Оценка стоимости имущества

119

Вопрос

Согласно инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета (№ 157н от 01.12.2010) аналитический учет по объектам в составе имущества казны ведется на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования. Значит ли это, что в реестре муниципального имущества поселения должны числиться только объекты, подлежащие учету в составе имущества казны, т. е. не закрепленные за конкретным учреждением? Либо в реестр включается все муниципальное имущество – и объекты основных средств, состоящие на балансе учреждений, и объекты имущества казны? Нашему поселению, в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов, из бюджета муниципального района переданы автодороги (асфальтные, гравийные и грунтовые) с нулевой стоимостью. Согласно инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета (№ 157н от 01.12.2010) объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении. Если нет стоимостной оценки, мы должны их оценить по рыночной стоимости. Мы предполагали оценить их по кадастровой стоимости земли под данными дорогами, но, оформляя земельный участок под конкретной дорогой, этот участок оформляется в собственность поселению как отдельный объект (выдается свидетельство о гос. регистрации права). Каким образом мы можем оценить стоимость этих дорог, особенно грунтовых, если они и есть земля?

Ответ

Муниципальную казну составляет муниципальное имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения. Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2006 г. № Ф04-7746/2006 (28555-А27-24)). Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования. Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

 

распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);

комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;

свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).

Рыночную цену основного средства следует определять исходя из денежной суммы, которая может быть получена при продаже этого объекта или аналогичного имущества. Информацию о текущих рыночных ценах можно получить в органах статистики, торговых инспекциях и СМИ. Кроме того, при невозможности подтверждения учреждение может провести экспертизу (привлечь оценщика). Это следует из пункта 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бюджетном учете поступление имущества казны

Государственное (муниципальное) имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет:

государственную казну России;

государственную казну субъектов РФ;

муниципальную казну.*

По общему правилу учет имущества казны ведут госорганы и органы местного самоуправления, на которые возложены функции управления и распоряжения этим имуществом. При этом полномочия собственника в части имущества казны могут быть переданы иным организациям в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Тогда учет такого имущества является обязанностью этой организации.*

Порядок учета

Порядок учета имущества казны определяется собственником.

В отношении имущества, которое находится в федеральной собственности, порядок учета установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447.

Правила ведения реестра федерального имущества утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 307.

Порядок учета имущества, составляющего казну субъектов РФ (муниципальную казну), а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на региональном и местном уровнях. Например, порядок ведения реестра собственности в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП. Кроме того, отношения, связанные с формированием казны города Москвы, содержанием и распоряжением этими объектами, регулируются Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53. Данным законом также установлен порядок учета объектов, контроля за их состоянием и использованием.

<…>

Документальное оформление

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-7746/2006(28555-А27-24)).

Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования. В частности, данным документом устанавливаются:

состав и перечень регистрируемых параметров объектов;

порядок сбора, обработки и актуализации данных;

полномочия и ответственность учреждения, на которое возложена обязанность по созданию и ведению реестра.

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);

комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;

свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).*

Бухучет НФА*

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитывайте на аналитических счетах счета 0.108.00.000 «Нефинансовые активы имущества казны»:

0.108.51.000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

0.108.52.000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

0.108.53.000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;

0.108.54.000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

0.108.55.000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

0.108.56.000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Порядок учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым документом (положением, регламентом) публично-правового образования. В данном документе должен быть прописан:

четкий порядок взаимодействия участников, которые несут ответственность за движение имущества казны;

документы, которые служат основаниям для принятия объекта к учету (выбытия объектов);

другие организационные моменты.

По общему правилу НФА в составе имущества казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении, без ведения инвентарного и аналитического учета. При этом финансовый орган публично-правового образования вправе установить иной порядок (по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н).

Периодичность отражения операций с имуществом казны в бюджетном учете также устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже одного раза в месяц (на отчетную дату).

Учет операций по движению имущества казны ведите (в соответствии с содержанием операции) в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) или в журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Порядок отражения в учете операций установлен пунктами 141–146 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 38Инструкции № 162н и разъяснен в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559.

Поступление НФА*

В бюджетном учете операции по приобретению имущества в казну, отразите следующим образом:*

<…>

При поступлении имущества в казну по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения) амортизацию примите к учету в общей сумме, начисленной предыдущим правообладателем (п. 94 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подробнее о начислении амортизации см. Как в бюджетном учете начисляется амортизация по имуществу казны.

В соответствии с Инструкцией № 162н отражение в бюджетном учете операций по принятию имущества в казну, зависит от того, как оно поступает:

в рамках движения между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС);

в рамках движения между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также от государственных (муниципальных) организаций;

в рамках движения объектов при получении от иных организаций, за исключением государственных (муниципальных);

в рамках движения объектов при получении от граждан;

в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов;*

в рамках движения объектов при получении от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

в рамках движения объектов при получении от международных финансовых организаций.

Если имущество получено по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), а также в рамках межбюджетной передачи, в учете сделайте проводки:

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КРБ.1.304.04.310 (КРБ.1.304.04.320, КРБ.1.304.04.330…)
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному ГРБС (РБС));

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.180
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным ГРБС (РБС) одного уровня бюджета, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций);

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.54.320, гКБК.1.108.55.330...) Кредит КДБ.1.401.10.151
– отражено поступление объекта в состав имущества казны по первоначальной стоимости (в рамках межбюджетной передачи);

Дебет КРБ.1.304.04.(310, 320) (КДБ.1.401.10.180, КДБ.1.401.10.151) Кредит гКБК.1.104.51.410 (гКБК.1.104.58.410, гКБК.1.104.59.420)
– принята к учету сумма амортизации, начисленной предыдущим правообладателем.

Такие правила установлены пунктами 19, 38 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 104.00,108.00).

<…>

Такие правила установлены пунктом 38 Инструкции 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счет 108.00).

<…>

Эльмира Кадырова,

заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы

2. Рекомендация: Как в бухучете определить рыночную стоимость основных средств, поступивших безвозмездно

Рыночную цену основного средства следует определять исходя из денежной суммы, которая может быть получена при продаже этого объекта или аналогичного имущества. Информацию о текущих рыночных ценах можно получить от изготовителя, в органах статистики, торговых инспекциях и СМИ. Кроме того, при невозможности подтверждения учреждение может провести экспертизу (привлечь оценщика). Это следует из пункта 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Главбух советует: если учреждение затрудняется в оценке безвозмездно полученного основного средства, целесообразно использовать методы, применяемые для целей налогообложения (ст. 105.7 НК РФ). Применение этого способа позволит избежать разницы между первоначальной стоимостью объекта в бухгалтерском и налоговом учете. Выбранный вариант закрепите в учетной политике для целей бухучета.*

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении получение основных средств безвозмездно»

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислав Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

11.02.2014г.

С уважением,

эксперт  БСС «Системы Главбух»

Нефедова Галина

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Популярные статьи на сайте

Инструкция 157н по учету в 2017 году с изменениями



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль