Услуги, связанные с направление работника в командировку

371

Вопрос

С огласно ст.26 ч.1 обозначено заключение контракта на услуги , связанные с направлением работника в служебную командировку необходимо заключать контракты на соответствующие услуги. Как же это применить? Закон 44 ФЗ дополнение к вопросу №315504. В статье 93 ч.1 п.26 сказано, что следует заключать контракты на оказание услуг. связанных с направлением работника в служебную командировку. Сотрудники Избирательной комиссии Ростовской области часто направляются в командировки по России и в страны СНГ. Каким образом заключать контракты с гостиницами (они всегда разные) и при приобретении проездных билетов? Каким образом заключать контракты по приобретению билетов на поезда - аэроэкспресс, например, от аэропорта Домодедова до центра Москвы? Каким образом закупать билеты по автобусы? Как быть в такой ситуации , если сотрудник сам приобретает обратный билет? или сдает билет при необходимости и приобретает новый билет другой авиакомпании?

Ответ

1.Официальных разъяснений Минэкономразвития РФ по данному вопросу нет.

 

Из буквального прочтения пункта 26 части 1, частей 3-4 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. можно следует, что для заключения контракта с единственным поставщиком по данному основанию не требуется публиковать извещение о размещении заказа. Однако с 2014 года при закупках у единственного поставщика следует обосновать выбор способа закупки и цену контракта. Для оформления обоснования цены контракта применяйте Методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

Для обоснования цены контракта используйте метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Этот метод является приоритетным (часть 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). То есть учреждение должно предоставить сведения о том, что закупка данного товара (услуги) у других поставщиков будет стоить дороже, чем выбранное предложение.

По итогам исполнения контракта, по товарам (работам, услугам), приобретенным для нужд учреждения,  должна быть проведена экспертиза. Если закупка осуществлялась на основании п.п.4, 5, 26  части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ  экспертизу можно проводить собственными силами, специально созданной приемочной комиссией. В ее состав Вы вправе включить любых сотрудников, которые могут принять товар (услугу) и определить его соответствие целям, для которых он приобретался. Результаты экспертизы нужно оформить документом (отчетом), составленном в произвольной форме. Такой вывод следует из буквального прочтения статьи 94 Закона 44-ФЗ от  05.04.2013г. Специальных разъяснений о проведении и оформлении экспертизы законодательство пока не дает. Считаем, что в случае, когда сотрудник приобретал проездные билеты, он может составить документ, в котором содержится заключение о том, качественно ли была оказана ему услуга перевозки.

2. По вопросу учета командировочных расходов (за исключением суточных), наличных денег на приобретение товаров (работ,услуг) через подотчетных лиц выдаваемых в подотчет, однозначно ответить нельзя. Официальных разъяснений Минэкономразвития РФ пока не дал.

Из буквального прочтения Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. можно сделать вывод, что все закупки учреждения, в том числе и выдача сотрудникам подотчетных сумм (кроме суточных) должны быть учтены при планировании. В таком случае данные расходы нужно отнести к закупкам у единственного поставщика по п.4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ (до 100 т. рублей).

С другой стороны, если следовать правилам, которые применялись в 2013 году, то суммы возмещения сотрудникам командировочных расходов не считались закупкой для нужд учреждения и при планировании закупок не учитывались. Согласно разъяснениям, данным в письме Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. № ОГ-Д28-6, для организации командировок своих сотрудников учреждения применяли нормы Закона 94-ФЗ при заключении от своего имени договоров (контрактов) с организациями (физлицами).

Таким образом, в сложившейся неоднозначной ситуации по применению норм Закона 44-ФЗ до получения конкретных разъяснений законодательства, считаем наиболее правильным и безопасным для учреждений командировочные расходы (кроме суточных), возмещаемые сотрудникам по авансовым отчетам, другие подотчетные суммы учесть в объеме закупок у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

В частных разъяснениях специалистов Минэкономразвития РФ закупка у единственного поставщика может быть обоснована в основном срочностью закупки. В остальных случаях следует проводить конкурентные процедуры.

Обоснование данной позиции содержится ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Способы определения поставщиков

В общих случаях заказчик определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами ( ч. 2 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

К конкурентным способам относятся:

В некоторых случаях допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика ( ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки ( ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2.Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

<…>

«Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)


1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

<…>

26) заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, *а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно,* наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

<...>


3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.»*

3.Рекомендация: Как заключить контракт по итогам определения поставщика


По результатам определения поставщика заключите контракт с победителем или единственным поставщиком.

Контракт должен быть оформлен письменно с соблюдением всех требований законодательства о контрактной системе. Его нужно заключать независимо от источников финансирования (средства бюджета (в т. ч. субсидии), внебюджетные источники) и от того, каким способом был определен поставщик:*

Такие правила установлены в части 1 статьи 1, пунктах 2, 8 статьи 3, пунктах 4, 5 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Однако в некоторых случаях заказчик вправе заключить контракт без учета следующих требований:*

Сделать это можно при закупке:

  • на сумму менее 100 000 руб.;*
  • билетов на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
  • лекарственных средств пациенту по решению врачебной комиссии в объеме, который необходим на срок до проведения запроса предложений.

При заключении данных договоров нужно руководствоваться порядком и требованиями Гражданского кодекса РФ. Об этом сказано в части 15 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

<…>

Срок заключения контракта

Контракт нужно заключить в определенные сроки после проведения процедуры закупки. Сроки заключения, предусмотренные законодательством, приведены в таблице.

Требования к контрактам

К любым контрактам ( даже к заключенным без учета некоторых требований Закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ) предъявляются более жесткие требования, чем к обычным гражданско-правовым договорам.* Любые условия договора поставки могут быть изменены по соглашению сторон ( п. 1 ст. 450 ГК РФ). А условия контракта можно менять только в исчерпывающем перечне случаев, установленном законодательством. Например, объект закупки не может быть изменен, даже если и заказчик, и исполнитель согласны на это ( ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Заключить контракт можно только на тех условиях, которые были указаны в извещении о закупке или приглашении принять участие в определении поставщика, или документации о закупке ( ч. 1 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Содержание контракта

В контракте должны быть оговорены:*

Сложившаяся практика заключения государственных контрактов предусматривает упоминание документов, составленных по итогам определения поставщика. Поэтому в преамбуле контракта сделайте ссылку, например, на протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок или заявок на участие в конкурсе и т. п. ( ч. 10 ст. 53, ч. 8 ст. 78 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Если контракт был заключен по результатам закупки у единственного поставщика, дайте ссылку на конкретный пункт части 1статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта.*

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти вправе разрабатывать и размещать на официальном сайте для применения заказчиками формы типовых контрактов, а также типовые условия контрактов ( ч. 11 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Например, примерные условия контрактов по государственному оборонному заказу установлены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1275.

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

4.Рекомендация: Как для целей проведения закупки товаров (работ, услуг) определить начальную (максимальную) цену контракта

<…>

Начальную (максимальную) цену контракта определяйте с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.*

Однако указанные методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению. Они не могут использоваться органами контроля для проверки деятельности заказчика. Поэтому методические рекомендации применяйте с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности и специфики закупаемого товара, работы, услуги.

Приоритетным является метод сопоставимых цен (анализа рынка). Об этом сказано в части 6 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.*

Использование других методов определения начальной (максимальной) цены контракта допускается только в установленных законодательством случаях.

<…>

Если ни один из методов применить невозможно, тогда к обоснованию цены контракта нужно приложить и обоснование невозможности применения стандартных методов. Об этом сказано в части 12 статьи 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Следует учитывать, что Правительство РФ вправе:

  • установить закрытый перечень источников информации о ценах ( ч. 19 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • определить сферы деятельности, в которых должен применяться особый порядок определения начальной (максимальной) цены при проведении закупок, и назначить федеральные органы исполнительной власти, государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», которые уполномочены устанавливать такой порядок ( ч. 22 ст. 22 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

<…>

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора, цены лота) должно содержать следующие сведения.

1. Полученную заказчиком (уполномоченным органом) информацию или расчеты.

2. Использованные заказчиком источники информации о ценах товаров (работ, услуг), в частности:*

  • если источником информации являются сведения о ценах, полученные от поставщиков, укажите реквизиты (номер и дату) ответов от соответствующих организаций. Наименование организации, предоставившей сведения, а также иные данные о ней можно не указывать;
  • если источником информации является реестр контрактов, укажите номера реестровых записей из реестра контрактов;
  • если источником информации являются данные из Интернета, укажите адрес страницы в Интернете. При этом графическое изображение снимка экрана (скриншот страницы) рекомендуется хранить вместе с документацией о торгах;
  • прочие источники информации (реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т. д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения положений Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Указание источников информации о ценах товаров (работ, услуг) необходимо для того, чтобы потенциальные контрагенты, а также проверяющие органы смогли проверить законность обоснования начальной (максимальной) цены (путем обращения к соответствующим источникам). При этом Обоснование

Читайте в следующих номерах журнала "Зарплата в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      30 000 ответов на вопросы специалистов госсектора

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль