоды:

на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на финансовый год;

на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период.

Кроме того, учредитель при установлении порядка составления Плана вправе предусмотреть дополнительную детализацию его показателей (в т. ч. по временному интервалу, в разрезе видов финансового обеспечения, предусмотренных Отчетом ф. 0503737).

Такой порядок установлен пунктом 3 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и разъяснен в письме Минфина России от 9 июля 2012 г. № 02-13-06/2599.

План составляйте в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой по форме, содержащей следующие части:заголовочную, содержательную и оформляющую (п. 4 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>

Показатели по поступлениям и выплатам

Показатели Плана по поступлениям и выплатам составляйте на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (плановый период).* Основанием для подготовки является представленная учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств:

субсидий на выполнение госзадания;

целевых субсидий;

бюджетных инвестиций (субсидий на капвложения);

публичных обязательств перед гражданами, полномочия по исполнению которых переданы учреждению (его подразделению).

После утверждения Закона (решения) о бюджете показатели Плана уточните.

Об этом сказано в пунктах 9, 17 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.*

Показатели по поступлениям

Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

субсидий на выполнение госзадания;

целевых субсидий;

бюджетных инвестиций (субсидий на капвложенния);

поступлений от оказания услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, которые предоставляются на платной основе;

поступлений от иной деятельности, приносящей доход;

поступлений от реализации ценных бумаг.*

Кроме того, справочно укажите:

суммы публичных обязательств перед гражданами, полномочия по исполнению которых переданы учреждению (подразделению);

средства, поступившие во временное распоряжение учреждения (подразделения).

Данные о субсидиях, бюджетных инвестициях, а также о публичных обязательствах формируйте с учетом сумм по подразделениям на основании информации, представленной учредителем. Подразделения формируют указанные данные на основании информации, полученной от учреждения.

Данные о поступлениях от деятельности, приносящей доход, формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и планируемой стоимости их реализации.

Такой порядок установлен пунктом 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком «минус» (письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225).

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, направленных на:

оплату труда и начисления на оплату труда;

услуги связи;

транспортные услуги;

коммунальные услуги;

арендную плату за пользование имуществом;

услуги по содержанию имущества;

прочие услуги;

безвозмездные перечисления государственным (муниципальным) организациям;

пособия по социальной помощи населению;

приобретение основных средств;

приобретение нематериальных активов;

приобретение материальных запасов;

приобретение ценных бумаг;

прочие расходы;

иные выплаты, не запрещенные законодательством.*

Учредитель вправе при установлении порядка формирования Плана предусмотреть детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ. А по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, в законодательстве нет. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на иные выплаты, с обязательным уточнением Плана).

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, писем Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.

Плановые объемы выплат, связанные с оказанием платных услуг по основной деятельности, определяйте с учетом порядка определения платы, установленной учредителем. Следует отметить, что учредитель вправе установить формирование плановых поступлений (выплат), в том числе в разрезе видов услуг, работ (п. 14–15 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Плановый объем выплат за счет средств целевых субсидий определите в соответствии с правовым актом, которым установлен порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета (п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности (фрагмент) – показатели по поступлениям и выбытиям государственного учреждения*

Бюджетное учреждение «Альфа» в ноябре 2013 года составляет план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год. Для заполнения табличной части Плана – показатели по поступлениям и выплатам учреждения – «Альфа» использует информацию, предоставленную учредителем о планируемых объемах субсидий, бюджетных инвестиций и т. д.

В «Альфе» на 2014 год запланированы следующие показатели:

1) остаток средств на 1 января 2014 года – 10 000 000 руб.;

2) поступления, всего – 15 600 000 руб., в том числе:

субсидии на выполнение государственного задания – 1 500 000 руб.;

целевые субсидии – 1 300 000 руб.;

поступления от оказания платных услуг по основной деятельности – 10 000 000 руб.;

поступления от иной приносящей доходы деятельности – 2 800 000 руб.;

3) выплаты, всего – 13 200 000 руб., в том числе:

на оплату труда и начисления на оплату труда – 7 000 000 руб.;

на услуги связи – 200 000 руб.;

на коммунальные услуги – 300 000 руб.;

на услуги по содержанию имущества – 1 200 000 руб.;

на прочие услуги – 500 000 руб.;

на приобретение основных средств – 3 000 000 руб.;

на приобретение материальных запасов – 500 000 руб.;

на прочие расходы – 500 000 руб.;

4) остаток средств на конец 2014 года – 12 400 000 руб.

Экономист «Альфы» на основании приведенных данных заполнил табличную часть Плана – показатели по поступлениям и выбытиям.

Оформляющая часть

Оформляющая часть Плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за содержание Плана, в частности:

руководителя учреждения (уполномоченного им лица);

руководителя финансово-экономической службы;

иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа.

Об этом сказано в пункте 18 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Утверждение Плана

При утверждении Плана следует учесть следующие особенности, установленные для бюджетных и автономных учреждений.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение сформированный План (План с учетом изменений) передает на утверждение учредителю. Учредитель, в свою очередь, вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения. Такой порядок установлен пунктом 22 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

В учете автономных учреждений:

План подразделения (План с учетом изменения) утверждается руководителем бюджетного (автономного) учреждения (п. 23Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Пример составления плана финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное учреждение «Альфа» оказывает услуги высшего профессионального образования. На основании информации, предоставленной учредителем, а также с учетом планируемых показателей деятельности на очередной финансовый год, экономический отдел «Альфы» составил план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год. План передан на утверждение учредителю.

<…>

Изменение Плана и Сведений

При возникновении необходимости внести изменения в План и (или) Сведения нужно составить новые План и (или) Сведения. В частности, изменение в План нужно внести, если в результате выполнения госзадания у учреждения образовалась экономия средств, и оно перераспределяет указанные средства на иные выплаты (в зависимости от потребности учреждения).

Новые показатели не должны противоречить показателям в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменений.*

Такие разъяснения приведены в пункте 19 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н и письме Минфина России от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2703.

При изменении подведомственности учреждения План составьте в порядке, утвержденном новым учредителем (п. 20 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>.

Станислав Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

2. Статья: Введена новая форма плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения

документ
Приказ Минобрнауки от 10 декабря 2013 г. № 1321.

что изменилось
С 1 января 2014 года действует новый Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных госучреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России.

комментарий
Главный бухгалтер образовательного учреждения не должен подписывать план финансово-хозяйственной деятельности.

Как изменилась форма

Из плана финансово-хозяйственной деятельности исключен раздел «Показатели финансового состояния федерального государственного учреждения (подразделения)». Теперь в плане ФХД (в разделе «Показатели по поступлениям, выплатам и источникам дефицита средств…») нужно отражать не только поступления и выплаты, но и их источники:

субсидию на выполнение госзадания;

целевые субсидии (субсидии на иные цели);

бюджетные инвестиции;

средства от приносящей доход деятельности.*

Ранее справочно указывался объем публичных обязательств. Теперь же помимо него предусмотрено указание средств во временном распоряжении и поступлений от размещения средств на банковских депозитах. Также план ФХД дополнен разделом «Сведения о вносимых изменениях № ___».

Изменения в порядке представления

Установлено, что утвержденный план ФХД на очередной финансовый год и на плановый период представляется в Минобрнауки России не позднее 25 января текущего года. Для этого он размещается в интернете в соответствии с Порядком, установленным приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. № 86н. Вносить изменения в план ФХД можно не чаще одного раза в квартал.* Для этого заполняется форма «Сведения о вносимых изменениях» с обоснованиями и расчетами по вносимым изменениям.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2014

3. Статья: Учет средств, полученных в рамках деятельности, приносящей доход

Как уже отмечалось, операции со средствами от приносящей доход деятельности подлежат отражению на лицевых счетах. Бухгалтерские записи в данном случае отличаются тем, что в качестве кода вида деятельности надо указать 2, а денежные средства поступают от покупателей и заказчиков. Средства от деятельности, приносящей доход, можно разделить на две группы:

полученные за реализованную готовую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги;

перечисленные учреждениям в рамках целевого финансирования, то есть гранты, пожертвования и т. д.

Пример отражения операций по поступлению средств от оказания платных услуг*

Бюджетное учреждение оказывает платные услуги. От контрагента поступило 40 000 руб. Бухгалтер записал:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено поступление денежных средств, связанное с зачислением администрируемых учреждением доходов, за оказанные услуги

2 201 11 510
«Поступления денежных средств на лицевые счета в органах казначейства»

2 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

40 000

Одновременно бухгалтер отражает данную сумму на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (код КОСГУ – 130 «Доходы от оказания платных работ, услуг»).

А вот порядок учета средств, поступающих федеральным бюджетным учреждениям в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет, чиновники Минфина России разъяснили в письме от 26 сентября 2012 г. № 02-03-07/3956.

Он указали, что суммы возврата дебиторской задолженности, возникшей у федерального бюджетного учреждения при исполнении им в прошлые годы сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, остаются в самостоятельном распоряжении учреждения и используются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.*

Если средства поступили безвозмездно от юридических и физических лиц, то в соответствии с бюджетной классификацией они отражаются по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

Пример поступления средств в качестве гранта

Бюджетное учреждение получило грант от некоммерческой организации на сумму 78 000 руб.

В учете записано:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход по целевым средствам

2 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

2 401 10 180
«Прочие доходы»

78 000

Поступил грант*

2 201 11 510
«Поступления денежных средств на лицевые счета в органах казначейства»

2 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

78 000

* Одновременно сумму поступлений отражают на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (код КОСГУ – 180 «Прочие доходы»).

Книга БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ – 2013

4. Статья: Учет утвержденных объемов финансового обеспечения

Как уже отмечалось, бюджетное учреждение отражает не только суммы расходов, но и суммы доходов, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год, а также суммы изменений, внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года. При этом применяются счета бухгалтерского учета:

0 507 10 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»;

0 507 20 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения на очередной финансовый год».

Счет обобщает информацию о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности, к поступлению в текущем (очередном) финансовом году. Дебетовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 507 00 000 отражает сумму денежных средств, предусмотренных в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, к поступлению в текущем (очередном) финансовом году (п. 176 Инструкции № 174н).*

Пример отражения утвержденного объема финансового обеспечения*

Планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год (2012 год) учреждению утверждены доходы:

субсидия на выполнение госзадания – 6 000 000 руб.;

средства от приносящей доход деятельности – 3 000 000 руб.

В дальнейшем в план финансово-хозяйственной деятельности были внесены изменения на 1 000 000 руб. (дополнительно выделено на приобретение материальных ценностей 500 000 руб. (за счет собственных доходов) и на оплату коммунальных услуг 500 000 руб. (за счет субсидии). В учете отражено:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены суммы утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам на текущий финансовый год

4 507 10 180
«Утвержденный объем прочих доходов»

4 504 10 180
«Сметные (плановые) назначения по прочим доходам»

6 000 000

Отражены суммы утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам от оказания платных услуг на текущий финансовый год

2 507 10 130
«Утвержденный объем доходов от оказания платных услуг»

2 504 10 130
«Сметные (плановые) назначения по доходам от оказания платных услуг»

3 000 000

Отражено увеличение суммы утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам на текущий год

4 507 10 180
«Утвержденный объем прочих доходов»

4 504 10 180
«Сметные (плановые) назначения по прочим доходам»

500 000

Отражено увеличение суммы утвержденных сметных назначений по доходам от платных услуг на текущий год

2 507 10 130
«Утвержденный объем доходов от оказания платных услуг»

2 504 10 130
«Сметные (плановые) назначения по доходам от оказания платных услуг»

500 000

Книга БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ – 2013

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

17.02.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль